22 лучших зарубежных фильма 2022 года
22.«Смерть на Ниле» / Death on the Nile
Реж. Кеннет Брана
Не самый выдающийся английский детектив года («Достать ножи 2» на Netflix заведомо интереснее), но важная веха для тех, кто ходит кино: «Смерть на Ниле» вместе с «Анчартед» стала последним голливудским блокбастером в российском прокате. Поэтому пусть этот анимированный музей восковых фигур мадам Кристи и сэра Кеннета Браны откроет наш список.
21. «tag25Звоните Джейн» / Call Jane
Реж. Филлис Наж
Драма постановщицы Филлис Наж (сценаристки чудеснейшей «Кэрол») о силе женской солидарности в сложные и страшные времена. В Чикаго конца 60-х нельзя сделать аборт, даже если беременность угрожает матери смертью. Столкнувшаяся с этой несправедливостью женщина, совсем как Нео в «Матрице», узнает о существовании подпольного сопротивления. Простой и воодушевляющий фильм о сестринстве и обретении настоящей семьи в борьбе за свои права. Премьера была на «Санденсе». В ролях Элизабет Бэнкс, Сигурни Уивер и Кейт Мара.
20.«Ведьма: Реинкарнация» / Mal de ojo
Реж. Исаак Эсбан
Несмотря на спекулятивное российское название (без которого артхаусному хоррору просто не выжить в здешнем прокате), этот мексиканский ужастик похож и на первые работы Гильермо дель Торо, и на пресловутые «Очень странные дела». Две маленькие сестры отправляются в усадьбу к бабушке, которая с первых секунд кажется и им, и нам древней и очень злой ведьмой. Одна из девочек вдобавок неизлечимо больна. Трогательная забота старшей сестры о младшей и беспощадные скримеры создают странный эффект: это вроде бы сказка, но страшно до стыда. Фильм выйдет в прокат 2 февраля, но его премьера уже состоялась на «Хоррор Фесте» — и завершилась победой.
19.«Эмили» / Emily
Реж. Фрэнсис О’Коннор
Не в Париже, но тоже красиво: режиссерский дебют актрисы Фрэнсис О’Коннор, посвященный писательнице и поэтессе Эмили Бронте, чей «Грозовой перевал» знают все, а вот стихи — немногие. В главной роли — по-прежнему неразгаданная Эмма Маки из «Полового воспитания».
18.«Род мужской» / Men
Реж. Алекс Гарленд
Вычурный, но эффектный пост-хоррор от Алекса Гарленда — режиссера «Аннигиляции», шоураннера «Разрабов» и автора «Пляжа». Раздавленная самоубийством мужа женщина едет в английское захолустье, чтобы прийти в себя. А в итоге приходят к ней — и начинается максимально неуютный ужастик, который исправно пугает, но перегибает с напыщенным символизмом. Несмотря на претенциозный сценарий, Джесси Бакли и Рори Киннер играют, как боги. Особенно Киннер, у которого тут с полдесятка ролей.
17.«Заговор в Каире» / Boy from Heaven
Реж. Тарик Салех
История о том, как две силы — бюрократизированное государство и духовный университет — борются за душу юного мусульманина. События происходят в старейшем университете Каира Аль-Азхаре, где в результате таинственных событий меняется власть. Режиссер Тарик Салех, которому уже пять лет нельзя въезжать в родной Египет, критикует слияние власти и религии, используя тот же инструмент, что и Умберто Эко в «Имени Розы». Его фильм — конспирологический детективный триллер с убийствами, предательствами и двойными агентами. Это жанровое — по сути ремесленническое — отношение к сакральному вызвало много вопросов, но принесло фильму приз за лучший сценарий в Каннах.
16.«Дон Жуан» / Don Juan
Реж. Серж Бозон
Старомодная мелодрама о мечущемся ловеласе, снятая бывшим кинокритиком — и нацеленная, кажется, тоже исключительно на кинокритиков. Бельгийка Виржини Эфира и французский алжирец Тахар Рахим играют расставшихся у алтаря влюбленных, которых неизбежно снова сведет судьба — причем сведет на театральных подмостках. Но по пути домой современный Дон Жуан встретит много других женщин — каждую из которых, впрочем, тоже играет Эфира. Не «Сломанные цветы», но близко.
15.«Корсаж» / Corsage
Реж. Мари Кройцер
Костюмная драма, которая окончательно коронует актрису Вики Крипс как императрицу европейского кино. Героиня строптивого и неконвенционального байопика — австрийская принцесса Сисси, историческая фигура не менее яркая, чем Мария Антуанетта. Крипс получила приз за лучшую женскую роль в секции «Особый взгляд» в Каннах, а фильм уже вошел в шорт-лист «Оскара». И он и правда выгодно отличается от большинства костюмных драм своим остроумием, нахальством и стилем.
