Домашнее задание на каникулы: 6 выдающихся фильмов 2022 года

Cобрали для вас шесть очень разных, но без исключений выдающихся картин, каждая из которых может запросто претендовать на звание лучшего фильма 2022 года. Если ищете, что посмотреть, эта подборка точно для вас. Все фильмы вышли на стримингах в декабре.
Домашнее задание на каникулы: 6 выдающихся фильмов 2022 года
Landmark Media/Legion Media

«Пиноккио Гильермо дель Торо»/ Guillermo del Toro's Pinocchio

Режиссёр: Гильермо дель Торо

Пиноккио Гильермо дель Торо (2022)
Netflix

Мексиканский сказочник переносит историю Карло Коллоди в Италию под режимом Муссолини, где отчаявшийся после потери сына старый столяр Джеппетто вырубает из дерева марионетку. Ночью кукла оживает и становится Пиноккио. Сюжет, знакомый всем, в волшебных руках Гильермо дель Торо расцветает новыми красками и превращается, во-первых, во вневременную притчу о лучике света в кромешной тьме, а во-вторых, в роскошное семейное приключение, рождённое безграничным воображением настоящего режиссёра-визионера.

В «Хребте дьявола» призрак символизировал трагедию, обречённую время от времени повторяться, застывшее, как насекомое в янтаре, чувство, что всё плохое ещё может вернуться. Тему призраков прошлого продолжил «Лабиринт Фавна», в котором война изображалась страшнее любых монстров. И вот формальным завершением трилогии можно считать «Пиноккио», кукольный анимационный манифест против фашизма и глубокое размышление на тему утраты близкого, по совместительству самый добрый и светлый фильм Гильермо дель Торо.

«Целиком и полностью»/ Bones and All

Режиссёр: Лука Гуаданьино

Целиком и полностью
Metro-Goldwyn-Mayer Pictures

18-летняя Марен (Тейлор Расселл) потеряла контроль над собой и на вечеринке откусила подруге палец. С ней такое не впервой, отчего они с отцом постоянно на чемоданах. Но после очередного инцидента у отца заканчивается терпение: он бросает Марен одну с пачкой денег и свидетельством о рождении, предварительно записав ей на кассете послание. Из записи девушка узнаёт много о своём детстве, о первых приступах каннибализма и о матери, которую Марен собирается отыскать. Путешествуя по штатам, она знакомится с другими едоками – жутковатым стариком Салли (Марк Райлэнс) и беспечным красавцем Ли (Тимоти Шаламе), в которого тут же влюбляется.

Лука Гуаданьино, режиссёр «Назови меня своим именем» и ремейка «Суспирии», очевидно в создании своего нового фильма вдохновлялся классикой бунтующего Голливуда 70-х. В частности, работами Денниса Хоппера и «Пустошами» Терренса Малика, ведь «Целиком и полностью» это тоже роуд-муви и тоже мелодрама, только у Гуаданьино обрамлённая в рамки хоррор-фильма.

В каннибализме, впрочем, легко разглядеть обычную зависимость, причём от чего угодно – это может быть метафорой наркомании, рискованного образа жизни или, скажем, одержимостью по-настоящему хорошими фильмами. В этом плане «Целиком и полностью» универсален и открыт для интерпретаций, а ещё кино вышло свободным и раскованным, в нём бурлит молодая кровь и неожиданно много для такой жанровой завязки искренних эмоций. Отдельное удовольствие – это бархатный саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса, отлично передавший романтику американских дорог.

«Солнце моё»/ Aftersun

Режиссёр: Шарлотта Уэллс

Фильм Солнце мое/ Aftersun
Landmark Media Legion Media

Среди столь мастеровитых режиссёров имя Шарлотты Уэллс, конечно, выделяется сразу. Во многом потому что она только начинает свой творческий путь, а фильм «Солнце моё» — её полнометражный дебют. Дебют, впрочем, выдающийся. Через объектив старой VHS-камеры Софи вспоминает летние каникулы с отцом, когда ей было 11, ему – вот-вот исполнится 31. Впереди у них счастливые две недели на турецком пляже, море, танцы, ныряния с аквалангом. Их последнее совместное лето.

«Солнце моё» состоит из обрывков воспоминаний повзрослевшей главной героини. Какие-то детали взяты из её собственных видеозаписей с того лета 1991-го, когда юная Софи не упускала шанса заснять своего молодого и красивого отца (Пол Мескал), а какие-то эпизоды навеяны воображением. Всё это переплетается под чуткой, акцентированной режиссурой Уэллс и образует нежную ностальгическую фреску из воспоминаний повзрослевшего ребёнка, пытающегося осознать важность того лета. Понять то, что она не понимала раньше.

Через образы, оборванные фразы, музыку и крупные планы залитых солнцем лиц Шарлотта Уэллс удивляется свойству человеческой памяти хранить где-то глубоко в себе те мимолётные, но такие дорогие сердцу воспоминания из детства, которые есть у каждого из нас. Весь фильм вы будете ждать драматической развязки, каких-то объяснений. Но вместо этого получите сокрушительный эмоциональный удар, который вместе с осознанием увиденного предательски настигнет вас уже после просмотра.

