Принцесса в бункере: каким получился спектакль «Турандот» в Театре на Бронной
Анекдот.
Просыпается как-то Байден после очень долгого сна, идет в бар, заказывает там кружку пива и спрашивает в бармена:
— Ну что, как поживает наша великая страна?
Бармен отвечает:
— Все хорошо, весь мир теперь страна одна.
Байден говорит:
— Да ладно? И Европа наша?
— Да!
— И Африка наша?
— Да.
— И Россия?
— Да, да, да!
Байден на радостях допивает кружку пива и спрашивает:
— Ну что, сколько с меня?
— Один юань.
Действие происходит в Китае будущего, который стал моногосударством, а управление страной (то есть всем миром) осуществляется из подземного бункера, в котором есть все необходимое для комфортного существования, в том числе горы, реки, парки, замки и прочее. Такое государство в государстве с удобной и безопасной инфраструктурой, защищающей от дикости и рисков внешнего мира.
Из итальянской сказки Гоцци режиссер оставил контур сюжета и характеры главных героев. Главной темой спектакля стала энергия нелюбви. Она как константа, базовая операционная система, повредив которую можно потерять власть и разрушить созданный этой энергией мир.
Император Альтоум (Александр Кудренко) напоминает об этом Турандот, но прежде всего себе: «Но только сильный духом все выдержит. Я должен помнить, что пред Богом царь ничтожен. И только стойкостью и послушанием божественной природе человек велик».
Молодая актриса Василиса Перелыгина играет самое жестокое, но самое прекрасное создание этого мира. Ей известно, что если она не возьмет власть в свои руки после смерти отца (Альтоум вот-вот умрет от рака), то весь мир рухнет. В древнегреческой драматургии есть такое понятие — рок, то есть то, что неизбежно должно случиться. Принцесса Турандот стала жертвой такого рока и пытается бороться посредством той же самой жестокости, да еще и на опережение. Психологи, разумеется, найдут этому объяснение, да и сама Турандот в курсе, что все это воспитание и детские травмы. К сожалению, психотерапевт в бункере ей не встречался, да и никому он там не нужен. Иначе не было бы никакой империи.
Тревожную атмосферу спектакля держит музыка композитора Николая Попова, мастера электроакустических и мультимедийных композиций. Звуковые вспышки, резкие саунд-повороты и прочие «умертвляющие», вытягивающие из пространства человеческое тепло приемы — все это футуристично и технологично, но создает в зрительном зале страшный дискомфорт. Погружает зрителей в несимпатичное будущее, которого мы не хотим, но, может быть, только его и заслуживаем. Голоса артистов на этом фоне тоже глухие и ровные, словно работают в режиме энергосбережения. Только два персонажа во всей истории немного «мяснее» остальных — подруги и фрейлины принцессы Адельма и Зелима (актрисы Елизавета Базыкина и Анна Патокина). Первая исполняет великолепный вокализ, ее разрывает от несчастной любви и желания вырваться из этой холодной жизни, стать обычной женщиной (как по законам мюзикла, герой поет только в том случае, когда не петь не может). А Зелиму просто отравили, поэтому ее тошнит, а это тоже что-то из человеческой обыденности.
За декорацию и костюмы отвечала художница Ольга Шаишмелашвили, именно она построила на сцене натуральный бункер, строго ограниченный в размерах, хотя герои говорят, что он бесконечен, а воздух кажется тяжелым и спертым. Лампочки моргают, и вообще свет работает с перебоями, опять же поддерживая ощущение тревоги и заброшенности. Костюмы стилизованы под исторические, этнические китайские кимоно, головные уборы и грим тоже. Все это напоминает музейные экспонаты, с которыми не все герои умеют обращаться, культура ношения кимоно безвозвратно забыта: принцесса небрежно набрасывает его на брючный оверсайз-костюм.
В этом развороте на Восток, разумеется, нашлось место оммажам классической постановке «Турандот» — последнему спектаклю Евгения Вахтангова. Из канона Андрей Прикотенко взял маски комедии дель-арте — в отличие от первоисточника, их всего две, и солирует (а вообще-то, сшивает обширные лоскуты спектакля воедино) Труфальдинсяо (артист Иван Тарасов). Он кажется единственным человеком в этом беспросветном царстве. Труфальдинсьяо все прекрасно понимает и немного даже сожалеет о происходящем вокруг. Он бы мог стать хорошим психотерапевтом, в меру отстраненным и в меру включенным во всеобщее обстоятельство и в каждого из действующих лиц. Именно он цинично шутит над зрителями и персонажами спектакля, рассказывает анекдоты, пытается растормошить Калафа, самоиронично замечает, что «вахтанговцы не поймут» самодеятельности, которую позволили себе авторы спектакля на Бронной, и подкалывает сытую московскую публику, комфортно сидящую в театре на Патриках (впрочем, для Театра на Бронной это проверенный троп, кочующий от постановки к постановке).
Однако вахтанговцы должны понять, потому что один из них — на сцене. Роль Калафа исполнят Никита Худяков — студент выпускного курса института имени Щукина, и он точно чувствует тон оф войс Театра на Бронной. Худяков работает кинематографично, сдержанно, но живо и тепло — так и должен действовать принц, который хочет растопить сердце суровой принцессы и спасти мир. Ему почти удается, но проклятый рок... Кстати, изначально роль Калафа досталась другому артисту, Никиту ввели в спектакль незадолго до премьеры. Кажется, не ошиблись.
Если у Вахтангова все заканчивалось хеппи-эндом, то Прикотенко не балует зрителей: два часа им приходится терпеть гнетущую атмосферу бункера и пикировать вместе с героями в серотониновую яму. Ни любви, ни надежды, ни будущего — всех, кто тянется к свету, беспощадно сжигают, как мотыльков. На зрителя это действует терапевтически: хочется дышать полной грудью, улыбаться прохожим, признаваться в любви и вообще делать все наперекор Турандот и Калафу. Взрослая сказка пробуждает внутреннего ребенка — а значит, у авторов спектакля все получилось.