Без Marvel и DC: 12 лучших экранизаций комиксов
«30 дней ночи» / 30 Days of Night (2007)
В небольшом городке на Аляске раз в году на целых 30 суток пропадает солнце. Местные этот период называют «тридцатью днями ночи». Те, кто не может прожить столько в темноте, на месяц уезжают в другие города, а привыкшие, например полицейский Эбен Олесон (Джош Хартнетт), тщательно подготавливаются к тяжелым временам. Однако вряд ли можно подготовиться к нашествию банды кровожадных вампиров, для которых затяжная ночь в отрезанном от цивилизации городе, полном людей, — идеальное место охоты. Хоррор основан на серии комиксов Стива Найлза, которую приобрел Сэм Рейми, а затем назначил на пост режиссера автора клипов Muse и System of a Down Дэвида Слэйда. Тот, в свою очередь, не растерялся и снял красивый и безудержный фильм ужасов с роком на саундтреке и литрами крови на снегу.
«Скотт Пилигрим против всех» / Scott Pilgrim vs. the World (2010)
На каждый культовый комикс должен найтись культовый режиссер. Брайану Ли О’Мэлли повезло: его историю о музыканте-неудачнике, который влюбился в крутую девушку с семью злыми бывшими, идеально перенес на экран британец Эдгар Райт. У Райта есть яркий визуальный стиль и невероятное чувство юмора, благодаря чему «Скотт Пилигрим против всех» входит в топ лучших экранизаций комиксов всех времен.
«Судья Дредд» / Dredd (2012)
Не все знают, но именно «Судья Дредд» запустил режиссерскую карьеру Алекса Гарленда. Выдающийся фантаст, снявший затем «Из машины», «Аннигиляцию» и «Род мужской», не только адаптировал комикс Джона Вагнера и Карлоса Эскерры, но еще и заменял на съемочной площадке не справлявшегося коллегу Пита Трэвиса. «Судья Дредд» — это зубодробительный экшен про элитного полицейского, оказавшегося запертым в кишащей преступниками многоэтажке. Коридорный боевик, брутальный киберпанк, зрелищная постановка боевых сцен, умный фантастический сюжет — все в этом фильме откалибровано до идеальных пропорций.
«300 спартанцев» / «300 (2007)
Легко узнаваемый визуальный стиль Зака Снайдера безупречно лег на мрачный комикс легендарного Фрэнка Миллера. История о трех сотнях бравых спартанских воинов, противостоящих легионам персов, запоминается в первую очередь размахом и брутальными сражениями. Снайдер умеет делать красиво и работой над «300 спартанцами» доказал, что чувствует органику комиксного повествования, как никто в Голливуде. В результате ему доверили фильмы про Хранителей, Супермена, Бэтмена и Лигу справедливости.
«Париж, 13-й округ» / Les Olympiades, Paris 13e (2021)
Вышедший на этой неделе в российский прокат французский фильм Жака Одиара «Париж, 13-й округ» — это тоже экранизация комикса. А если точнее, нескольких новелл из сборника канадского автора Эдриана Томинэ «Смех и смерть» (под таким названием он издан на русском). В фильме события перенесены из солнечной Калифорнии в черно-белую палитру парижских задворок, где образуется страстный любовный четырехугольник. Тихий и лиричный «Париж, 13-й округ» ломает все представления об экранизациях комиксов — они не обязаны быть супергероикой про спасение мира или напичканными компьютерной графикой боевиками.
«Хеллбой II: Золотая армия» / Hellboy II: The Golden Army (2008)
Иногда экранизации неплохих серий комиксов становятся настоящими произведениями искусства. Так произошло, когда мексиканский сказочник Гильермо дель Торо взялся за «Хеллбоя» Майка Миньолы. Причем весь непомерный авторский потенциал режиссера раскрылся именно во второй части — «Золотой армии», которую по праву считают одним из самых завораживающих фильмов супергеройской тематики. Дель Торо подошел к истории демона, защищающего Землю от темных сил, с размахом и грациозностью «Властелина колец» Джексона.