«Фабельманы»/ The Fabelmans

Режиссёр: Стивен Спилберг

Фабельманы
Landmark Media/Legion Media

Стивен Спилберг, как известно, снимает по принципу «один для всех, один для себя». И вот после ставшей большим зрительским хитом «Вестсайдской истории» человек, чья фамилия неразрывно связана с кинематографом, решился на создание своего самого личного и трепетного фильма в карьере. «Фабельманы» — это нырок в детство Спилберга, ностальгическое воспоминание в прекрасной кинематографической форме о том, как искусство движущихся картинок меняет жизнь, а настоящая магия творится с помощью обычной кинокамеры в руках.

Всё началось с первого похода в кино. Тогда, в 50-х, родители отвели юного Сэмми Фабельмана впервые в жизни в кинотеатр. Там показывали «Искателей» Джона Форда, не лучший первый фильм для ребёнка, но идеальный вариант для будущего режиссёра. И действительно: этот поход навсегда изменил Сэмми, его глаза загорелись, он тоже захотел снимать кино.

Очень трудно не проникнуться теплотой и нежностью «Фабельманов», его поистине воодушевляющей историей о том, как мальчик из небогатой еврейской семьи на грани развода сбежал в мир кинематографа. Спилберг снимает не без лишних сантиментов (в данном случае ему это легко простить), но с большой любовью – ни в коем случае не к самому себе, а именно к выбранному ремеслу и своим родителям. Их потрясающе тонко играют Мишель Уильямс и Пол Дано, хотя главная звезда фильма это, пожалуй, Дэвид Линч в роли Джона Форда. Всего пять минут экранного времени, зато эффект незабываемый! Можно подумать, что этой картиной Спилберг воздвигает себе рукотворный памятник, но режиссёр уже давно вошёл в историю благодаря своим фильмам. И «Фабельманы» не дадут себя в обиду даже среди лучших его работ.

«Банши Инишерина»/ The Banshees of Inisherin

Режиссёр: Мартин Макдона

Банши Инишерина
Moviestore Collection Legion Media

Раз в пять лет происходит чудо: Мартин Макдона выпускает новый фильм. Сам он признаётся, что такие промежутки продиктованы исключительно его ленью, но что взять с этих гениальных драматургов – мы всё равно будем ждать их новых творений, сколько этого потребуется.

«Банши Инишерина» — всего-навсего четвёртое полнометражное кино ирландца и очередное доказательство его непомерного таланта. На одном отдалённом ирландском островке, посреди которого стоит, конечно же, паб, поссорились два друга. Ещё вчера Падрайк (Колин Фаррелл) и Колм (Брендан Глисон) были не разлей вода, а сегодня уже один из них не хочет разговаривать с другим. Что же произошло?

События разворачиваются в 20-х годах прошлого столетия, а с большой земли постоянно доносятся выстрелы – это бушует Гражданская война, в которой тоже после долгой мирной жизни сосед с оружием вышел на соседа. У Макдоны совпадений не бывает, его сценарии ­всегда полны аллюзиями на ирландскую историю, которые, впрочем, часто завешиваются чёрным юмором так плотно, что в глазах темнеет. В «Баншах» юмора поменьше, чем в ранних фильмах Макдоны или в его пьесах, здесь на первый план выходят проблемы экзистенциального характера, абсурд жизни и конфликт высокого и низкого. Фильм, который медленно отрубает вам по пальцу, пока вы окончательно не переосмыслите те ценности, в которые вы так крепко вцепились, притворяясь, что всё вокруг идёт своим чередом.

«Бардо»/ Bardo, falsa crónica de unas cuantas verdades

Режиссёр: Алехандро Гонсалес Иньярриту

Бардо
Netflix

Только что родившийся ребёнок, сделав свой первых вдох, приходит к выводу, что «жизнь – отстой», и лезет обратно в утробу матери. Так начинается безумная фантасмагория под названием «Бардо», новый фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту, знаменующий возвращение «оскароносного» режиссёра на родину. По сюжету в Мексику возвращается и главный герой картины – знаменитый документалист Сильверио. Он долгое время прожил в США, прославился там и вот-вот получит престижную награду. Но перед этим с ним происходит череда трудно поддающихся рациональному осмыслению событий, в которых Сильверио переоценивает свою культурную связь с Мексикой и размышляет об истории родной страны.

«Бардо» — это громоздкий, необъятный, неогранённый монолит, рождённый сознанием большого автора. Естественно, фильм полуавтобиографический и является попыткой метафорически проработать все травмы и тревоги самого Иньярриту. Здесь много самокритики и размышлений на тему синдрома самозванца, реальность семейных разговоров на кухне переплетается со зрелищной реконструкцией исторических событий, сны проникают в действительность. Всё, как у Феллини, но слегка побольше пафоса и поменьше взаимосвязи. Хотя снято безупречно, широкоугольное изображение вместе с мегаломанским полётом фантазии Иньярриту рождает одни из самых причудливых, но оттого незабываемых сцен в кино за последнее время. Даже когда происходящее на экране едва понятно, от него невозможно оторвать глаз. «Бардо» — в равной степени грандиозный провал и торжество авторского самовыражения посредством кинематографа. Так или иначе, редкий зверь в наши дни, таких нужно беречь.