В начале было слово: зачем нужно идти на выставку «Логос: голос конструктивизма» в центре «Зотов»

25 апреля в центре «Зотов» открылась новая выставка «Логос: голос конструктивизма», посвященная влиянию конструктивизма 1920-х годов на формирование языка новой страны — СССР. Наш колумнист, автор телеграм-канала Art Is New Sexy Мария Аборонова изучила выставку и делится впечатлениями.
С выставки «Логос: голос конструктивизма», центр «Зотов»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Представители социального конструктивизма П. Бергер и Т. Лукман называют ключевым инструментом формирования реальности язык, который «благодаря своей способности выходить за пределы "здесь-и-сейчас" соединяет различные зоны реальности повседневной жизни и интегрирует их в единое смысловое целое».

После Октябрьской революции 1917 года все были охвачены настроением победы нового над старым. Те, кто поддерживал большевиков, хотели не только политический строй другой, но и всю жизнь другую. А для этой новой жизни был нужен новый смысл и новый визуальный язык.

Как мы помним, «в начале было слово». В первой четверти XX века молодое государство проявляло значительный интерес к проблемам звучащей художественной речи и мультидисциплинарным подходам к их исследованию. В 1918 году открылся Институт живого слова, объединивший в совместной работе музыковедов, театроведов, фольклористов, лингвистов, а в 1923 году при Российском институте истории искусств был открыт кабинет изучения художественной речи. Одновременно с ростом профессионального интереса развивалось и творческое переосмысление среди художников и поэтов авангарда.

Абстрактные формы, дополненные словами, постепенно с плоскости холста перешли сначала в архитектуру, а потом охватили остальные направления: дизайн, книгопечатание, кинематограф, поэзию, рекламу, оформление городских пространств и политическую пропаганду.

Василий Каменский, «Тифлис_ Железобетонная поэма», 1917, Музей Маяковского
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экспозиция в «Зотове» последовательно раскрывает, как в 1910–1920-х годах выглядела масштабная работа по переосмыслению слова и его места в новой жизни, посредством 350 экспонатов из более чем 30 музеев, фондов и частных коллекций. Среди них Александр Родченко, Владимир Маяковский, Эль Лисицкий, братья Стенберг и многие другие. Выставка поделена на четыре тематических раздела — «Живое слово», «Агитпроп», «Новая оптика» и «Новые медиа» — и 18 подразделов. Первое, что вы видите при входе на экспозицию, — это макет знаменитой башни Татлина, что, безусловно, неслучайно. По проекту Татлина в верхней части башни должен был располагаться цилиндр для размещения информационной власти: СМИ, информационного бюро и телеграфа. А на вершине башни располагались прожекторы, которые формировали текст на облаках, и радиоантенны. Таким образом, башня Татлина имела непосредственное отношение к слову и его распространению.

Конструктивисты считали, что искусство должно отражать современный индустриальный мир и не ограничиваться только мастерской художника, но изготавливаться в лабораториях и на заводах. Новое направление очень хотело быть полезным для общества и проникало во все сферы жизни. Чтобы наглядно показать, как изменения, происходившие в технологиях и формах выражения, отразились на повседневной жизни людей тех лет, специально к выставке были подготовлены фотографии, кинохроника и рекламные плакаты, реконструкция радиооратора Густава Клуциса, избы-читальни Антона Лавинского, напечатаны репринты газет и плакатов. В понимании Лисицкого размер буквы и слова, их положение на странице, наклон и цвет должны были усиливать «голос» текста и задавать траекторию чтения, и на выставке вы можете наблюдать это на примере его работ, таких как фотомонтаж и каталог с изображением плаката к Русской выставке в Цюрихе 1929 года, о котором мы делали отдельный материал, или страницы из сборника стихов Маяковского «Для голоса», оформленные тем же Лисицким.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Густав Клуцис, фотолозунгомонтаж к журналу «Молодая Гвардия», № 4. «Угнетенные народы всего мира — под знаменем Коминтерна свергайте империализм», 1924, Музей Маяковского
Н. А. Троцкий, проект памятника В.И. Ленину на площади у Финляндского вокзала в Ленинграде, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Благодаря такому детальному подходу к представлению экспонатов зритель постепенно погружается в эпоху конструктивизма. Переходя от стенда к стенду, можно видеть, как творили люди, которым дали свободу создать собственную новую жизнь; как из слов собирались новые формы и смыслы, как привычные объекты превращались в новые визуальные конструкции, а затем с помощью новых технологий переносились в окружающий мир, начиная от зданий, памятников, рекламных плакатов и праздничного оформления городов, до интертитров в кино и предметов быта, постепенно, хоть и ненадолго, становясь логосом.

Экспозиция будет доступна до 6 августа. Чтобы подготовиться к ней и больше узнать про конструктивизм, предлагаем вам послушать выпуск подкаста «На изящном», где мы со старшим куратором выставочного направления центра «Зотов» Полиной Стрельцовой обсуждаем, как архитекторы-конструктивисты хотели изменить мир.