Что нужно знать о Йозефе Биндере – пионере дизайна современных плакатов
Йозеф Биндер изучал живопись в Венской школе искусств и ремесел у Бертольда Леффлера, современника таких основоположников модерна, как Коломан Мозер, Йозеф Хоффман и Альфред Роллер. Все они преподавали в одной школе и хотели возглавить художественное обновление после Первой мировой войны, которое должно было повлиять на рекламу и коммерческое искусство. С таким преподавательским составом студент не только стал квалифицированным литографом и типографом, но и получил свежий взгляд на дизайн.
После выпуска Биндер первое время работал в студии ESBETA, а в 1924 открыл свою студию и вступил в долгое сотрудничество с компанией Julius Meinl – ведущим венским импортером кофе и чая. Для Julius Meinl он придумал логотип и упаковку, разрабатывал кампании. Видение молодого дизайнера еще тогда отметили ведущие профильные издания.
В тридцатые годы уже состоявшийся дизайнер переехал в США: в 1933-м и Биндера пригласили читать лекции в Чикагском институте искусства и в Школе искусств в Миннеаполисе. Его работы выставлялись на выставках плаката в Нью-Йорке и Токио, а в 1936 году Биндер и его жена Карла переехали в Нью-Йорк, где успех его недавно созданной студии стремительно рос. В США дизайнер прославился благодаря своим рекламным кампаниям Ballantine’s Beer, A&P Coffee, United Airlines и купальников Jantzen.
В 1934 году вышла книга Биндера «Цвет в рекламе», где он объединил свои теоретические и практические дизайнерские наработки. Первая глава начиналась со слов: «Цвет — главное средство создания эффекта для художника-плакастиста. Цвет оказывает решающее влияние, и по этой причине необходимо четко понимать его законы». А пару лет спустя в American Magazine of Art вышла его статья «О развитии современного стиля», где он продвигает новый подход, основанный на обобщении и подавлении формы. Биндер считал, что чрезмерный реализм в рекламе, который доминировал в США в то время, нужно ставить на рельсы современного дизайна. В то время его миссия была сложной: американской рекламой управляли копирайтеры, которые предпочитали слово изображению и не доверяли современным графическим подходам. Но Биндеру удалось склонить американских бизнесменов на свою сторону.
Философия Биндера основывалась на том, что «художник должен развивать современный стиль вместо того, чтобы потворствовать реалистической репрезентации прошлого и тратить время на тщетные попытки имитировать ушедшие времена». Он верил, что рекламный посыл следует передавать самым коротким и впечатляющим способом: «Задача художника — найти способ передать понятную форму объекта в двухмерном пространстве. Реализм нужно оставить фотографии, а художник не должен конкурировать с камерой».
Биндер много работал и с национальной айдентикой США. В 1939 году он создал знаменитый символический образ для Всемирной выставки в Нью-Йорке, на котором изображены Трилон и Перисфера, представленные как воплощение совершенства. А с 1948 по 1963 год Биндер отвечал за призывные кампании американского военно-морского флота. Именно эти работы оказались самыми знаменитыми в творческой карьере дизайнера и определили будущее современного графического стиля Америки. Среди его самых известных заказов — плакат «Воздушный корпус армии США», получивший первый приз в конкурсе Музея современного искусства, — считается образцом минимализма в плакатной графике.
В конце 50-х Биндер все так же имел огромный успех в рекламной сфере, но стал переключаться на искусство. Его постеры и картины выставлялись в Нью-йоркском музее современного искусства MoMA. Дизайнер лишь немного не дожил до открытия своей выставки в Венском музее прикладных искусств — он умер от сердечного приступа в 1972 году. В 1996 году была учреждена Премия Йозефа Биндера — международный конкурс для дизайнеров и иллюстраторов, созданный австрийской организацией designaustria. И хотя плакат как жанр появился еще в конце XIX века за несколько лет до рождения дизайнера, именно работы Биндера определили современный графический стиль плакатных изображений.