Бес купюр: 5 современных художников иллюстрируют отношение к деньгам
Cаша Papercut
Профессией Саши должен был стать корпоративный брендинг, но, как она сама объясняет, в какой-то момент поняла, что делать логотипы не хочет, а хочет создавать красоту. Бросила и ушла в иллюстрацию: «Спонтанный шаг и довольно тяжелый, потому что образование стоит недешево, и решиться было трудно». Тем не менее Саша сменила факультет и теперь профессионально занимается иллюстрацией. В начале следующего года должна выйти первая книга с ее коллажами «Сказка о прекрасной принцессе, благородном рыцаре и таинственном молочном тумане».
Саша говорит, что к деньгам относится достаточно спокойно: «Деньги – просто ресурс, такой же, как вода или еда. Любишь ты их или нет, вопрос не первой важности, потому что прожить без них все равно невозможно. А вот способность их зарабатывать и наслаждаться результатом этого занятия – одновременно и талант, и навык. Мне кажется, важно этот навык в себе развивать, в нем нет ничего стыдного».
Татьяна говорит, что в детстве рассматривала для себя всего две профессии: хотела стать либо художницей, либо гадалкой. С тех пор она окончила архитектурную академию (но к диплому уже была твердо уверена, что хочет заниматься только иллюстрацией) и успела поработать с несколькими крупными российскими онлайн-изданиями и глянцевыми журналами: «Можно сказать, что я таким образом вернулась к себе. Правда, сейчас новый виток — иллюстрирую книги об архитектуре. Еще меня увлекает вышивка как отдельная ветвь в современном искусстве, переросшая рамки ремесла и хобби и превратившаяся в способ полноценного высказывания. Помимо иллюстраций, я создаю текстильные объекты — для меня это не только творческое высказывание, но и такой созидательный ритуал. Многочасовая медитация, стежок за стежком».
О деньгах Татьяна отзывается просто: «Деньги ради денег мне не интересны. Для жизни – да, для реализации желаний – да, конечно. А просто так – нет».
Василиса вспоминает, что с детства не только рисовала, но и придумывала героям своих рисунков истории. В художественной школе ей повезло с преподавателем графики — та вдохновила ее на поступление в Строгановскую академию. Из последних проектов Василиса вспоминает те, что так или иначе связаны с наукой, — недавно она проиллюстрировала детскую научно-популярную книгу о химии («первая моя книга, очень важный для меня проект») и присматривается к новым инструментам, например к нейросетевому искусству («пока не вникла до конца во всю эту историю, но понемногу начинаю с ней играть»).
Отношения с деньгами у Василисы, по ее словам, неоднозначные: «С одной стороны, деньги – это классно, они дают свободу. Но с другой – какова их истинная цена? Кто вертит всеми этими миллиардами и триллионами? Почему именно эти люди? Почему у кого-то есть все деньги мира, а кто-то еле сводит концы с концами? Вот такие вопросы меня занимают, когда речь заходит о деньгах».
Михаил Блосяк
«Иногда мне кажется, — говорит Михаил, — что я только и делаю, что учусь сколько себя помню, иногда, правда, с паузами или со сменой курса. Академическое художественное образование, реклама, режиссерский, сценарный факультеты». Курс привел Михаила сначала в иллюстрацию, где он сотрудничал с большей частью российского глянца, затем, после кризиса 2008 года, в рекламный бизнес, а потом – в кино: как режиссер и сценарист он снял несколько короткометражных фильмов, но рисовать не перестал. Ему вообще важно новое: «В искусстве меня занимает то, чего я не понимаю. Скучно то искусство, которое понимаешь, как трактовать. А вот то, которое тебя раздражает, возмущает, — интересно. В таком искусстве всегда что-то есть».
«Главная возможность, которую дают человеку деньги, — говорит Михаил, — это возможность совершенно не думать о деньгах».
На школьном выпускном Кристина записала на листке с желаниями, что хочет к 30 годам стать известным книжным иллюстратором. Сейчас ей 25, она начинала учиться на иллюстратора, получила диплом дизайнера одежды, но снова вернулась в профессию. Кристина говорит, что ее сейчас занимает в первую очередь «то искусство, которое еще не было связано с коммерцией и несло сакральный смысл: первобытная живопись, маски, предметы материальной культуры».
Означает ли это презрение к деньгам? Вовсе нет: «Деньги для меня — это, с одной стороны, свобода и возможности, а с другой — ответственность и риск. В конце концов, насколько хорошо ты умеешь ими распоряжаться — настолько ты доволен своей жизнью. Я считаю, что к деньгам нужно относиться без страсти и жадности, но с уважением и благодарностью. Поэтому уже год я изучаю инвестиции и собираю свой первый портфель».