Домашнее задание на каникулы: 6 выдающихся фильмов 2022 года
«Пиноккио Гильермо дель Торо»/ Guillermo del Toro's Pinocchio
Режиссёр: Гильермо дель Торо
Мексиканский сказочник переносит историю Карло Коллоди в Италию под режимом Муссолини, где отчаявшийся после потери сына старый столяр Джеппетто вырубает из дерева марионетку. Ночью кукла оживает и становится Пиноккио. Сюжет, знакомый всем, в волшебных руках Гильермо дель Торо расцветает новыми красками и превращается, во-первых, во вневременную притчу о лучике света в кромешной тьме, а во-вторых, в роскошное семейное приключение, рождённое безграничным воображением настоящего режиссёра-визионера.
В «Хребте дьявола» призрак символизировал трагедию, обречённую время от времени повторяться, застывшее, как насекомое в янтаре, чувство, что всё плохое ещё может вернуться. Тему призраков прошлого продолжил «Лабиринт Фавна», в котором война изображалась страшнее любых монстров. И вот формальным завершением трилогии можно считать «Пиноккио», кукольный анимационный манифест против фашизма и глубокое размышление на тему утраты близкого, по совместительству самый добрый и светлый фильм Гильермо дель Торо.
«Целиком и полностью»/ Bones and All
Режиссёр: Лука Гуаданьино
18-летняя Марен (Тейлор Расселл) потеряла контроль над собой и на вечеринке откусила подруге палец. С ней такое не впервой, отчего они с отцом постоянно на чемоданах. Но после очередного инцидента у отца заканчивается терпение: он бросает Марен одну с пачкой денег и свидетельством о рождении, предварительно записав ей на кассете послание. Из записи девушка узнаёт много о своём детстве, о первых приступах каннибализма и о матери, которую Марен собирается отыскать. Путешествуя по штатам, она знакомится с другими едоками – жутковатым стариком Салли (Марк Райлэнс) и беспечным красавцем Ли (Тимоти Шаламе), в которого тут же влюбляется.
Лука Гуаданьино, режиссёр «Назови меня своим именем» и ремейка «Суспирии», очевидно в создании своего нового фильма вдохновлялся классикой бунтующего Голливуда 70-х. В частности, работами Денниса Хоппера и «Пустошами» Терренса Малика, ведь «Целиком и полностью» это тоже роуд-муви и тоже мелодрама, только у Гуаданьино обрамлённая в рамки хоррор-фильма.
В каннибализме, впрочем, легко разглядеть обычную зависимость, причём от чего угодно – это может быть метафорой наркомании, рискованного образа жизни или, скажем, одержимостью по-настоящему хорошими фильмами. В этом плане «Целиком и полностью» универсален и открыт для интерпретаций, а ещё кино вышло свободным и раскованным, в нём бурлит молодая кровь и неожиданно много для такой жанровой завязки искренних эмоций. Отдельное удовольствие – это бархатный саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса, отлично передавший романтику американских дорог.
«Солнце моё»/ Aftersun
Режиссёр: Шарлотта Уэллс
Среди столь мастеровитых режиссёров имя Шарлотты Уэллс, конечно, выделяется сразу. Во многом потому что она только начинает свой творческий путь, а фильм «Солнце моё» — её полнометражный дебют. Дебют, впрочем, выдающийся. Через объектив старой VHS-камеры Софи вспоминает летние каникулы с отцом, когда ей было 11, ему – вот-вот исполнится 31. Впереди у них счастливые две недели на турецком пляже, море, танцы, ныряния с аквалангом. Их последнее совместное лето.
«Солнце моё» состоит из обрывков воспоминаний повзрослевшей главной героини. Какие-то детали взяты из её собственных видеозаписей с того лета 1991-го, когда юная Софи не упускала шанса заснять своего молодого и красивого отца (Пол Мескал), а какие-то эпизоды навеяны воображением. Всё это переплетается под чуткой, акцентированной режиссурой Уэллс и образует нежную ностальгическую фреску из воспоминаний повзрослевшего ребёнка, пытающегося осознать важность того лета. Понять то, что она не понимала раньше.
Через образы, оборванные фразы, музыку и крупные планы залитых солнцем лиц Шарлотта Уэллс удивляется свойству человеческой памяти хранить где-то глубоко в себе те мимолётные, но такие дорогие сердцу воспоминания из детства, которые есть у каждого из нас. Весь фильм вы будете ждать драматической развязки, каких-то объяснений. Но вместо этого получите сокрушительный эмоциональный удар, который вместе с осознанием увиденного предательски настигнет вас уже после просмотра.
