Чем хорош «Человек-паук: Паутина вселенных» и как менялся канон Человека-паука в кино?
Питера Паркера кусает радиоактивный паук, наделяя его суперспособностями. Умирает дядя Бен. Подрабатывая в газете, Питер начинает бороться с преступностью, влюбляется в Мэри Джейн, жертвует личным счастьем во имя всеобщего блага, теряет лучшего друга, который сначала пытался его убить.
Питера Паркера кусает радиоактивный паук, наделяя его суперспособностями. Умирает дядя Бен. Учась в колледже, Питер начинает бороться с преступностью, влюбляется в Гвен Стейси. Отец Гвен, капитан полиции, гибнет, а затем гибнет и Гвен, потому что Питер отказался жертвовать личным счастьем во имя всеобщего блага. Лучший друг тоже пытается его убить, но в конце концов попадает в лечебницу. Этот Питер Паркер определенно настрадался.
Питера Паркера кусает радиоактивный паук, наделяя его суперспособностями. В перерывах между школьными занятиями Питер начинает бороться с преступностью, влюбляется в Эм Джей, теряет отцовскую фигуру и «суррогатного дядю Бена» — своего наставника Тони Старка. Полученную в раннем возрасте психологическую травму сублимирует в спасение вселенной, в результате чего теряет тетю Мэй и всех своих друзей. Они не умирают, а просто забывают о его существовании.
Майлза Моралеса кусает радиоактивный паук, наделяя его суперспособностями. Совмещая учебу в престижной академии и борьбу с преступностью, Майлз пытается окончательно не испортить отношения с родителями. Влюбляется в Гвен Стейси из другой вселенной, теряет своего дядю Аарона и по совместительству лучшего друга, который перед этим хотел его убить.
Трилогия Сэма Рейми с Тоби Магуайром, дилогия Марка Уэбба с Эндрю Гарфилдом, трилогия Джона Уоттса с Томом Холландом или анимационная трилогия про Майлза Моралеса от Фила Лорда и Кристофера Миллера. Четыре разных Паука, четыре не слишком уж и разные судьбы. Детали или обстоятельства могут отличаться, но у всех историй про Человека-паука есть общий каркас. На языке комиксов это называется «канон». То есть цепочка ключевых событий, формирующих мифологию персонажа. Раньше мы об этом особо не задумывались, принимая кончину того же дяди Бена как должное, как обязательный этап становления героя. За годы, конечно, приелось, но что поделать, таковы условия.
Однако новый полнометражный фильм про Спайдермена, анимационный блокбастер «Человек-паук: Паутина вселенных», решил впервые воззреть в корень вопроса «что такое канон?» и пересмотреть, казалось бы, незыблемые основы персонажа. Авторы-постмодернисты раскладывают на молекулы комиксную ДНК Человека-паука, выводят основные паттерны канона, а затем с панковским азартом бросают ему вызов. Это, правда, лишь часть революционности нового проекта Sony, но обо всем по порядку.
Итак, давайте еще раз. Питера кусает паук, он влюбляется, затем драматически теряет близких и родных. По большему счету «паучий» канон соседствует с утратой и гибелью любимых. Нужна травма, чтобы преодолеть себя и стать великим. «Паутина вселенных» открывается с истории Женщины-паука Гвен Стейси, чей мир визуально изображен в нежных акварельных тонах, меняющих оттенки в зависимости от настроения главной героини. Она тоже влюбляется в Питера Паркера (в ее мире он обычный подросток), который по неосторожности превращается в Ящера и умирает от рук ничего не знающей Гвен. Гибель Питера в этой вселенной — то же самое, что и гибель дяди Бена в привычных нам, то есть ключевое событие, канон. Отец Гвен, полицейский, вот-вот получит повышение до капитана. А что происходит со всеми близкими Человеку-пауку капитанами, мы хорошо знаем по финалу «Нового Человека-паука» с Гарфилдом. Это тоже канон.
Новый персонаж и главный антигерой «Паутины вселенных» Мигель О’Хара (Паук из будущего и лидер Паучьего общества, созданного для предотвращения мультивселенских аномалий) объясняет, что канон не всегда завязан на боли. Например, культовый момент из самого первого «Человека-паука», где Питер в костюме спускается вниз головой к промокшей насквозь под дождем Мэри Джейн и впервые целует ее. Это тоже канон, который затем повторили Гарфилд с Эммой Стоун, Холланд с Зендеей на Карловом мосту в Праге, и были близки нему Майлз с Гвен.
За четыре экранные реинкарнации героя менялось и изображение любовной линии в фильмах про Паука. Марк Уэбб, например, мог говорить о любви часами, отсюда его дилогия выделяется за счет особой мелодраматичности. В фильмах с Холландом, напротив, отношения с Эм Джей упрощены до базовых настроек. Обычно нам показывают, что у пассий Питера есть своя полноценная жизнь (игра в театре, научная деятельность), а про героиню Зендеи мы практически ничего не знаем. Просто красивая спутница протагониста.
Майлза тянет к Гвен, как адронный коллайдер притянул к себе Пауков из разных вселенных в первом фильме. Во всех мирах Человек-паук влюбляется в Гвен, и везде это заканчивается плохо. Это слова Гвен из «Паутины вселенных», лишающие Майзла долгожданного поцелуя. На что тот отвечает, что все когда-то бывает впервые. Об этом вся «Паутина вселенных». Что будет, если сломать канон? Можно ли обмануть судьбу? Три предыдущих Паука об этом даже не задумывались. Они шли своим опасным, но схожим путем избранного. Майлз Моралес протестует против шаблонности, против избранности и всего героического пафоса, он обычный подросток, оказавшийся не в то время не в том месте, аномалия. И в этом свежесть, новизна подхода Лорда и Миллера: они буквально переизобрели архетип персонажа и подарили ему новую форму самовыражения.
И форма эта анимационная. Эклектичная анимация, вобравшая в себя весь артистизм и художественную нетривиальность, что сейчас можно отыскать на голливудских холмах. Кроме уже упомянутых пастельных тонов и знакомых по оригиналу сочетаний 2D с 3D, в сиквеле использована ручная техника (для мира индийского Паука), чернила (собственный стиль главного злодея), футуристический стиль (мир Мигеля) и даже стиль постеров эпохи панк-рок-революции в Лондоне 1970-х (на его основе придумана внешность Хобби Брауна).
Вся эта визуальная феерия – бунт против устоявшихся канонов. Бунт против однотипной, сделанной на скорую руку супергероики, заполонившей экраны. Бережно курируемый саундтрек Metro Boomin, оригинальная аутентичная музыка Дэниела Пембертона под каждого героя, галерея стилистически разнообразных Пауков из параллельных миров (включая неожиданные камео) — все здесь сделано с душой и любовью к творчеству. Однако в «Паутине вселенных» мы видим лишь половину замысла. Кино заканчивается буквально на середине событий, подготавливая почву к дальнейшим бесповоротным потрясениям общеизвестного «паучьего» канона в триквеле. Тем не менее революция уже началась. Человек-паук, а вместе с ним и вся развлекательная индустрия, только что открывшая для себя новые возможности анимации, уже никогда не будут прежними.