14.«Паранормальное явление: Дом призраков» / Deadstream
Реж. Джозеф Винтер и Ванесса Винтер
Еще один артхаусный хоррор, локализация которого не должна сбивать с толку: на самом деле фильм называется Deadstream и с дьявольским задором пародирует «Ведьму из Блэр». Харизматичный блогер-экстремал, что-то вроде героя передачи «Сдохни или умри», ведет прямую трансляцию из дома с привидениями. Делайте ставки, доживет он до утра или нет. И запомните двух блистательных режиссеров-дебютантов (один из них еще и играет главную и по сути единственную роль), которые совершенно точно еще не раз воспоют славный жанр.
13.«Полярная звезда» / Polaris
Реж. Керстен Кэртхью
Очень своеобразный канадский постапокалипсис, который оказался одинаково близок и предвзятым гурманам, ходившим на секцию «Дикие ночи» в рамках ММКФ, и жителям старшего возраста из Архангельска, которые увидели его на фестивале Artic Open. Это понятная история о северной судьбе, поэзии снега и ночи и слиянии человека с природой, но рассказанная очень специфическим образом. Во-первых, в будущем нет мужчин, а женщины охотятся друг на друга с арбалетами и алебардами, носят ржавые доспехи и ездят на снегоходах. Во-вторых, главная героиня — ребенок, которую разлучили с мамой, и под мамой тут подразумевается полярная медведица. В-третьих, это немое кино — точнее, в нем говорят, но на вымышленном языке из будущего и без субтитров. А в-четвертых, маленький ребенок тут только тем и занят, что вырывает у взрослых теть глаза. Такая вот смесь «Умки» и «Безумного Макса».
12.«Не говори никому» / Gæsterne
Реж. Кристиан Тафдруп
До чертиков страшный европейский триллер о встрече двух семей — датской и голландской — на курорте. И о том, как одна из них начинает прощупывать границы дозволенного, унижая, третируя, запугивая и подавляя другую. Почти что «Забавные игры» одного серийного каннского лауреата — но с комической ноткой, как в «Форс-мажорах» другого. Это мы к тому, что у Михаэля Ханеке и Рубена Эстлунда теперь по две «Золотые пальмовые ветви» — и с этим сложно смириться.
11.«Преступления будущего» / Crimes of the Future
Реж. Дэвид Кроненберг
Слишком большая рыба для маленького пруда нового российского кинопроката — фильм Кроненберга с Леа Сейду, Вигго Мортенсеном и Кристен Стюарт про мир, где никто не испытывает боли и наслаждения и все одержимы членовредительством и хирургией. Брендон Кроненберг в своем «Антивирусе» превзошел отца еще десять лет назад и в омерзительности, и в изящности. Но возвращение патриарха все равно достойно аплодисментов.
10.«Голиаф» / Goliath
Реж. Адильхан Ержанов
Казахстанский эпос о борьбе нищего юродивого с криминальным авторитетом — то ли экранизация сюжета о Давиде и Голиафе, то ли соседский привет «Лавиафану», то ли Гамлет в выжженной степи. Оба дуэлянта — и печальный тиран, и герой поневоле — изображены с восхитительной точностью, будто это не фильм, а «Осень патриарха». А логика сюжета заставляет верить в победу добра. Только вот произойдет она тут не как в кино.
9. «Треугольник печали» / Triangle of Sadness
Реж. Рубен Эстлунд
Виртуозно исполненный, но лишенный смыслов «Квадрата» и «Форс-мажоров» анекдот. Двухчасовой. Да, блистательно смешной. Но двухчасовой. Вторая Золотая пальмовая ветвь шведскому плуту, кажется, все же досталась за дух времени, цепко ухваченный за его дьявольский хвост. Но в любом случае, это «Не смотри наверх» 2022-го года.
8.«Быстрый словарик любви» / A E I O U — Das schnelle Alphabet der Liebe
Реж. Николетт Кребиц
Самый драгоценный подарок этого Берлинского кинофестиваля — магический ромком о любви шестидесятилетней актрисы (неотразимая София Ройз) и ее двадцатилетнего ученика. Актер Милан Хермс, в персонажа которого осторожно влюбляется зрелая героиня, выглядит так, как будто у нейросети попросили нарисовать сына Джонни Деппа, Ривера Феникса и Киану Ривза. Так что неудивительно, что любовники теряют головы и начинают грабить ювелирные магазины на Лазурном берегу и голышом бегать по пляжу на фоне Каннского кинофестиваля. Пользуясь случаем, порекомендуем еще один фильм о том, что любви все возрасты покорны. Он называется Love Song и в России его, увы, не найти — но кто был на «Санденсе», тот знает, что эта история о влюбленных стариках-бродягах кладет «Землю кочевников» на обе лопатки.
7.«Пассажиры ночи» / Les passagers de la nuit
Реж. Микаэль Херс
Идеальное французское кино — огромный семейный роман о парижанах, напоминающий, не смейтесь, сагу «Москва слезам не верит». Только город другой, слез меньше, веры больше, в главной роли Шарлотта Генсбур, пленка состарена, а за кадром поет Джо Дассен.