«Ворон» / The Crow (1994)
Готический хоррор Алекса Пройаса по книге комиксов Джеймса О’Барра стал гимном мрачной поэтике постпанковского воображения. История о рок-музыканте, которого вместе с невестой жестоко убили на Хеллоуин, а год спустя он вернулся с того света, чтобы отомстить, до сих пор пробирает до мурашек. И даже не из-за трагически скончавшегося прямо во время съемок исполнителя главной роли Брэндона Ли. Это кино гипнотизирует атмосферой нарастающего отчаяния, роскошным стилем и прекрасно подобранным под меланхоличное настроение саундтреком из композиций Nine Inch Nails, The Cure, Medicine и других групп.
«Особо опасен» / Wanted (2008)
Голливудский дебют Тимура Бекмамбетова получился ярким. В основу лег комикс Марка Миллара, задуманный как своеобразный ответ «Человеку-пауку» и всей традиционной супергероике, в которой простой парень узнает о своих способностях и встает на сторону добра. В «Особо опасен» офисный клерк Уэсли (Джеймс МакЭвой) оттачивает навыки киллера и становится членом братства элитных убийц. Бекмамбетов продемонстрировал Западу все, чему научился во время съемок «Дозоров», и не забыл про свои корни, взяв на одну из ролей Константина Хабенского.
«Приключения Тинтина: Тайна Единорога» / The Adventures of Tintin (2011)
Любимые всем франкоговорящим миром истории бельгийского художника Эрже о приключениях молодого репортера и его собаки заслужили полнометражный фильм. За дело взялась команда мечты: Питер Джексон в качестве инициатора и продюсера, Эдгар Райт как сценарист, а в режиссерское кресло сел Стивен Спилберг. И «Приключения Тинтина» действительно не разочаровали. Это легкое семейное кино в духе «Индианы Джонса» и «Пиратов Карибского моря», только в анимационной форме. К слову, обещанный Джексоном сиквел ждем уже 12-й год. Куда он запропастился — это уже отдельное дело, достойное Тинтина.
«Город грехов» / Sin City (2005)
Последний романтик среди убийц (Джош Хартнетт), уличный громила с каменным лицом и хрупким сердцем (Микки Рурк), единственный неподкупный коп (Брюс Уиллис) — в «Городе грехов» один герой выразительнее другого. Уникальное в своем роде творение Роберта Родригеса, пожалуй, эталонный образец переноса комикса на язык кино. Во-первых, сам первоисточник Фрэнка Миллера даже на бумаге выглядит чертовски кинематографично. Во-вторых, создатели фильма решили максимально точно следовать нуарной стилистике комикса — вплоть до цветовых решений и композиций кадра. Несколько историй из жизни грязного, прогнившего и порочного города, который показан как гигантское тело в процессе разложения. Незабываемое зрелище.
«Сквозь снег» / Snowpiercer (2013)
Задолго до «Паразитов» южнокорейский режиссер Пон Джун-хо блестяще адаптировал французский графический роман Le Transperceneige в научно-фантастическую сатиру «Сквозь снег». Согласно сюжету антиутопии, миру пришел конец, а все выжившие собрались на борту безостановочно мчащегося по планете поезда. Чем ближе к головному вагону, тем выше социальный статус пассажиров. Кертис (Крис Эванс) проживает среди нищих, однако назревает бунт. Последние вагоны пойдут войной на богатую элиту, и Кертис станет одним из главных действующих лиц железнодорожной революции.
«Олдбой» / Oldboy (2003)
Вдохновленный мангой художника Нобуаки Минэгиси и писателя Гарона Цутии с таким же названием культовый триллер Пак Чхан-ука открыл корейское кино всему миру. Обычного, ничем не примечательного бизнесмена похищают прямо с улицы и запирают в комнате без окон на 15 лет. За это время с ним никто не контактирует. Затем его точно так же, без единого слова, отпускают. Море насилия, смелые жанровые сочетания, интригующий сюжет с непредсказуемой развязкой — «Олдбой» стал глотком свежего воздуха и объединил в единую группу поклонников фильма как любителей радикального фестивального кино, так и обычных зрителей со всех уголков мира.