Феномен игрушек в искусстве: от успеха KAWS до арт-вселенной Yoomoota

Разбираемся, почему дорогие коллекционные игрушки популярны во всем мире, при чем здесь поп-культура и кто развивает это направление на стыке люкса и современного искусства сегодня.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
Феномен игрушек в искусстве: от успеха KAWS до арт-вселенной Yoomoota
Getty images
Содержание

Почему игрушки тренд в искусстве?

С начала нулевых игрушки стали занимать новую нишу в современном искусстве. Достаточно посмотреть на количество коллабораций с модными гигантами — от Chanel и Dior до Uniqlo и Nike. Несмотря на то что игрушечная форма интуитивно понятна каждому, возникают вопросы, откуда подобные фигурки появились на арт-рынке и кто их целевая аудитория, к звездной части которой много лет относятся Джастин Бибер, Кайли Дженнер, Дрейк, Фаррелл Уильямс и другие.

Начнем с истории: art toys — практически прямые наследники искусства поп-культуры, ключевыми идеями которой насыщен арт-рынок и сегодня. Король поп-арта Энди Уорхол в 1960-е годы обращался к ультраярким цветам, рекламным и коммерчески успешным образам (будь то банки томатного супа «Кэмпбелл» или голливудская кинодива Мэрилин Монро) — и, главное, делал это легко воспроизводимым тиражным искусством. В результате XX век закрепляет за собой важный переход искусства в фабричную индустрию. 

Томатный суп «Кэмпбелл» в исполнении Энди Уорхола
Томатный суп «Кэмпбелл» в исполнении Энди Уорхола
Legion media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня мы знаем, что над работами, к примеру, скульптора и короля китча Джеффа Кунса, известного «Собакой из воздушных шаров», трудятся десятки сотрудников в мастерских. То же самое и с художником Даниэлем Аршамом, который перерабатывает популярные образы: часы IKEA, кроссовки Nike, персонажи видеоигр Pokemon. Подобная тенденция неразрывно связана с китч-искусством — тем самым, что ориентируется на массовые образы, лишенные глубоких идей, но всегда экстравагантные. Иначе говоря, это эпатажное искусство без скрытых смыслов, у которого есть как поклонники, считающие это забавным, так и те, кто не любит его за банальность.

«Собака из воздушных шаров» Джеффа Кунса
«Собака из воздушных шаров» Джеффа Кунса
Legion media

Для контекста также имеет значение расцвет культуры хайпбистов (от англ. Hypebeast Culture) в середине 2010-х — это молодые люди, которым присуще коллекционирование предметов роскоши, будь то одежда или аксессуары, и следование общепринятым трендам. Нацеленные на такую аудиторию бренды (Supreme, Stüssy, Off-White и другие) манифестируют дроп-формат, когда покупатель тратит часы в очереди или спешит оформить онлайн-заказ, чтобы приобрести вещь из лимитированной коллекции. Арт-игрушки оказываются предметами на стыке искусства и роскоши и развиваются в той же парадигме, где у каждого ограниченного выпуска есть коллекционная ценность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто самый популярный сегодня?

В широком смысле к пионерам по использованию образов игрушек в искусстве можно отнести Такаси Мураками и Джеффа Кунса. Последний в 2019 году стал самым дорогим из ныне живущих художников, продав на аукционе Christieʼs скульптуру «Кролик» за рекордный $91 млн. Кунс известен монументальными работами из стали с зеркальной полировкой, вдохновленными воздушными шарами. Среди любимых героев публики — надувные собаки, кролики и цветы.

Альтернативный мир Такаси Мураками на стыке поп-культуры и японских традиций, в свою очередь, использует мультидисциплинарный подход, комбинируя живопись и скульптуру, перформанс и текст, а также анимацию. Среди его работ можно найти плюшевые игрушки в виде узнаваемого улыбающегося цветка и множества других героев вселенной Мураками, произведенных его брендом Kaikai Kiki Co., как правило, из винила или акрила. Так, появившийся в 1990-х Мистер ДОБ — один из культовых, а пара Кайкай и Кики стали символами корпорации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Такаси Мураками в 2019 году
Такаси Мураками в 2019 году
Bertrand Rindoff Petroff/Getty Images

Феноменом современной поп-культуры стал американский граффити-художник и дизайнер Брайан Доннелли, более известный как KAWS. Перед открытием собственной компании он проработал год мультипликатором в Disney. Именно там дизайнер вдохновился знаменитым образом Микки-Мауса, придумав собственную серию так называемых персонажей-компаньонов (Companion) в 1996 году. Сперва это были граффити по всему Нью-Йорку, которые быстро приобрели трехмерную физическую форму разных расцветок и размеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Работы KAWS (Брайана Доннелли)
Работы KAWS (Брайана Доннелли)
Chesnot/Getty Images

Спустя 20 лет арт-игрушки KAWS доступны по всему миру, а их аудитория в социальных сетях насчитывает более четырех миллионов последователей. Если в начале пути творчество Доннелли получало одобрение со стороны уличной культуры, то вскоре подключились галереи и музейные институции, а также модные бренды (среди прочих — Dior, Comme des Garçons, Undercover). Художник также известен крупномасштабной инсталляцией KAWS: Holiday, установленной во время Art Basel в Гонконге в 2019 году.

