Белый сервиз Малевича и другие дизайн-решения советских авангардистов

Как идеи авангардистов воплощались в функциональных предметах, используемых в быту.
Правила жизни
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Декоративно-прикладное искусство авангарда

Авангард стал ярким событием в мире искусства в первые десятилетия XX века. Всем известны «Черный квадрат», супрематизм, плакаты Малевича и Родченко, проекты Татлина. Авангард проник во все сферы деятельности: архитектуру, скульптуру, живопись и декоративно-прикладное искусство. Художники той эпохи стремились не просто работать в новом актуальном стиле, но и создавать новую среду, пространство и мышление, меняя тем самым привычный уклад жизни.

Фарфор привлек художников-авангардистов как материал, обладающий особым свойством. Белый тон черепка соответствовал супрематическому бесконечному пространству-фону. При работе с керамикой перед художниками стояло несколько задач. Во-первых, оставалась посуда со времен империи, ее нужно было актуализировать. Во-вторых, новая керамика должна была формировать новые вкусы. Поэтому двумя основными направлениями декоративно-прикладного искусства авангарда стали визуальное решение и формообразование.

Визуальное решение

При работе с визуальным решением на посуду переносился готовый рисунок художника. Мастер мог рассматривать посуду как холст с ограниченным пространством, внутрь которого нужно вписать изображение.

Например, тарелка В. В. Кандинского представляется нам как холст, ограниченный черной каймой, внутри которого расположены супрематические фигуры.

«Чашка», В.В. Кандинский, 1923 г.
«Чашка», В.В. Кандинский, 1923 г.
Василий Кандинский ГМЗ Останкино и Кусково
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тарелка «Милиция» А. Н. Самохвалова — интересный пример того, как контур становится продолжением самого рисунка и замыкает композицию.

Тарелка «Милиция», А. Н. Самохвалов, середина 1920-х гг.
Тарелка «Милиция», А. Н. Самохвалов, середина 1920-х гг.
Государственный Эрмитаж

Также роспись существовала независимо на поверхности посуды и не была ограничена каемочкой, которая задавала бы строгие рамки пространства для рисунка. Что мы и видим на работе Н. М. Суетина «Чашка с блюдцем с оранжевым диском и черным крестом» — здесь пространство изображения ничем не ограничено.

«Чашка с блюдцем с оранжевым диском и черным крестом», Н. М. Суетин, 1924 г.
«Чашка с блюдцем с оранжевым диском и черным крестом», Н. М. Суетин, 1924 г.
Государственный Эрмитаж
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роспись «вне рамок» успешно реализовывалась и на более сложных формах. Молочник с крышкой с супрематической композицией с крестом и матовым квадратом на крышке в исполнении Н. М. Суетина — яркий тому пример.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Молочник с крышкой с супрематической композицией с крестом и матовым квадратом на крышке, Н. М. Суетин, 1923 г.
Молочник с крышкой с супрематической композицией с крестом и матовым квадратом на крышке, Н. М. Суетин, 1923 г.
Государственный Эрмитаж

Формообразование

Если же говорить о формообразовании, это направление в керамике развивал Казимир Малевич.

В модели супрематического чайника он ушел от привычной шарообразной формы и собрал нечто напоминающее паровоз или комбайн. Ново и интересно, но вопрос утилитарности оставался открытым.

«Чайник с крышкой», К. С. Малевич, 1923 г.
«Чайник с крышкой», К. С. Малевич, 1923 г.
Государственный Эрмитаж

Несмотря на вопрос практичности формы новой посуды, у Малевича был последователь, Николай Суетин.

Чайник с крышкой, Н. М. Суетин, 1920-е гг.
Чайник с крышкой, Н. М. Суетин, 1920-е гг.
Государственный Эрмитаж
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работа с формообразованием в данном случае выглядит скорее как художественный эксперимент, особенно ярко это видно по работе с ручками на чайнике с крышкой и кувшине Суетина. В первом случае ручка «глухая», а во втором — кажется слишком тонкой для подобного объема кувшина.

Кувшин (молочник супрематической формы), Н. М. Суетин, 1929–1931 гг.
Кувшин (молочник супрематической формы), Н. М. Суетин, 1929–1931 гг.
Государственный Эрмитаж

Был и другой взгляд на керамику когда художники стремились создать эргономичную и стильную посуду. Такой пример мы встречаем среди работ Татлина: комплект детских поильников, чайник «Конструктивный». Это не красочное решение или изобретение авангардной формы, а конкретная вещь, выполненная с учетом утилитарных требований, гото­вая к непосредственному применению.

Детский поильник из фарфора. Проект Владимира Татлина и Алексея Сотникова

Идеи авангарда широко воплотились в дизайне как с точки зрения графического решения, так и с точки зрения формы и утилитарности, а главное, что именно в таком виде авангард проникал в каждый дом в первые десятилетия XX века.