Музыкальная пауза: история хита Barbie Girl датской группы Aqua
I’m a Barbie girl, in the Barbie world / Life in plastic, it’s fantastic. Эти строчки 1997 года даже спустя 26 лет остались на подкорке (надеемся, вы тоже их пропели). Третий трек с дебютного альбома Aquarium стал первым синглом датской танцевальной поп-группы, выпущенным в США.
Вскоре после выхода Barbie Girl Aqua превратилась из локальной группы в мировую сенсацию. Сингл дебютировал на седьмой строчке в Billboard Hot 100 и на первой в британском чарте, где продержался четыре недели и стал бестселлером, уступив только Candle in the Wind Элтона Джона. Он возглавил чарты по всей Европе, заняв второе место в Дании, Австралии, Новой Зеландии и Канаде, и был назван датским хитом года — 1998.
В интервью журналу Rolling Stone вокалистка группы Лене Нюстрём сказала, что, хоть музыканты и мечтали о мировой славе, никогда не думали, что попадут в топ-10 в чартах США: «Большинство скандинавских групп, прорвавшихся в Америку, были из Швеции, датских коллективов практически не было. Поэтому я даже не могу передать, что почувствовала, когда узнала, что песня ворвалась в американские чарты».
С чего все началось
Однажды Сёрен Растед, клавишник группы, посетил выставку китч-искусства в Копенгагене, где было море кукол Барби. В том же интервью для Rolling Stone Растед сказал: «Я придумал строчку (на выставке) "Жизнь в пластике — это фантастически" (Life in plastic, it’s fantastic). А потом появилось и "Давай, Барби, поехали на вечеринку" (Come on, Barbie, let’s go party)».
Затем все участники группы взялись за будущий хит, а Джонни Джем и Дельгадо присоединились как продюсеры. С помощью стоечного звукового модуля Roland JV-2080 музыкантам удалось получить такой синтетический звук (его мы слышим на протяжение всего дебютного альбома Aquarium).
Клип стал таким же популярным, как и трек, — его до сих пор крутят по MTV, а в 2021 году он преодолел отметку один миллиард просмотров на YouTube (с учетом того, что на площадке появился лишь в 2010 году). Режиссер Педер Педерсен взял за референс клип Sabotage группы Beastie Boys, а также «Флинстоунов» и «Скуби-Ду».
Конфликт с Mattel
Возможно, если бы песня не стала такой вирусной, компания по производству игрушек Mattel (именно она подарила миру эту знаменитую блондинку) и не обратила бы на нее внимания. Но в 2000 году Mattel подала судебный иск на музыкантов. Представители компании утверждали, что группа нарушила авторские права на использование образа куклы Барби, а сама песня превратила детскую игрушку в сексуальный объект (и Mattel получили встречный иск за клевету). В 2002 году апелляционный суд, ссылаясь на Первую поправку (о свободе слова), постановил, что нарушения авторских прав не было, так как это лишь пародия.
Затем Mattel лицензировала права на песню для рекламы Барби в 2009 году (кстати, хореографию здесь ставил Джакуэль Найт, через два года он станет хореографом в клипе Бейонсе Single Ladies). Текст песни также поменяли: You can be a star / No matter who are you are, I’m a girl in my world / Full of fashion and fun («Ты можешь быть звездой, / Неважно, кто ты», «Я девушка в своем мире, / Полном моды и веселья»).
Текст высмеивал не флагманскую игрушку Mattel, а повальную увлеченность пластической хирургией (все-таки Барби считалась эталоном женской внешности). Группа Aqua использовала постиронию, чтобы девушки по всему миру наконец приняли себя такими, какие они есть. Рене Диф, участник группы, в одном из интервью сказал: «Идея в том, что нормально быть тем, кто ты есть, и принять себя. Необязательно ложиться под нож, чтобы стать лучше. Тогда (в 1990-х) говорить об этом было табу, но мы придумали ироничный способ, чтобы донести эту мысль с помощью метафоры».