«Фабельманы»/ The Fabelmans
Режиссёр: Стивен Спилберг
Стивен Спилберг, как известно, снимает по принципу «один для всех, один для себя». И вот после ставшей большим зрительским хитом «Вестсайдской истории» человек, чья фамилия неразрывно связана с кинематографом, решился на создание своего самого личного и трепетного фильма в карьере. «Фабельманы» — это нырок в детство Спилберга, ностальгическое воспоминание в прекрасной кинематографической форме о том, как искусство движущихся картинок меняет жизнь, а настоящая магия творится с помощью обычной кинокамеры в руках.
Всё началось с первого похода в кино. Тогда, в 50-х, родители отвели юного Сэмми Фабельмана впервые в жизни в кинотеатр. Там показывали «Искателей» Джона Форда, не лучший первый фильм для ребёнка, но идеальный вариант для будущего режиссёра. И действительно: этот поход навсегда изменил Сэмми, его глаза загорелись, он тоже захотел снимать кино.
Очень трудно не проникнуться теплотой и нежностью «Фабельманов», его поистине воодушевляющей историей о том, как мальчик из небогатой еврейской семьи на грани развода сбежал в мир кинематографа. Спилберг снимает не без лишних сантиментов (в данном случае ему это легко простить), но с большой любовью – ни в коем случае не к самому себе, а именно к выбранному ремеслу и своим родителям. Их потрясающе тонко играют Мишель Уильямс и Пол Дано, хотя главная звезда фильма это, пожалуй, Дэвид Линч в роли Джона Форда. Всего пять минут экранного времени, зато эффект незабываемый! Можно подумать, что этой картиной Спилберг воздвигает себе рукотворный памятник, но режиссёр уже давно вошёл в историю благодаря своим фильмам. И «Фабельманы» не дадут себя в обиду даже среди лучших его работ.
«Банши Инишерина»/ The Banshees of Inisherin
Режиссёр: Мартин Макдона
Раз в пять лет происходит чудо: Мартин Макдона выпускает новый фильм. Сам он признаётся, что такие промежутки продиктованы исключительно его ленью, но что взять с этих гениальных драматургов – мы всё равно будем ждать их новых творений, сколько этого потребуется.
«Банши Инишерина» — всего-навсего четвёртое полнометражное кино ирландца и очередное доказательство его непомерного таланта. На одном отдалённом ирландском островке, посреди которого стоит, конечно же, паб, поссорились два друга. Ещё вчера Падрайк (Колин Фаррелл) и Колм (Брендан Глисон) были не разлей вода, а сегодня уже один из них не хочет разговаривать с другим. Что же произошло?
События разворачиваются в 20-х годах прошлого столетия, а с большой земли постоянно доносятся выстрелы – это бушует Гражданская война, в которой тоже после долгой мирной жизни сосед с оружием вышел на соседа. У Макдоны совпадений не бывает, его сценарии всегда полны аллюзиями на ирландскую историю, которые, впрочем, часто завешиваются чёрным юмором так плотно, что в глазах темнеет. В «Баншах» юмора поменьше, чем в ранних фильмах Макдоны или в его пьесах, здесь на первый план выходят проблемы экзистенциального характера, абсурд жизни и конфликт высокого и низкого. Фильм, который медленно отрубает вам по пальцу, пока вы окончательно не переосмыслите те ценности, в которые вы так крепко вцепились, притворяясь, что всё вокруг идёт своим чередом.
«Бардо»/ Bardo, falsa crónica de unas cuantas verdades
Режиссёр: Алехандро Гонсалес Иньярриту
Только что родившийся ребёнок, сделав свой первых вдох, приходит к выводу, что «жизнь – отстой», и лезет обратно в утробу матери. Так начинается безумная фантасмагория под названием «Бардо», новый фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту, знаменующий возвращение «оскароносного» режиссёра на родину. По сюжету в Мексику возвращается и главный герой картины – знаменитый документалист Сильверио. Он долгое время прожил в США, прославился там и вот-вот получит престижную награду. Но перед этим с ним происходит череда трудно поддающихся рациональному осмыслению событий, в которых Сильверио переоценивает свою культурную связь с Мексикой и размышляет об истории родной страны.
«Бардо» — это громоздкий, необъятный, неогранённый монолит, рождённый сознанием большого автора. Естественно, фильм полуавтобиографический и является попыткой метафорически проработать все травмы и тревоги самого Иньярриту. Здесь много самокритики и размышлений на тему синдрома самозванца, реальность семейных разговоров на кухне переплетается со зрелищной реконструкцией исторических событий, сны проникают в действительность. Всё, как у Феллини, но слегка побольше пафоса и поменьше взаимосвязи. Хотя снято безупречно, широкоугольное изображение вместе с мегаломанским полётом фантазии Иньярриту рождает одни из самых причудливых, но оттого незабываемых сцен в кино за последнее время. Даже когда происходящее на экране едва понятно, от него невозможно оторвать глаз. «Бардо» — в равной степени грандиозный провал и торжество авторского самовыражения посредством кинематографа. Так или иначе, редкий зверь в наши дни, таких нужно беречь.