Главный драматург XXI века. Фильмы Мартина Макдоны — от худшего к лучшему

Пятый фильм Мартина Макдоны «Банши Инишерина» в 2023 году получил девять номинаций на «Оскар», включая «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и лучшие мужские и женские роли обоих планов. Чем не повод пересмотреть все его картины? Тем более их пока всего пять.
Главный драматург XXI века. Фильмы Мартина Макдоны — от худшего к лучшему
Blueprint Pictures

Его называют главным драматургом современности, королем мрачного абсурдизма и прямым последователем Сэмюэла Беккета. Все эти лавры британец с ирландскими корнями Мартин Макдона собрал еще до того, как пришел в кино. Но стоило ему сесть в режиссерское кресло и начать переносить свои острые как бритва и сбивающие с ног, как ирландский виски, тексты на экран — все поняли, что талантливый человек талантлив во всем. Макдона снимает нечасто (по фильму в пять лет), но каждый раз его картины становятся событиями. Пока «Банши Инишерина» продолжает собирать всевозможные награды (в коллекции уже два приза Венецианского фестиваля, три «Золотых глобуса», более сотни профильных Гран-при и девять номинаций на «Оскар»), мы расставим все фильмы Макдоны от худшего к лучшему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спойлер: «худшим», конечно, ни один из его фильмов назвать язык не повернется.

5. «Шестизарядный» / Six Shooters, 2004

Шестизарядный / Six Shooters, 2004
Fantastic Films Ltd.

Макдона начал писать пьесы еще в 1996 году. А вот попробовать себя в мире кинематографа решился лишь в 2004-м, и сразу выстрелом в голову. Короткометражный фильм «Шестизарядный» принес ирландцу «Оскар» с первой же попытки, что неудивительно: награды всегда любили Макдону — в конце концов, ни один из его пяти фильмов и ни одна из девяти пьес не остались без восторгов публики.

У мистера Донелли (в его роли — любимый актер режиссера Брендан Глисон) утром скончалась жена. Теперь он едет в поезде домой, полностью погруженный в тяжелые думы, которые прерывает сидящий напротив подросток. У пацана не просто не закрывается рот — из него постоянно вылетают отборные ругательства и оскорбления в адрес других пассажиров. Неравнодушный Донелли волей-неволей докапывается до истинных причин агрессии своего неуравновешенного попутчика. Полученные в ходе беседы ответы в разы сильнее заставляют героя засомневаться в существовании Бога, особенно в день, когда умер самый близкий ему человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Шестизарядный» интересен тем, что, помимо очевидных макдоновских приемов (черный юмор, обилие мата, трехэтажные сценарные конструкции), режиссер поставил фирменный художественный капкан, впоследствии ставший куда более изящным и болезненным. Речь об умении Мартина Макдоны ставить до абсурда смешное и отрезвляюще серьезное в такой близости, что создается волнительный эмоциональный контрапункт, выбивающий из седла. Например, в пьесе «Однорукий из Спокэна» веселая сцена с участием сундука, набитого отрубленными руками, резко переключается на ломающий четвертую стену тревожный монолог о стрельбе в школах. Так и здесь: неподдельная скорбь из-за утраты близкого сталкивается с несерьезными байками парня про взорвавшуюся от воздуха корову.

4. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» / Three Billboards Outside Ebbing, Missouri, 2017

Три билборда на границе Эббинга, Миссури
Blueprint Pictures

Самый известный и самый академичный фильм Макдоны, принесший ему общемировое признание. Отчаявшаяся после убийства дочери и последующего бездействия полиции Милдред Хейс арендует три билборда на въезде в город. На них — послание главе местной полиции Уильяму Уиллоуби, которому, впрочем, гнев скорбящей матери предельно понятен. А вот его заму, патологическому расисту, гомофобу и инфантильному маминому сынку Диксону, претензия совершенно неясна. Пламя конфликта вот-вот охватит весь город.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В «Трех билбордах» заметно меньше комедии и больше драматизма, густого психологизма, как в пьесе «Череп из Коннамары», где мертвые тоже не дают покоя живым. Макдона в этот раз проходится не по чопорным англичанам, как он любит, а по американцам. На примере маленького Эббинга режиссер изображает США в миниатюре — формально глазами чужака, который видит Америку без прикрас: с ее фиксацией на оружии, жестокостью, пороками, систематизированным расизмом. При этом в центре истории — универсальные темы: материнство, отмщение, справедливость, жизнь и смерть, в конце концов, общечеловеческое право на искупление. Кроме того, «Билборды» запоминаются прекрасно прописанными персонажами и тремя роскошными актерскими работами: Фрэнсис Макдорманд выдает роль всей своей жизни, Сэм Рокуэлл блистает в качестве эталонного антигероя, а Вуди Харрельсон по щелчку пальцев крадет зрительские сердца.

