Белый сервиз Малевича и другие дизайн-решения советских авангардистов
Декоративно-прикладное искусство авангарда
Авангард стал ярким событием в мире искусства в первые десятилетия XX века. Всем известны «Черный квадрат», супрематизм, плакаты Малевича и Родченко, проекты Татлина. Авангард проник во все сферы деятельности: архитектуру, скульптуру, живопись и декоративно-прикладное искусство. Художники той эпохи стремились не просто работать в новом актуальном стиле, но и создавать новую среду, пространство и мышление, меняя тем самым привычный уклад жизни.
Фарфор привлек художников-авангардистов как материал, обладающий особым свойством. Белый тон черепка соответствовал супрематическому бесконечному пространству-фону. При работе с керамикой перед художниками стояло несколько задач. Во-первых, оставалась посуда со времен империи, ее нужно было актуализировать. Во-вторых, новая керамика должна была формировать новые вкусы. Поэтому двумя основными направлениями декоративно-прикладного искусства авангарда стали визуальное решение и формообразование.
Визуальное решение
При работе с визуальным решением на посуду переносился готовый рисунок художника. Мастер мог рассматривать посуду как холст с ограниченным пространством, внутрь которого нужно вписать изображение.
Например, тарелка В. В. Кандинского представляется нам как холст, ограниченный черной каймой, внутри которого расположены супрематические фигуры.
Тарелка «Милиция» А. Н. Самохвалова — интересный пример того, как контур становится продолжением самого рисунка и замыкает композицию.
Также роспись существовала независимо на поверхности посуды и не была ограничена каемочкой, которая задавала бы строгие рамки пространства для рисунка. Что мы и видим на работе Н. М. Суетина «Чашка с блюдцем с оранжевым диском и черным крестом» — здесь пространство изображения ничем не ограничено.
Роспись «вне рамок» успешно реализовывалась и на более сложных формах. Молочник с крышкой с супрематической композицией с крестом и матовым квадратом на крышке в исполнении Н. М. Суетина — яркий тому пример.
Формообразование
Если же говорить о формообразовании, это направление в керамике развивал Казимир Малевич.
В модели супрематического чайника он ушел от привычной шарообразной формы и собрал нечто напоминающее паровоз или комбайн. Ново и интересно, но вопрос утилитарности оставался открытым.
Несмотря на вопрос практичности формы новой посуды, у Малевича был последователь, Николай Суетин.
Работа с формообразованием в данном случае выглядит скорее как художественный эксперимент, особенно ярко это видно по работе с ручками на чайнике с крышкой и кувшине Суетина. В первом случае ручка «глухая», а во втором — кажется слишком тонкой для подобного объема кувшина.
Был и другой взгляд на керамику когда художники стремились создать эргономичную и стильную посуду. Такой пример мы встречаем среди работ Татлина: комплект детских поильников, чайник «Конструктивный». Это не красочное решение или изобретение авангардной формы, а конкретная вещь, выполненная с учетом утилитарных требований, готовая к непосредственному применению.
Идеи авангарда широко воплотились в дизайне как с точки зрения графического решения, так и с точки зрения формы и утилитарности, а главное, что именно в таком виде авангард проникал в каждый дом в первые десятилетия XX века.