Другой ключевой игрок индустрии — Be@rbrick от японской компании Medicom Toy, основанной дизайнером Тацухико Акаши в том же 1996-м. История бренда началась не со знаменитого сегодня медведя, а с коллекции Kubrick — фигурки, напоминающей героя LEGO и вдохновленной режиссером Стэнли Кубриком и его экранизацией «Заводного апельсина». В 2001 году появилась линейка Be@rbrick — медведи, доступные в размере от брелока до большой напольной скульптуры. Акаши выбрал образ из-за его культовости, вдобавок накануне свой 100-летний юбилей праздновал плюшевый медведь Тедди.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Медведи Be@rbrick
Медведи Be@rbrick
Legion media

Развиваясь параллельно на азиатском и американском рынках соответственно, Medicom Toy и KAWS быстро пришли к коммерчески успешному решению, покорившему мир: узнаваемая форма с разнообразным наполнением, цветом и стилем.

Сколько стоит рынок арт-игрушек?

Коллекционные игрушки выделяются в отдельный сегмент: мотивация их покупки обычно не несет развлекательный и игровой характер. Это инвестиция в личную коллекцию, отдельные предметы из которой могут возрасти в цене. В 2021 году рынок таких игрушек в США оценивался в $12 млрд, и, по прогнозам Market Decipher, он может достигнуть $35 млрд к 2032 году.

Чем массовее и проще фабричное производство, тем ниже цена. Небольшие виниловые игрушки KAWS на первичном рынке можно приобрести за $500–1000, а их перепродажа возможна уже в 15 раз дороже. Лимитированные тиражи фигур высотой 120 сантиметров стартуют от $100 тыс. Например, такая скульптура 2011 года была продана четыре года назад на аукционе Phillips в Нью-Йорке за $836 тыс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Toys Kaws family
Toys Kaws family
Getty images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможность приобрести Be@rbrick тоже зависит от размера и материала фигурки — цены могут начинаться от сотни долларов и заканчиваться десятками тысяч. Так, в 2019 году на аукционе Christie's за $30 тыс. продали фигурку Be@rbrick × Coco Chanel, дизайн которой разрабатывал Карл Лагерфельд еще в 2006-м. Кроме того, ажиотаж на коллаборации между ключевыми игроками рынка — дело привычное, ведь это шанс заполучить Be@rbrick в стилистике KAWS или деревянные фигурки героев Такаси Мураками и Брайана Доннелли в эксклюзивном наборе.

Фигурка Be@rbrick
Фигурка Be@rbrick
Legion media

Существуют и более массовые ведущие производители игрушек, такие как FUNKO и Pop Mart, которые отмечают высокий спрос на коллекционных персонажей по мотивам культовых мультфильмов, кинофраншиз, сериалов и видеоигр.

А что в России?

Арт-игрушки — только набирающее популярность направление на российском рынке. В марте этого года стало известно, что арт-проект 31-летнего художника и дизайнера Тараса Желтышева Yoomoota привлек инвестиции в размере $1 млн на мировое развитие. В 2020 году Тарас создал фигурку Mr. Pillman («Пилюльный»), которая олицетворяет собирательный образ ипохондрика. Другие его персонажи, например «Чистая любовь» и «Красный страх», символизируют эмпатию и фобии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Mr. Pillman Тараса Желтышева Yoomoota
Mr. Pillman Тараса Желтышева Yoomoota
Legion media

«Вселенная Yoomoota для меня — это больше, чем интерьерные игрушки. Это целое исследование и системный альтернативный мир, где есть более 20 планет, в героях которых сочетаются чувства и физиология человека, отражаются проблемы современного социума. Как медик по образованию, я знаю, что понять устройство человека, его состояния и изменения многим трудно без визуализации и в некоторых случаях ее просто не существует, поэтому мои герои — это доступный способ узнать мир внутри и снаружи», — объясняет художник Тарас Желтышев.

Особенность арт-вселенной Желтышева в том, что его персонажи могут приобретать любую форму — от скульптуры и мебели до живописи и цифрового искусства. Кресло и диван «Лимфоцит» (отсылка к клеткам иммунной системы) оцениваются на старте от $7,5 тыс. до $25 тыс., а скульптуры — от $3,5 тыс. Сейчас художник развивается на азиатском и европейском рынках. Этой осенью арт-игрушки и другие работы можно будет увидеть в Бангкоке в ведущей галерее 333Gallery, расположенной в крупнейшем молле Азии IconSiam. Бренд также планирует развивать фабричное производство небольших фигурок, которые будут доступны широкой аудитории по всему миру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Арт-вселенная Тараса Желтышева Yoomoota
Арт-вселенная Тараса Желтышева Yoomoota
Legion media

Другая серия героев, точнее «маленьких монстров», принадлежит дизайнеру и художнику Захару Евсееву, известному под псевдонимом Zak Mini Monster. Вселенная его персонажей — это изучение взаимодействия людей в обществе, где все используют маски и смайлы. Зак работает с экспрессивной техникой стрит-арта, изображая мини-монстров на холстах с помощью аэрозольной краски. Одна из таких картин в 2019 году участвовала в благотворительном аукционе в Лос-Анджелесе под кураторством Джастина Бибера — он лично прислал приглашение художнику в социальной сети. После чего и в персональной коллекции певца появилась картина от Зака.

Работа художника Zak Mini Monster (Захар Евсеев)
Работа художника Zak Mini Monster (Захар Евсеев)
Legion media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще до сотрудничества с поп-звездой художник создал свою первую арт-игрушку — мини-монстра в кроссовках в коллаборации с Nike. Серия из 12 персонажей выставлялась в магазине на Кузнецком Мосту. А следом он выпустил лимитированный тираж по случаю выхода новой модели кроссовок. Сегодня искусство Zak Mini Monster развивается в Дубае.