3. «Залечь на дно в Брюгге» / In Bruges, 2007

Залечь на дно в Брюгге
Blueprint Pictures

Полнометражный дебют, каких мало. Уморительно смешная черная комедия, незаметно перерастающая в неизлечимую душевную рану. Так умеет только Мартин Макдона. Двое наемных убийц вынуждены залечь на дно в тихом бельгийском Брюгге и ждать, когда с ними свяжется начальник (матерящийся через слово Рэйф Файнс). Пока один (Брендан Глисон) с упоением любуется архитектурой города, ходит по музеям и наслаждается всем вокруг, второй (Колин Фаррелл) вечно ноет, что ему холодно да неинтересно и вообще лучше в пабе посидеть, чем взбираться на очередную средневековую башню. Каждый однажды оказавшийся в чужом городе сразу узнает себя в этих персонажах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оригинальный сценарий, в котором грамотно переплетаются разговорная черная комедия с обилием запоминающихся цитат и суровый криминальный сюжет, превратил «Залечь на дно в Брюгге» в моментальную классику. Имя Колина Фаррелла зазвучало на весь мир (фильм принес ему первую большую награду), Макдону отметили номинацией на «Оскар». После достаточно камерного, оттого театрального «Шестизарядного» он в полной красе проявил себя в качестве режиссера кино, много снимая на натуре.

2. «Банши Инишерина» / The Banshees of Inisherin, 2022

Банши Инишерина
Blueprint Pictures

Если и можно было пожурить за что-то «Три билборда», то за заметную любому поклоннику творчества Макдоны нехватку ирландского духа. В следующей картине он исправился и впервые снял кино на земле своих предков. «Банши Инишерина» переносит во времена гражданской войны, которая бушует где-то там, за морями и океанами, а не на тихом острове Инишерин, где живут два друга Падраик и Колм, а по центру стоит паб. Друзьями, впрочем, они были до сегодняшнего дня. Теперь Колм не хочет иметь ничего общего с Падраиком. Дело не в старых обидах, а в пересмотре жизненных ценностей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Банши» впервые основан не на оригинальном сценарии, а на собственной, еще не опубликованной пьесе Макдоны, отчего и здесь может ощущаться некая театральность. Но на самом деле это просто актеры так хорошо играют, что забирают все внимание на себя: у Фаррелла лучшая роль в карьере, у Глисона, Кеогана и Кондон — по заслуженной номинации на «Оскар». Макдона тем временем снял свой самый живописный и драматически тонкий фильм, оставляющий стойкое и ни с чем не сравнимое послевкусие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще в предыдущей пьесе «Очень-очень-очень темная материя» Макдона задался вопросом творчества как верного способа остаться в вечности (эта тема роднит «Банши» с еще одним выдающимся фильмом 2022-го — «Вавилоном» Шазелла). Но в той пьесе про рабыню-пигмейку зашкаливал уровень абсурда, здесь же Макдона сосредотачивается на реалистичном изображении трагической бессмысленности человеческого существования.

1. «Семь психопатов» / Seven Psychopaths, 2012

Семь психопатов / Seven Psychopaths, 2012
Blueprint Pictures

За формой пестрого пастиша на тарантиновский криминальный постмодернизм скрывается искренняя, полная самоиронии исповедь обремененного собственным же талантом драматурга. Да, «Семь психопатов», несмотря на сюжетное безумство и откровенно жанровую оболочку, самое авторское и квазибиографическое кино Мартина Макдоны. Главный герой, саркастичный и острый на язык ирландский сценарист Марти (Колин Фаррелл, кто же еще?), мучается над написанием нового фильма. На самом деле просто ленится и очень много пьет. Когда-то всё это назовут обычной «ирландской болезнью». Пишет он о семи психопатах, семи безжалостных убийцах, противостоящих страшному криминальному боссу. В реальности его верный друг Билли (Сэм Рокуэлл), промышляющий кражей домашних животных, крадет любимую собачку у прообраза этого самого босса (Вуди Харрельсон).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главная прелесть «Семи психопатов» не только в том, что с момента их релиза еще никто не написал сценарий смешнее, но и в структурной красоте всего текста. Каждая сцена, каждое слово из чего-то вытекает, куда-то ведет, с чем-то рифмуется. Афоризм на афоризме, еще и с безупречной подачей: актерский состав на вес золота. Супротив поздним, более серьезным, тяжелым и экзистенциальным работам Макдоны, «Семь психопатов» всегда будет тонально выделяться. Во многом за счет того, с какой легкостью, вопиющей для голливудского производства вседозволенностью и неуемной панковой энергетикой он сделан.

Сейчас такое язвительное, неполиткорректное и отвязное кино на солнечных лос-анджелесских улицах уже снять бы не дали. Но Макдона всегда умел балансировать на грани и выходить сухим из воды. Будем надеяться, что продолжит в том же духе, ведь, как говорят, бог любит ирландцев.