«Стражи Галактики: Джеймс Ганн трогательно прощается с любимой бандой аутсайдеров вселенной Marvel
Серия фильмов про разношерстных бандитов, сошедшихся волей судьбы, всегда отличалась от привычного контента вселенной Marvel. Вышедшая девять лет назад первая часть «Стражей Галактики» стала отдушиной. Новые притягательные герои, ни к чему не привязанный сюжет, смелый юмор, необычный космический сеттинг со своей мифологией привели к тому, что Джеймс Ганн первым из всех работающих на Кевина Файги режиссеров получил полную творческую свободу.
Сейчас, когда Marvel практически изжил себя, выпуская столько фильмов и сериалов подряд, что даже самые преданные фанаты устали наблюдать за стремительным падением качества контента, Джеймс Ганн снова спасает ситуацию. После неровной четвертой фазы и провального начала пятой (она открылась очередным «Человеком-муравьем») «Стражи Галактики 3» больше похожи на письмо с извинениями от боссов Marvel — за страдания зрителей, по инерции отслеживающих релизы студии после «Мстителей: Финал».
Ганн, уверяющий, что знал с самого начала, чем закончится история стражей, не подвел и снял достойное завершение самой эмоциональной трилогии КВМ. Третья часть вышла безумно трогательной, искренней и стала настолько душевным прощанием с героями, что за просмотром ком подползет к горлу даже у самых прожженных циников.
Стражи ведут автономный образ жизни на космической станции «Забвение». Там они обосновались после вылазок на мероприятия вселенского масштаба (например, войны с Таносом) и коротких, несуразных приключений с Тором (показаны в «Любви и громе»). Уже на «Забвении» они праздновали Рождество (прошлогодний спецвыпуск пустяковый, но очень уютный!), а теперь каждый занят своим делом. Питер Куилл (Крис Пратт) все еще переживает утрату Гаморы (Зои Салдана) и находит утешение на дне бутылки. Грут (Вин Дизель) заметно вырос, Мантис (Пом Клементьефф) и Дракс (Дэйв Батиста) помогают с обустройством станции, Небула (Карен Гиллан) копается в гараже. За всем этим мы наблюдаем глазами енота Ракеты (Брэдли Купер), прогуливающегося под Radiohead в наушниках и с плеером Куилла по «Забвению». Буквально через пару минут всеобщую гармонию нарушит золотой человек Адам Уорлок (Уилл Поултер), готовый убить всех на своем пути, чтобы поймать Ракету и доставить модифицированного енота к его создателю.
Наконец сюжетный фокус «Стражей Галактики» переместился со Звездного лорда (заметно, что и Пратт исчерпал себя в этом образе) на Ракету, самого по себе достаточно харизматичного героя, но с нераскрытой до этого момента предысторией. В третьей части мы узнаем его трагическое прошлое. Оказывается, он был частью селективного эксперимента Высшего эволюционера (Чукуди Ивуджи), мечтавшего вывести идеальную расу разумных и покорных существ. Одной из таких рас стали суверены — золотые люди из второй части, вырастившие затем в капсуле Адама Уорлока. Но за годы экспериментов эволюционера лишь Ракета оставался уникальным экземпляром, способным творить что-то совершенно новое.
Триквел поднимает тему насилия над животными, акцентируется на гуманных ценностях, но при этом не забывает и о семейных. Ганн решил все же додавить линию Питера Куилла, потерявшего мать, отца и даму сердца, и вспомнил про его земного деда. Дракс демонстрирует отцовские качества, Небула не забывает о сестре, какой бы стервой она ни стала, в общем, «Стражи» всегда были о том, что семья — это нечто большее, чем кровное родство. Душещипательные флешбэки Ракеты этот мотив только закрепляют.
Одна из насущных проблем последних фильмов Marvel — спецэффекты отвратительного качества. Было много разоблачающих статей о том, как студия экономит на графике и недоплачивает графическим дизайнерам. После четвертого «Тора» и «Квантомании» появились опасения и по поводу грядущих «Стражей», ведь эта серия фильмов всегда славилась визуальным пиршеством и красочной, проработанной графикой. К счастью, Джеймс Ганн проконтролировал и это дело: финальная глава приключений команды Звездного лорда сияет ярче прежнего и может похвастаться рекордным количеством пластичного грима. В кои-то веки хочется похвалить фильм Marvel за колоссальную работу художников и гримеров: дизайн инопланетян не уступает «Звездным войнам» в золотые годы, а футуристические локации вышли броскими, в лучших традициях Mass Effect.
Согласно проверенной истине, если к любому экшен-фильму добавить песню Beastie Boys, то он тут же станет более эффектным. Ганн — главный меломан вселенной Marvel (а теперь еще и DC) — за три фильма приучил фанатов к хорошей музыке, тщательно подбирая саундтрек к каждой части, к каждой сцене, к каждому настроению. Можно, конечно, действовать и как Тайка Вайтити: набрать базовые хиты Guns N’ Roses и переключать их друг за другом по ходу фильма (как в «Любви и громе»), но все-таки Ганн к музыке подходит с особым трепетом. Его курированные плейлисты ко всем трем картинам можно слушать в отрыве от фильмов и получать удовольствие. Однако удовольствие совсем иного порядка (кинематографическое) — это наблюдать за тем, с какой виртуозностью Ганн накладывает песни на видеоряд. Благодаря его заслугам к композициям Come and Get Your Love, The Chain и No Sleep Till Brooklyn теперь намертво прикрепились ассоциации со «Стражами Галактики».
Не исключено, что «Стражи Галактики. Часть 3» — лишь системная ошибка и Marvel продолжит клепать посредственное зрелище. В таком случае это фильм-аутсайдер с огромной душой, снятый главным режиссером — покровителем всех аутсайдеров супергеройского кино. «Стражи Галактики», возможно, еще вернутся в том или ином виде, но это точно не будет похоже на нынешнюю трилогию, потому что «Стражи Галактики» — это в первую очередь Джеймс Ганн. И как же здорово, что ему все-таки позволили завершить эту историю ровно так, как она этого заслуживала: с чувством, музыкой и долгим, теплым коллективным объятием.