Каким получился фильм Бена Аффлека Air — об истории легендарных кроссовок Nike
Начало восьмидесятых, компания Nike на рынке давно, но популярности не снискала — ее конкуренты Adidas и Converse намного более любимы широкой аудиторией. Чтобы спасти фирму от банкротства и поднять продажи, менеджер Nike Сонни Ваккаро (в исполнении Мэтта Деймона) предлагает руководству полубезумную идею — заключить контракт с молодым, но подающим надежды игроком Национальной баскетбольной ассоциации Майклом Джорданом. Ваккаро верит в большое будущее новичка, и ему удается убедить сначала гендиректора Nike Фила Найта (его роль сыграл сам Бен Аффлек), а потом и Майкла Джордана (вернее, его мать Делорис в исполнении Виолы Дэвис) подписать сделку. Ставки были очень высоки, но авантюра Nike удалась: блестящий сезон и дальнейшая карьера Джордана принесли свежесозданным Air Jordan славу, гремящую и поныне (баскетболист до сих пор получает $400 миллионов в год пассивного дохода от продажи «джорданов»).
Этот сюжет известен каждому сникерхеду: Air Jordan 1 — действительно легендарная пара, с которой начался не только феномен коллекционирования и ресейла кроссовок, но и в принципе повальная любовь к спортивной обуви за пределами спортзалов и субкультурных сообществ. Впрочем, фильм Аффлека не кроссовочная летопись и не байопик о Майкле Джордане (в Air почти нет самого баскетболиста) — это история про людей, которые сделали возможным появление «джорданов».
Для съемок Air Бен Аффлек собрал впечатляющую команду: помимо Мэтта Деймона, Виолы Дэвис и его самого, в фильме играют, например, Джейсон Бейтман и Крис Такер, оператором выступил трехкратный лауреат «Оскара» Роберт Бридж Ричардсон, за костюмы отвечала Шарлиз Антуанетт Джонс (она же была художницей по костюмам в фильмах «Иуда и черный мессия» и «Уитни Хьюстон. Потанцуйте со мной»). Сценарий Аффлек во многом писал сам, но в соавторстве с совсем молодым и начинающим сценаристом Алексом Конвери, для которого Air — первый крупный проект.
Дружба и творческое партнерство Мэтта Деймона и Бена Аффлека длятся уже 40 лет и за это время принесли им обоим профессиональный успех и немало кинонаград. По словам Аффлека, секрет во взаимопонимании и в том, что они умеют слышать друг друга: «Киноиндустрия — трудный бизнес. Неудача тяжела, а успех кружит голову. И наша дружба помогает держаться». Такая сплоченность — редкое явление в голливудских кругах и определенно способствует совместным проектам.
Что же до Майкла Джордана, то, хоть баскетболист и не появляется в фильме (пожалуй, это было бы слишком дорого), без его участия не обошлось. Оказывается, Аффлек знаком со спортсменом и иногда играет с ним в карты, хотя до приятельства эти отношения не дотягивают. «Джордан для меня герой, — рассказал режиссер и добавил, что перед съемками, конечно же, консультировался с ним: — Если вы собираетесь снимать историю о Майкле Джордане, он должен это, черт побери, поддержать. Я сказал: "Майк, я не буду снимать фильм, если ты в нем с чем-то не согласен. Я хочу знать, что для тебя важно". И он рассказал мне так много о своей семье, такие трогательные истории о матери, что я понял: "О, это не о Nike".
В исходном сценарии у матери Джордана Делорис была всего одна реплика. После разговора с баскетболистом Аффлек решил, что акценты надо смещать: для Майкла семья значила очень много и без влияния матери история сложилась бы совсем иначе. Когда режиссер спросил у Джордана, кого бы тот хотел видеть в этой роли, он предполагал ответ — и не ошибся. По словам Аффлека, уговорить Виолу Дэвис удалось только «попрошайничеством».
Сам Аффлек долго изучал своего персонажа Фила Найта и погрузился в исследование буддизма, чтобы лучше понять внутренние грани «продавца кроссовок»: «Это парень со множеством противоречий, играть которого весело». А вот с Nike Аффлек не общался, потому что не чувствовал в этом необходимости: «У меня не было ощущения личной ответственности, как перед Майклом Джорданом, потому что это не история Nike. О Nike же и так есть интервью и книги».
То есть для Бена Аффлека Air был нагружен множеством личных смыслов, и режиссер переживал о том, что получится, хотя права на картину уже выкупила компания Amazon за $160 миллионов. Аффлек показал фильм Полу Томасу Андерсону, которого очень уважает и считает гением, и тот сказал: «Это забавно. Мне нравится этот фильм».
Впрочем, Air получил неоднозначные отзывы критиков. Так, The Guardian ставит картине всего две звезды из пяти и пишет, что она «разочаровывает»: не хватает и самого Джордана, и его предприимчивой матери, которую Виола Дэвис сыграла блестяще. Мнение издания Slate — фильм избегает некоторых очень важных тем (например, расовый вопрос и вопрос тесного переплетения капиталистического и спортивного миров), видимо, потому, что для этого пришлось бы подробнее расписывать персонажей, сделать их более объемными и многогранными. То есть снято, конечно, хорошо и занимательно, но можно было лучше: «Аффлек — талантливый режиссер, бодрый рассказчик с природным чутьем на удовольствия с ароматом попкорна». А Сонни Ваккаро в исполнении Мэтта Деймона получился настолько харизматичным, что «выглядит как парень, который может продать воду рыбе», и при этом повествование все равно нарочито упрощено.
А вот Variety прочат фильму если не «Оскар», то как минимум место в гонке за статуэткой: «Люди любят истории неудачников, поэтому спортивный жанр так часто находит отклик у публики, а иногда и у киноакадемии», — считает издание и напоминает, что за 95 лет существования кинопремии именно у спортивных драм было 17 номинаций на лучшую картину с тремя победителями. К тому же возвращение Бена Аффлека в режиссерское кресло и мощная игра Дэймона и Дэвис (которой наверняка достанется номинация на лучшую женскую роль второго плана) добавляют Air топлива для того, чтобы проявить себя в гонке достойно. Остается надеяться, что российские зрители так или иначе тоже смогут его посмотреть.