Полный штиль: каким получился «Аватар: Путь воды»

6 декабря в мировой прокат вышел долгожданный сиквел «Аватара» — Джеймс Кэмерон вернулся в режиссерское кресло спустя 13 лет и доказал, что он в отличной форме. До российских кинотеатров второй «Аватар» не доплывет по известным причинам, но наш автор Вадим Богданов ухитрился его посмотреть и делится впечатлениями.
Теги:
Полный штиль: каким получился «Аватар: Путь воды»
20th Century Studios / Avalon/Legion Media

24 года назад Джеймс Кэмерон провозгласил себя королем мира, когда его «Титаник» стал самым кассовым фильмом в истории кино, собрал 11 «Оскаров» и заработал всеобщую, до сих пор не угасающую любовь зрителей. Как можно переплюнуть такое достижение? Правильно — никак. По крайней мере, не в этом мире. И вот Кэмерон благополучно отправился на далекую Пандору создавать свои собственные миры. Первый «Аватар» вышел в 2009-м и тут же стал культурным феноменом. 13 лет спустя выходит его долгожданное продолжение, подтверждающее как минимум одну истину: нельзя недооценивать Джеймса Кэмерона — особенно когда речь заходит о сиквелах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возвращение домой

13 лет спустя мы снова встречаем Джейка (Сэм Уортингтон) в лесах Пандоры. За время нашего отсутствия он еще больше укрепил позиции на посту лидера местного клана на’ви и стал отцом пятерых детей. Трое из них — его родные от жены Найтири (Зои Салдана), остальные — приемные: девочка-подросток Кири, чудесным образом рожденная от аватара доктора Грейс (Сигурни Уивер), и Паук (Джек Спайдер), человеческое дитя. Люди бросили Паука на планете, потому что он был слишком мал, чтобы выжить после анабиоза. Теперь он, как Маугли, адаптировался под законы джунглей и стал частью большой семьи Джейка Салли.

«Аватар: Путь воды»
20th Century Studios / Avalon/Legion Media

Люди тем временем вернулись на Пандору и уже успели возвести город-форт, продолжая охотиться за уникальными ресурсами планеты. Вернулся и полковник Куортич (Стивен Лэнг). В прошлом фильме он всем сердцем ненавидел огромных синих существ с хвостами, а теперь сам стал одним из них: его сознание успели клонировать до финала первого фильма и перенесли в тело аватара. Миссия у Куортича на Пандоре проста – отомстить Джейку Салли всеми возможными средствами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другая планета, те же отношения

За три с лишним часа «Путь воды» меняет сюжетные течения множество раз, но одно остается неизменным. В центре сиквела — семья. Кэмерон как-то говорил, что хочет в промежутках между съемками дорогостоящих и затратных в физическом плане сиквелов «Аватара» сделать какое-нибудь маленькое камерное кино. Видимо, передумал — понял, что для этого необязательно покидать Пандору. И в ее декорациях можно рассказать понятную человеческую драму о семейных ценностях.

«Аватар: Путь воды»
20th Century Studios / Avalon/Legion Media

В какой-то мере Кэмерон использует уже проверенную временем формулу собственных же сиквелов. Как и в «Терминаторе 2», и в «Чужих», режиссер вводит в сюжет детей и постепенно переводит повествование в их оптику, рассказывает историю с их точки зрения. Сначала нам показывают милую нарезку кадров из детства: охота с отцом, песнопения у костра с мамой, знакомство с флорой и фауной, отметки на дереве, кто насколько вырос за последний год. Словно эпизоды из приземленного американского инди-фильма, а не вступление к одному из самых эпичных блокбастеров последних лет. Затем, когда Джейк узнает о реинкарнации Куортича, он принимает нелегкое решение покинуть свой клан, чтобы спасти семью. Вместе с детьми и женой он просит убежища у далекого рифового клана, где обитают водные народы Пандоры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Там, среди незнакомцев, они должны еще сильнее сплотиться как семья. И вот отличный шанс для Кэмерона ввести излюбленную тему изгойства. В первом «Аватаре» изгоем был сам Джейк, а здесь — уже его дети, которые мало того что хвостатые, так еще и мутанты с пятью пальцами (как у Джейка, ибо он аватар). «Путь воды» во многом именно кино о принятии самого себя, об адаптации под новую среду обитания и о поиске новой идентичности. Отсюда второй час ленты превращается в подростковый фильм воспитания, причем и здесь Кэмерон оказывается хитрее всех. Он прекрасно понимает, как зрителей утомили подростковые драмы с набором сопутствующих клише, поэтому акцентирует наше внимание на универсальных истинах. На том, что быть родителями тяжело на любой планете и, может быть, даже труднее, чем противостоять инопланетным захватчикам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полное погружение