6. «Три тысячи лет желаний» / Three Thousand Years of Longing
Реж. Джордж Миллер
Запредельная нежность от Джорджа Миллера — усердного исследователя мономифа и нестареющего автора «Безумного Макса». Самый визионерский из доступных нам в этом году блокбастеров — и самый неожиданный ромком. Женщина-филолог покупает лампу с грустным джинном — и между ними вспыхивает лучшая любовная игра на свете: они рассказывают друг другу истории. А зритель до конца ломает голову, кто в этих «Тысяче и одной ночи» ревнивый царь Шахрияр, а кто — его хитрая жена Шахерезада.
5.«Решение уйти» / Hyeeojil gyeolsim
Реж. Пак Чхан-Ук
То ли корейское «Начало», то ли корейский «Основной инстинкт»: история детектива, который влюбился в подозреваемую и оказался в лабиринте чувств, из которого не выбраться и за 138 минут. Но пролетят они незаметно — ведь за любовное настроение настоящего детектива отвечает режиссер «Олдбоя» Пак Чхан-Ук. Собственно за режиссуру этот удивительный фильм о том, что любовь — преступление, в Каннах и наградили.
4.«Хищники» / As bestas
Реж. Родриго Сорогойен
Еще один фильм, который выйдет лишь 2 февраля — но москвичи уже видели его на «Хоррор Фесте» и наградили призом зрительских симпатий. Это испано-французская социальная драма об образованной и обеспеченной паре, которая покупает участок земли в нищей деревне. Местные (испанцы) ополчаются на приезжих (французов), потому что те срывают сделку с компанией, которая хотела поставить на месте поселка ветряки. И разногласия соседей вдруг превращают бытовую драму в психологический хоррор, который истязает зрителя больше двух часов. За мелкими пакостями следует хамство, за хамством — угрозы, за угрозами — насилие, за насилием — трагическая развязка. А потом фильм идет еще целый час — и переворачивает собственные показания вверх дном. Искусное кино о том, что сегодня беспокоит всех.
3. «Все, везде и сразу» / Everything Everywhere All at Once
Реж. Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Самый крутой, свободный, яркий, бескомпромиссный и глубокий супергеройский фильм этого года. Ладно, так получилось, что мы не видели остальные. Но переплюнуть китайскую сказку о леди из прачечной, которая странствует по десяткам параллельных вселенных и в каждой встречает себя, просто невозможно. Ни «Бэтмену», ни «Морбиусу», никому.
2.«Сверхъестественное. Знаки» / Something in the Dirt
Реж. Аарон Мурхед и Джастин Бенсон
Самодельная бюджетная фантастика от авторов, на которых давно положили глаз Disney, Netflix и CBS, но которые продолжают верить, что дружба и свобода важнее бюджетов. Два калифорнийских неудачника (их, по иронии судьбы, играют сами режиссеры) поселяются в грязном многоквартирном доме и становятся свидетелями чуда: в одной из комнат летает пепельница. Герои решают снять о своем открытии документалку и начинают строить теории одна безумнее другой. А невидимое зло продолжает их искушать, дразнить и проверять на верность друг другу. Удивительный фильм, которому удается все, везде и сразу: быть и трогательной историей дружбы, и умным хоррором, и изобретательной фантастикой, и безумной комедией, и трагедией о страхе успеха. Хорошо, что у самих Мурхеда и Бенсона этого страха нет.
1. «tag25Остров пропавших девчонок» / Island of Lost Girls
Реж. Энн-Мэри и Брайан Шмидты
Уже составив список, мы обнаружили, что первая тройка этого года — фильмы, снятые дуэтами. Бенсон и Мурхед — верные друзья уже дюжину лет. Кван и Шгайнерт — соратники со времен фильма «Человек — швейцарский нож» и бессчетных короткометражек. Но режиссеры «Острова пропавших девчонок» — и вовсе муж и жена. А главные роли в фильме играют их чудесные дочери Скарлет, Авила и Отэм. Видимо, в этом году нам подсознательно хотелось говорить и писать о кино как о способе найти и сохранить своих — близких, друзей, семью.
Но это все лирика, а «Остров пропавших девчонок», который уже удивил всех на ММКФ и выйдет в конце января — это самое солнечное, яркое, согревающее, трогательное и бурное семейное приключение года. Три сестры бегут из детдома навстречу путешествиям и опасностям — открытому океану и мрачным гротам, диким островам и соленым ветрам, морским слонам и львам, каракатицам и чайкам. Причина побега — нежелание быть разлученными. Цель одиссеи — обрести свой дом. Ближайшие аналоги этого семейного чуда — «Моана», «Проект Флорида», «Королевство полной луны» и «Капитан Фантастик». А Россия — первая в мире территория, на которой американо-мексиканский фильм выйдет в прокат. И велика вероятность, что через год он тоже будет на первом месте.