За 50 лет до Midjourney: история AARON — предка нейросетей, проявляющих себя в искусстве
Буквально недавно все выкладывали в соцсети фотографии, обработанные нейросетями в художественных стилях в однотипных приложениях Lensa и Prisma. Но эти приложения не создавали новых изображений, а лишь накладывали уже готовый фильтр или эффект на исходную фотографию. Затем появились более сложные нейросети, такие как Midjourney и DALL-E. Они научились создавать изображение с нуля на базе человеческого запроса и анализа базы изображений, загруженных в них. Благодаря им Гарри Поттер очутился в мире киберпанка, Спанч Боб стал персонажем ситкома 1990-х, а герои «Простоквашино» переместились в мир аниме.
Появляется логичный вопрос: заменит ли искусственный интеллект труд художников? Не спешите выбрасывать кисти и краски: пока ИИ не очень хорошо рисует руки и абсолютно не видит протезы, шансы есть. ИИ стал художником далеко не сегодня — он развивается в этом направлении уже больше полувека.
Все началось в 1960-х, когда британский художник-абстракционист Гарольд Коэн, уставший от традиционной художественной практики, решил научиться программированию. Два года он провел в лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета, чтобы углубить свои знания в программировании. Спустя несколько лет изучения работы ИИ Коэн представил миру программу-художника ААРОНа.
Коэн начал с вопроса: «Каковы минимальные условия, при которых набор линий становится изображением?» Художника также волновало и другое. Как художники обрабатывают информацию при создании произведений искусства? Каковы минимальные условия, при которых штрихи и мазки могут считаться изображением? Что делает образ запоминающимся?
В поисках ответов Гарольд решил обратиться к истокам искусства — он изучил детские и древние рисунки на предмет их «художественности». Но оставался вопрос: как научить этому программу — ААРОНа?
Гарольд загрузил «знания» в программу путем программирования правил и алгоритмов, которые определяли, какие формы, цвета, композиции и текстуры могли бы использоваться в реальных произведениях искусства, созданных человеком. Таким образом, он использовал не только анализ детских и древних рисунков, но и свой опыт и знания в области искусства, чтобы научить ААРОНа создавать художественные произведения.
Гарольд улучшал алгоритмы ААРОНа путем анализа и корректировки уже созданных программой изображений — методом проб и ошибок. Произведения, созданные ААРОНом и соответствовавшие запросам Коэна, сохранялись и улучшались, а то, что не нравилось, отправлялось в корзину.
Первоначальная программа Гарольда Коэна была довольно простой, но, несмотря на это, он решил опробовать ее в действии. Так появилась чертежная «черепаха» — маленький робот, оснащенный маркером для рисования.
В первое десятилетие ААРОН был ограничен в наборе функций: рисунки были черно-белыми, фигуры тяготели к абстрактным и закрашивал их художник вручную. За это время ААРОН создал тысячи рисунков в самых разных масштабах: от небольшого клочка бумаги до массивных фресок.
В 1979 году состоялась выставка Гарольда Коэна «Рисунки» в Музее современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA), на которой была представлена фреска, нарисованная ААРОНом и раскрашенная вручную Коэном. Также на выставке был продемонстрирован процесс работы ААРОНА. Работа Коэна с ААРОНом представляла собой первое сотрудничество человека и машины в художественных целях, что сделало его уникальным. Сам Коэн утверждал, что ААРОН «не заменяет творца, но может быть надежным партнером для искусства», потому что программа может «учиться» и развиваться с течением времени.
Со временем абстрактные формы, напоминающие детские рисунки, превратились в более распознаваемые фигуры. Дальнейшее развитие в 1980-е годы привело к тому, что Коэн расширил базу знаний ААРОНа, добавив больше исходных данных, правил и форм. А также добавил в программу элементы машинного обучения, которые позволили ААРОНу адаптироваться к новой информации, открывать новые варианты композиции и идеи.
В конце 1980-х художник перешел к новому этапу обучения машины, и, как он сам признавался, научив ААРОНа за 20 лет рисовать, он не может не научить его раскрашивать свои работы. Это был новый виток.
С появлением новой задачи появилась необходимость кардинально изменить физическое тело ААРОНа. Так «черепаха» уступила место статичной и прочной конструкции с роботизированной рукой. Уже в 1995 году Коэн смог представить новую версию ААРОНа, которая не только рисовала формы, но и могла их раскрашивать сама.
На работах было меньше абстрактных форм, которые были характерны для ранней версии ААРОНа, вместо этого появились изображения людей и растений. Раскраска рисунков была почти неотличима от той, которую Коэн осуществлял вручную десятилетием ранее.
В процессе обучения Коэн много писал об ААРОНе, рассматривал вопросы, которые компьютерные художественные системы поднимали в своих сферах. Был ли ААРОН творческим? Кто был художником: Коэн или ААРОН? Были ли работы ААРОНа свидетельством компьютерного интеллекта?
Одним из важных вопросов было, почему ААРОН не подписывал картины? На что создатель отвечал, что, если бы ААРОН когда-нибудь сам подписал картину, это означало бы конец всем спорам по поводу его интеллекта.
Позже была обнаружена картина с подписью «ААРОН 19-7-85» в знакомом стиле системы. Вероятно, это был небольшой эксперимент Гарольда Коэна.
После смерти Гарольда Коэна ААРОН продолжил существовать и совершенствоваться благодаря работе других художников и программистов. Коэн оставил подробные инструкции о том, как развивать программу после его ухода, хотя сам в это особо не верил, так как у ААРОНа не было открытого исходного кода и все программирование Коэн осуществлял самостоятельно.
Сегодня ААРОН представляет собой набор устаревших ответов на идею искусственного интеллекта: зацикленность на том, способны ли машины к творчеству. И несмотря на то, что ААРОН продолжает свое существование, сегодня он работает как ретроспектива «творческого союза» человека и машины. Интересно, что первая буква «А» в названии программы предполагала серийность, но ААРОН оказался первым и единственным в своем роде, не имея ни предшественников, ни потомков.
Именно так несколько десятилетий назад зародилась «вычислительная креативность». Конечно, ААРОН не был самостоятельным художником, коими не являются и нейросети сегодня. За работой ИИ все еще стоит человек именно он задает правила и генерирует запрос.
Так стоит ли сегодня выкидывать кисти?
11001101 11100101 11110010