Вышел шестой сезон «Черного зеркала». Какие эпизоды сериала из прошлых сезонов воплотились в реальность
Метавселенная («Пятнадцать миллионов заслуг» / Fifteen Million Merits)
В декабре 2021 года Facebook (социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) объявил, что метавселенная Horizon Worlds доступна для всех жителей США и Канады старше 18 лет. Правда, уже в первом квартале 2023 года Meta (компания признана экстремистской и запрещена в РФ) подсчитала, что ее подразделение, занимающееся технологиями виртуальной и дополненной реальности, Reality Labs, принесло $3,99 млрд убытков и всего $339 млн выручки.
Но два года назад идея молниеносно распространилась по рынку: о готовности внести вклад в формирование нового метамира заявили и Microsoft, и Match Group, владеющая дейтинг-приложением Tinder.
Концепт вызвал бурную реакцию в СМИ и соцсетях, но поклонникам «Черного зеркала» едва ли казался новаторским. Элементы дополненной реальности и VR-технологии встречаются в сериале повсеместно. Достаточно вспомнить геймифицированную жизнь Дэниела Калуи в роли Бинга в эпизоде «Пятнадцать миллионов заслуг». Герой просыпается и засыпает в крошечной комнате, однако практически всю свою сознательную жизнь проводит в виртуальном пространстве — в проекции мультяшного мира с реалистичными аватарами, цифровыми деньгами и возможностью внутриигровых покупок.
Некоторые из представленных явлений, в частности электронные деньги и оплата «лицом», в том числе в московском метро, уже нам доступны. Как быстро ее заполнят другие фишки дополненной реальности — остается только догадываться. Ясно одно: нам для перехода потребуются специальные устройства — как минимум VR-шлемы, очки или линзы, — а вот герои «Черного зеркала» обходились без них. Между прочим, изображения будущей метавселенной из презентаций и анонсов Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) даже по стилю напоминают VR-среду из «Пятнадцати миллионов заслуг».
Робособаки («Металлист» / Metalhead)
В четвертом сезоне «Черного зеркала» сценарист Чарли Брукер представил свое видение постапокалиптического мира. Люди больше не главные — их заменили роботы, причем не человекоподобные, а напоминающие псов: металлические робособаки со встроенными тепловизорами, огнестрельным и холодным оружием, запрограммированные на уничтожение всего живого.
Избегая философских вопросов о роли людей в будущем и тотальной автоматизации, заметим, что существа из эпизода «Металлист» уже имеют аналоги в реальном мире. Звероподобных роботов активно конструирует американская компания Boston Dynamics. Одна из их самых популярных разработок называется Spot и предназначена в основном для разведывательных целей. В 2023 году мэр Нью-Йорка Эрик Адамс сообщил, что робопсы модели Spot поступят на службу в полицию города (правда, использовать стажи порядка их будут только в случае угрозы взрыв). Boston Dynamics продвигает идею, что роботы не должны вредить человеку.
Тем не менее другие компании Ghost Robotics и Sword International, также базирующиеся в США, все же представили проект милитаризованной робособаки. Презентация состоялась в 2021 году на конференции Ассоциации армии США. Внешне разработка более приближена к версии «Металлиста» и оснащена огнестрельным оружием — штурмовой винтовкой, способной обнаруживать и уничтожать цели на расстоянии 1200 метров. А в 2022 году российская компания «Интеллект Машин» представила робота-собаку М-81, который может нести вооружение и вести прицельную стрельбу.
Система социальных рейтингов («Нырок» / Nosedive)
В 2018 году в Китае 17,5 млн человек было отказано в покупке билетов на общественный транспорт из-за социального рейтинга. Начисление баллов за «хорошее поведение» и снятие за проступки — реальность, которая стала возможной благодаря большим базам данных. Теперь они определяют судьбу граждан самой густонаселенной страны мира.
О том, насколько это нормальная идея, еще несколько лет назад рассуждал Чарли Брукер, написавший сценарий к одному из самых утопических эпизодов «Черного зеркала». Заложницей подобной системы, организованной на базе соцсетей, стала героиня эпизода «Нырок» Лейси. Заветные 4,5 балла (у нее было лишь 4,2) дали бы ей возможность подняться на вершину социальной лестницы и купить шикарный «умный» дом. Для этого требовались расположение и «лайки» привилегированных людей.
