Феномен игрушек в искусстве: от успеха KAWS до арт-вселенной Yoomoota
Почему игрушки — тренд в искусстве?
С начала нулевых игрушки стали занимать новую нишу в современном искусстве. Достаточно посмотреть на количество коллабораций с модными гигантами — от Chanel и Dior до Uniqlo и Nike. Несмотря на то что игрушечная форма интуитивно понятна каждому, возникают вопросы, откуда подобные фигурки появились на арт-рынке и кто их целевая аудитория, к звездной части которой много лет относятся Джастин Бибер, Кайли Дженнер, Дрейк, Фаррелл Уильямс и другие.
Начнем с истории: art toys — практически прямые наследники искусства поп-культуры, ключевыми идеями которой насыщен арт-рынок и сегодня. Король поп-арта Энди Уорхол в 1960-е годы обращался к ультраярким цветам, рекламным и коммерчески успешным образам (будь то банки томатного супа «Кэмпбелл» или голливудская кинодива Мэрилин Монро) — и, главное, делал это легко воспроизводимым тиражным искусством. В результате XX век закрепляет за собой важный переход искусства в фабричную индустрию.
Сегодня мы знаем, что над работами, к примеру, скульптора и короля китча Джеффа Кунса, известного «Собакой из воздушных шаров», трудятся десятки сотрудников в мастерских. То же самое и с художником Даниэлем Аршамом, который перерабатывает популярные образы: часы IKEA, кроссовки Nike, персонажи видеоигр Pokemon. Подобная тенденция неразрывно связана с китч-искусством — тем самым, что ориентируется на массовые образы, лишенные глубоких идей, но всегда экстравагантные. Иначе говоря, это эпатажное искусство без скрытых смыслов, у которого есть как поклонники, считающие это забавным, так и те, кто не любит его за банальность.
Для контекста также имеет значение расцвет культуры хайпбистов (от англ. Hypebeast Culture) в середине 2010-х — это молодые люди, которым присуще коллекционирование предметов роскоши, будь то одежда или аксессуары, и следование общепринятым трендам. Нацеленные на такую аудиторию бренды (Supreme, Stüssy, Off-White и другие) манифестируют дроп-формат, когда покупатель тратит часы в очереди или спешит оформить онлайн-заказ, чтобы приобрести вещь из лимитированной коллекции. Арт-игрушки оказываются предметами на стыке искусства и роскоши и развиваются в той же парадигме, где у каждого ограниченного выпуска есть коллекционная ценность.
Кто самый популярный сегодня?
В широком смысле к пионерам по использованию образов игрушек в искусстве можно отнести Такаси Мураками и Джеффа Кунса. Последний в 2019 году стал самым дорогим из ныне живущих художников, продав на аукционе Christieʼs скульптуру «Кролик» за рекордный $91 млн. Кунс известен монументальными работами из стали с зеркальной полировкой, вдохновленными воздушными шарами. Среди любимых героев публики — надувные собаки, кролики и цветы.
Альтернативный мир Такаси Мураками на стыке поп-культуры и японских традиций, в свою очередь, использует мультидисциплинарный подход, комбинируя живопись и скульптуру, перформанс и текст, а также анимацию. Среди его работ можно найти плюшевые игрушки в виде узнаваемого улыбающегося цветка и множества других героев вселенной Мураками, произведенных его брендом Kaikai Kiki Co., как правило, из винила или акрила. Так, появившийся в 1990-х Мистер ДОБ — один из культовых, а пара Кайкай и Кики стали символами корпорации.
Феноменом современной поп-культуры стал американский граффити-художник и дизайнер Брайан Доннелли, более известный как KAWS. Перед открытием собственной компании он проработал год мультипликатором в Disney. Именно там дизайнер вдохновился знаменитым образом Микки-Мауса, придумав собственную серию так называемых персонажей-компаньонов (Companion) в 1996 году. Сперва это были граффити по всему Нью-Йорку, которые быстро приобрели трехмерную физическую форму разных расцветок и размеров.
Спустя 20 лет арт-игрушки KAWS доступны по всему миру, а их аудитория в социальных сетях насчитывает более четырех миллионов последователей. Если в начале пути творчество Доннелли получало одобрение со стороны уличной культуры, то вскоре подключились галереи и музейные институции, а также модные бренды (среди прочих — Dior, Comme des Garçons, Undercover). Художник также известен крупномасштабной инсталляцией KAWS: Holiday, установленной во время Art Basel в Гонконге в 2019 году.
Другой ключевой игрок индустрии — Be@rbrick от японской компании Medicom Toy, основанной дизайнером Тацухико Акаши в том же 1996-м. История бренда началась не со знаменитого сегодня медведя, а с коллекции Kubrick — фигурки, напоминающей героя LEGO и вдохновленной режиссером Стэнли Кубриком и его экранизацией «Заводного апельсина». В 2001 году появилась линейка Be@rbrick — медведи, доступные в размере от брелока до большой напольной скульптуры. Акаши выбрал образ из-за его культовости, вдобавок накануне свой 100-летний юбилей праздновал плюшевый медведь Тедди.
