Из чего сделаны наши девчонки: 11 фильмов о сильных женщинах
«Ниночка» / Ninochka (1939)
Режиссер: Эрнст Любич
Советская революционерка Ниночка приезжает в Париж, чтобы уладить дела по продаже национализированных бриллиантов. На протяжении двух часов мы наблюдаем, как несгибаемая партработница из страны советов поддается соблазнам капиталистической жизни и отвечает взаимностью на ухаживания графа Леона д’Альгу. Одна из последних ролей великой Греты Гарбо стала первой, в которой королева немого кино наконец не только говорит, но и улыбается зрителю. Фильм вышел в прокат со слоганом «Гарбо смеется!».
«Ребро Адама» / Adam's Rib (1949)
Режиссер: Джордж Кьюкор
Знаменитый дуэт Кэтрин Хепберн и Спенсера Трейси (девять совместных картин и тайный затяжной роман вне площадки) встречается в суде. Повод — дело несчастной женщины, которая пыталась отомстить мужу за измену. Герои Хепберн и Трейси (Аманда и Адам Боннер) счастливы в браке, а во время процесса становятся по разные стороны баррикад: она — адвокат женщины, он — обвинитель. Перипетии судебного процесса перекочевывают в личную жизнь, и брак юристов начинает трещать по швам. Супруги то и дело меняются социальными ролями, демонстрируя условность патриархальных стереотипов о месте женщины в обществе. Так, Аманда приглашает в зал суда женщин, которые занимаются якобы мужской работой, и одна из них — циркачка — поднимает Адама за ногу. Адам же, пытаясь вернуть расположение жены, начинает вести себя «по-женски» и плачет. Картина, выворачивающая наизнанку конфликт мужчин и женщин, получила номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
«Самая красивая» / Bellissima (1951)
Режиссер: Лукино Висконти
Анна Маньяни, символ итальянского неореализма, как и всегда, играет женщину трудной судьбы. Маддалена Чекконе пытается добыть для маленькой дочери роль в кино, чтобы обеспечить безбедное будущее всей семье. Идет на риск — отдает все накопленные средства мошеннику, представившемуся помощником режиссера. Наблюдает, как над пробами девочки смеется вся съемочная группа, но в итоге добивается своего. Только будет ли ее дочь счастлива в актерском мире?
«Крылья» (1966)
Режиссер: Лариса Шепитько
В центре картины — судьба Надежды Петрухиной (Майя Булгакова), в прошлом боевой летчицы, а теперь директора училища. Шестидесятые, оттепель, новые герои строят новую, оправившуюся от потрясений войны страну. Надежда же чувствует себя лишней. Она мечтает летать, но понимает, что ее время прошло. Очень тонкое кино про будущее, в которое, как известно, возьмут не всех.
«Невеста была в трауре» / La mariée était en noir (1967)
Режиссер: Франсуа Трюффо
Помните Черную Мамбу — героиню Умы Турман, лихо размахивающую катаной? При создании истории мести Беатрикс Кидо великий Тарантино вдохновлялся картиной великого Трюффо. Сюжет раскрывать не будем, скажем только, что героиня Жанны Моро в костюмах Пьера Кардена мстит обидчикам не менее изощренно, чем Черная Мамба.
«Замужество Марии Браун» / Die Ehe der Maria Braun (1979)
Режиссер: Райнер Вернер Фасбиндер
Едва успев вступить в брак, Мария отправляет мужа на фронт и остается одна в оккупированном американскими солдатами городе. Героиня Ханны Шигулы решает не страдать, а действовать. Перед ней стоит одна задача — выжить, и Мария не останавливается ни перед чем: заводит роман с американским солдатом, становится любовницей предпринимателя — не по любви, а по расчету, чтобы обеспечить себя и вернувшегося с войны мужа. Фильм о том, как женщина пытается восстановить жизнь на обломках рухнувшей империи.
«Навсикая из долины ветров» / Kaze no tani no Naushika (1984)
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Классический для гения японской анимации сюжет. Будущее. ЮнаяНавсикая, тезка гомеровской принцессы, пытается защитить свой народ от воинственных соседей. Действие происходит в долине, чудом сохранившей остатки жизни после ядерной катастрофы. Героиня Миядзаки чуть ли не единственная, кто понимает: мир настолько хрупкий, что больше не вынесет ни одной войны. Навсикая проникается ко всем, даже к гигантским жукам Омам, которых натравили на долину. Она пытается спасти все живое от людей ценой собственной жизни. Если очень постараться, можно разглядеть в принцессе Христа (как и в любом приличном герое достойного фильма).
«Цю Цзюй идет в суд» / Qiu Ju da guan si (1992)
Режиссер: Чжан Иммоу
Гун Ли — главная звезда китайского кино пятого поколения — играет бедную и глубоко беременную крестьянку. Сосед ломает ребро ее мужу, из-за чего тот становится недееспособным. Цю Цзюй жаждет не столько компенсации, сколько справедливости и элементарных извинений, поэтому едет в крупный город обивать пороги разнокалиберных чиновников. Срабатывает — но с оттяжкой и когда уже ни к месту.
«Розетта» / Rosetta (1999)
Режиссер: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
Братья Дарденн at their best. Восемнадцатилетняя Розетта живет в трейлере с матерью-алкоголичкой и после увольнения с завода цепляется за любую работу, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Устроившись, девушка понимает: испытания только начинаются. Теперь ей предстоит решить тяжелейшую нравственную дилемму. На что готова пойти Розетта ради мало-мальских денег?
«Мать» / Madeo (2009)
Режиссер: Пон Джун-хо
Ода материнской жертвенности и безусловной любви. Юна Дочжуна, паренька с ментальными проблемами, обвиняют в убийстве школьницы. Его мать начинает собственное расследование — она пойдет по трупам, чтобы вызволить сына из тюрьмы. Любителям модного азиатского колорита фильм особенно показан.
«Ида» / Ida (2013)
Режиссер: Павел Павликовский
Главная героиня Анна решает стать монахиней и перед постригом заезжает в гости к своей тете Ванде, чтобы понять, чего она лишится, отказавшись от мирской жизни. Ванда рассказывает, что настоящее имя Анны — Ида Лебенштейн, ее родители погибли во время холокоста. Героиня решает отыскать захоронение родителей и по ходу путешествия понимает много нового о себе и пробует жизнь на вкус. Очень тихое, размеренное кино для эстетов.