Резкий спад рейтинга не позволил Лейси ни получить желанный дом, ни купить билет на самолет, чтобы попасть на свадьбу к суперуспешной подруге. Погоня за баллами, с одной стороны, принесла героине репутацию аутсайдера, с другой — сделала ее более свободной. Как в реальной жизни на социум повлияет рейтинг общественной надежности, кажется, узнаем совсем скоро.
Беспилотный доставщик («Крокодил» / Crocodile)
В эпизод «Крокодил» вписано сразу несколько несчастных случаев на дороге. Один из них связан с грузовиком — доставщиком пиццы на автопилоте. Беспилотники таких размеров еще не прижились в реальном мире (возможно, к счастью, ведь в сериале автомобиль насмерть сбил пешехода), но самоуправляемые доставщики поменьше уже вовсю работают.
В 2020 году в Москве активизировались роботы-курьеры от «Яндекса», а чуть позже подобные мини-авто выехали на улицы города Хьюстона в США в рамках коллаборации Domino’s Pizza и Nuro. Пилотные проекты по автоматизированной доставке запускались за границей и раньше. Например, в Америке в рамках одной из таких программ еще в 2017 году тестировали беспилотный Ford Fusion.
Несмотря на то что мы пока не видим автомобилей, идентичных версии Чарли Брукера, Минтранс запустил специальную полосу на трассе М-11 для беспилотных грузовиков, а жители московского района Ясенево могут заказать беспилотное такси в «Яндексе».
Искусственные пчелы и ульи («Враг народа» / Hated in the Nation)
Третий сезон «Черного зеркала» завершился знакомством зрителей с потенциально безграничными возможностями дронов. В сериале эти летательные аппараты имеют мало общего с устройствами, которые сегодня используются для съемок: вместо привычной угловатой летательной конструкции средних размеров в эпизоде «Враг народа» орудуют дроны-пчелы. По виду, размеру и частично даже функционалу они копируют настоящих насекомых. Искусственные пчелы даже строят ульи по принципу 3D-принтеров.
На самом деле подобные разработки уже существуют и даже применяются в сельском хозяйстве. Первую робопчелу изобрели в Гарварде еще в 2013 году, однако пока возможности таких микророботов ограничены. Выглядят эти аналоги не столь реалистично, как в «Черном зеркале», однако ученые активно работают над проектом по созданию дронов-пчел, которые смогут выполнять широкий спектр задач. Так, уже проводятся эксперименты по внедрению летательных аппаратов, способных опылять растения.
Кроме того, через несколько лет после выхода эпизода «Враг народа» израильский стартап Beewise представил роботизированный улей, основанный на искусственном интеллекте. И хотя он не способен сам делать свои 3D-копии, у него есть автономная система управления и контроля за средой внутри улья.
Роботы, имитирующие поведение людей («Я скоро вернусь» / Be Right Back)
Поставив в центр «Черного зеркала» типичный для новейшей истории вопрос, заменит ли робот человека, создатели сериала пошли дальше и усложнили эпизод «Я скоро вернусь» дополнительной философской задачей — может ли умерший человек ожить в виде робота? На выходе получился робот, полностью копирующий умершего человека, вплоть до привычек и стиля общения. Это не волшебство, а возможности облачных данных: в основе технологии лежат алгоритмы, способные имитировать поведение человека на основе информации с его устройств. Чистый Transhumanism Inc. Пелевина.
Пока воссоздание исторических личностей и образов ушедших из жизни людей с помощью технологий не реализовано на практике. Тем не менее японские разработчики уже создали робота-андроида Эрику с реалистичным лицом, естественной мимикой и способностью вести диалог. Роботизированную девушку уже ставили ведущей новостей, а теперь хотят снять в фантастическом фильме с незатейливым названием: b.
Однако другая технология из эпизода «Я скоро вернусь» уже протестирована в реальном мире. Через несколько лет после выхода серии создатели мессенджера Luka запустили чат-бот, в котором воссоздали образ погибшего арт-директора «Стрелки» и основателя Stampsy Романа Мазуренко. «С ним можно переписываться про него самого или просто про жизнь — он будет отвечать так, как отвечал бы когда-то Рома», — рассказала тогда сооснователь Luka Евгения Куйда. Именно таким чатом пользовалась героиня Марта в сериале прежде, чем получила синтетическое тело-копию мужа, погибшего в авиакатастрофе.
О том, что будущее уже наступило и как в нем соседствовать с ИИ и чат-ботами, мы рассказали в редакционном проекте.