Развиваясь параллельно на азиатском и американском рынках соответственно, Medicom Toy и KAWS быстро пришли к коммерчески успешному решению, покорившему мир: узнаваемая форма с разнообразным наполнением, цветом и стилем.
Сколько стоит рынок арт-игрушек?
Коллекционные игрушки выделяются в отдельный сегмент: мотивация их покупки обычно не несет развлекательный и игровой характер. Это инвестиция в личную коллекцию, отдельные предметы из которой могут возрасти в цене. В 2021 году рынок таких игрушек в США оценивался в $12 млрд, и, по прогнозам Market Decipher, он может достигнуть $35 млрд к 2032 году.
Чем массовее и проще фабричное производство, тем ниже цена. Небольшие виниловые игрушки KAWS на первичном рынке можно приобрести за $500–1000, а их перепродажа возможна уже в 15 раз дороже. Лимитированные тиражи фигур высотой 120 сантиметров стартуют от $100 тыс. Например, такая скульптура 2011 года была продана четыре года назад на аукционе Phillips в Нью-Йорке за $836 тыс.
Возможность приобрести Be@rbrick тоже зависит от размера и материала фигурки — цены могут начинаться от сотни долларов и заканчиваться десятками тысяч. Так, в 2019 году на аукционе Christie's за $30 тыс. продали фигурку Be@rbrick × Coco Chanel, дизайн которой разрабатывал Карл Лагерфельд еще в 2006-м. Кроме того, ажиотаж на коллаборации между ключевыми игроками рынка — дело привычное, ведь это шанс заполучить Be@rbrick в стилистике KAWS или деревянные фигурки героев Такаси Мураками и Брайана Доннелли в эксклюзивном наборе.
Существуют и более массовые ведущие производители игрушек, такие как FUNKO и Pop Mart, которые отмечают высокий спрос на коллекционных персонажей по мотивам культовых мультфильмов, кинофраншиз, сериалов и видеоигр.
А что в России?
Арт-игрушки — только набирающее популярность направление на российском рынке. В марте этого года стало известно, что арт-проект 31-летнего художника и дизайнера Тараса Желтышева Yoomoota привлек инвестиции в размере $1 млн на мировое развитие. В 2020 году Тарас создал фигурку Mr. Pillman («Пилюльный»), которая олицетворяет собирательный образ ипохондрика. Другие его персонажи, например «Чистая любовь» и «Красный страх», символизируют эмпатию и фобии.
«Вселенная Yoomoota для меня — это больше, чем интерьерные игрушки. Это целое исследование и системный альтернативный мир, где есть более 20 планет, в героях которых сочетаются чувства и физиология человека, отражаются проблемы современного социума. Как медик по образованию, я знаю, что понять устройство человека, его состояния и изменения многим трудно без визуализации и в некоторых случаях ее просто не существует, поэтому мои герои — это доступный способ узнать мир внутри и снаружи», — объясняет художник Тарас Желтышев.
Особенность арт-вселенной Желтышева в том, что его персонажи могут приобретать любую форму — от скульптуры и мебели до живописи и цифрового искусства. Кресло и диван «Лимфоцит» (отсылка к клеткам иммунной системы) оцениваются на старте от $7,5 тыс. до $25 тыс., а скульптуры — от $3,5 тыс. Сейчас художник развивается на азиатском и европейском рынках. Этой осенью арт-игрушки и другие работы можно будет увидеть в Бангкоке в ведущей галерее 333Gallery, расположенной в крупнейшем молле Азии IconSiam. Бренд также планирует развивать фабричное производство небольших фигурок, которые будут доступны широкой аудитории по всему миру.
Другая серия героев, точнее «маленьких монстров», принадлежит дизайнеру и художнику Захару Евсееву, известному под псевдонимом Zak Mini Monster. Вселенная его персонажей — это изучение взаимодействия людей в обществе, где все используют маски и смайлы. Зак работает с экспрессивной техникой стрит-арта, изображая мини-монстров на холстах с помощью аэрозольной краски. Одна из таких картин в 2019 году участвовала в благотворительном аукционе в Лос-Анджелесе под кураторством Джастина Бибера — он лично прислал приглашение художнику в социальной сети. После чего и в персональной коллекции певца появилась картина от Зака.
Еще до сотрудничества с поп-звездой художник создал свою первую арт-игрушку — мини-монстра в кроссовках в коллаборации с Nike. Серия из 12 персонажей выставлялась в магазине на Кузнецком Мосту. А следом он выпустил лимитированный тираж по случаю выхода новой модели кроссовок. Сегодня искусство Zak Mini Monster развивается в Дубае.