Любая дискуссия про «Аватара», как правило, упирается в его революционную графику и в то, какой технологический прорыв совершил Джеймс Кэмерон. Переоценить заслуги режиссера-визионера и мегаломана на этом поприще невозможно. «Путь воды» действительно выглядит головокружительно и в плане компьютерных эффектов — это новая планка качества для всей индустрии. Фильм хочется разглядывать и разглядывать, кадр за кадром. Кэмерон не зря потратил 13 лет на разработку уникальной технологии подводных съемок, полировку графики и дизайн полностью вымышленной окружающей среды. Вам не понадобятся 3D-очки, IMAX-экран и 48 кадров в секунду, чтобы потерять голову от красоты второго «Аватара».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Аватар: Путь воды»
20th Century Studios / Avalon/Legion Media

Про одержимость Кэмерона океаном ходят легенды: мотивы воды присутствуют буквально во всех его фильмах, начиная с трешевого дебюта про летающих пираний-убийц и заканчивая сай-фаем про инопланетную цивилизацию, которая маскируется, конечно же, под воду («Бездна»). Первый «Аватар» позаимствовал в изображении лесной природы Пандоры как раз морскую экосистему, поэтому напоминающие медуз души и флуоресцентные деревья создавали по-настоящему уникальный природный ландшафт, ничем не похожий на привычный нам. Первый «Аватар» был выдающимся, потому что он переносил зрителя на совершенно другую планету и позволил на три часа забыть о реальном мире. Второй «Аватар» выдающийся, потому что его мир настолько продуман, будто это и есть единственная «реальная» реальность.

На втором часу «Путь воды» как будто забывает, что он зрелищный научно-фантастический блокбастер, и отплывает в сторону созерцания природы — причем явно восторженными глазами Кэмерона. Мир второго «Аватара» уже похож на наш: кораллы, рыбы, особенно китообразные существа, напоминают морских обитателей из познавательных документалок, возможно, даже тех, что снял сам Кэмерон («Чужие из бездны», «Призраки бездны»). В этом вся душа фильма. Поэтому прощаешь картине топорные диалоги и в целом любые ее сценарные шероховатости. Глядя на богатое разнообразие фауны, на передвижения, взаимодействия друг с другом и с героями фильма удивительных существ, отказываешься верить в то, что перед нами с нуля воссозданная, полностью цифровая среда обитания. Пульс жизни буквально пробивается с экрана, хотя, казалось бы, за годы технического прогресса обилие спецэффектов в кино, наоборот, стало маркером безжизненного, напрочь искусственного зрелища.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сборник хитов

Второй час «Пути воды» во многом решающий: он не только переписывает правила повествования типичного студийного блокбастера и хвалится колоссальной работой с визуальным рядом. Именно на этом отрезке зритель разделится на два лагеря: на тех, кому невероятно скучно, и тех, кто окончательно влюбится в сиквел. Именно между сценами заплывов с китами и уроками дыхания под водой второй «Аватар» окончательно раскрывается произведением авторского толка, душевным и личным для его творца. Персональным манифестом из тем, проблем и вопросов, интересующих режиссера на протяжении всего творческого пути.

«Аватар: Путь воды»
«Аватар: Путь воды»
20th Century Studios / Avalon/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про мотивы воды и семьи уже сказано (не будем забывать, что «Правдивая ложь» и «Бездна» — это фильмы о браке, ценить хрупкость которого герои начинают, когда уже слишком поздно), поэтому теперь затронем тему экологии. Дилогия «Аватара» — это не только блокбастеры с явным антиколониальным посылом, а фильмы, глубоко встревоженные неуважением человека к природе. Еще во времена «Терминатора» и «Чужих» Кэмерон уверял, что человек сам себя погубит. Тут тоже зло олицетворяют корыстные земляне-колонизаторы, но Кэмерон куда больше заинтересован в гуманизме, гармонии и взаимодействии всего живого. Связь с природой сакральна, в важности ее сохранения одна из центральных идей «Аватара». И, как мы помним по «Титанику» (на него в финале сверхзрелищного третьего акта есть замечательный оммаж), в каком бы из миров действия ни происходили, последнее слово всегда за матушкой-природой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Аватар: Путь воды» — это сборник лучших хитов Джеймса Кэмерона. Его самое трогательное и невероятно красивое семейное кино. Фильм, в который он вложил исключительное техническое мастерство и любовь ко всему живому. При этом «Путь воды» — лишь затравка к грандиозным событиям третьей части, которую, к счастью, нам не потребуется ждать еще 13 лет.