«Американская готика» — шедевр американского искусства, вызвавший в 1930-х волну критики. Почему ее возненавидели?
Не все знают автора «Американской готики» Гранта Вуда, но суровые лица и вилы с полотна точно знакомы каждому. «Готика» — один из самых известных художественных мемов, национальная скрепа американского общества, а по уровню культурной значимости ее вполне можно сравнить с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи.
Уже давно все выяснили, что на ней изображены фермер с дочерью, а позировали для картины сестра Вуда и его стоматолог. Вдохновением послужил реальный дом в штате Айова, где сейчас расположен музей и куда любой может приехать на экскурсию.
Вуд написал картину в 1930 году для конкурса Чикагского института искусств и получил за нее $300 призовых. Репродукции опубликовали газеты в Чикаго, Нью-Йорке, Бостоне, Канзас-Сити и Индианаполисе, моментально сделав художника популярным. Но одновременно с этим на него обрушилась волна негатива. В основном разгневались американские фермеры.
Почему современники Вуда в 1930 году так невзлюбили картину?
Здесь мы вновь обратимся к историческому контексту. Время для США было непростое: Америка переживала свой второй крупнейший аграрный кризис.
В первую очередь отрасль находилась на спаде после повышенного спроса на продукты питания в течение Первой мировой войны. Тогда из-за поднявшихся цен массово распахали земли даже в тех регионах, где поддержание их стабильной плодородности всегда было дорогим и убыточным. Когда по окончанию войны цены упали до прежнего уровня, производство резко сократилось. Многие фермерские хозяйства разорились, вчерашние фермеры превратились в арендаторов или даже батраков. С 1920 по 1940 год, несмотря на значительный рост населения страны в целом, число фермеров уменьшилось примерно на 350 тысяч человек.
Всеобщая индустриализация XX века тоже не принесла фермерству положительной динамики.
В 1920-е годы аграрные работы по-прежнему в большинстве случаев выполнялись лошадьми.
Механизация сельского хозяйства проходила со скрипом. Техника была дорогой, новой и потому недостаточно надежной. После Первой мировой войны не все могли себе позволить такую роскошь. Не у всех были сбережения и свободные средства, не говоря уж о том, сколько людей после войны и аграрного кризиса остались просто ни с чем. Это видно и по неравномерности внедрения механизации по штатам: Средний Запад (в том числе Айова), где были большие площади урожайных земель, а значит, и выше возможность получить доход, адаптировался лучше, чем западные и южные штаты, где плодородных земель было меньше.
Издевкой казался и знаменитый дом в стиле плотницкой готики на заднем плане картины. Это было реальное здание в Элдоне, штат Айова, построенное в 1881-1882 годах местными плотниками Бьюзи и Гералдом.
Домов в таком стиле в американских пригородах в то время было очень много. Готическое возрождение в архитектуре проникло в США вместе с европейской литературой и искусством из Великобритании в 1840-х годах. Пуританское американское общество видело в средневековом стиле нечто истинно христианское; культура Старого Света, то бишь Европы, считалась первичной, поэтому все хотели себе готические европейские дома. Это было модно и подчеркивало статус. Состоятельные американцы приобретали себе даже целые куски европейских зданий, чтобы собрать загородный дом, а менее состоятельные граждане пользовались услугами плотников, чтобы стилизовать свои дешевые коттеджи. Отсюда и пошел термин «плотницкая готика».
С учетом этой информации посмотрите на картину Вуда глазами его современников. Она выглядела как насмешка над их неспособностью быть «в тренде» и технологичными. Все эти старые наряды, унылые лица, вилы и простенький дом, получивший худо-бедно модный готический вид. Даже название картины, «Американская готика», звучало не как что-то аутентичное, а как метафора отсталости. Кто бы не захотел откусить Вуду ухо?
Вуд и сам родился в штате Айова в семье фермеров, поэтому в ответ на всю критику говорил, что ничего оскорбительного не имел в виду, а просто хотел запечатлеть собирательный образ традиционного американского общества. Правду мы не узнаем. Да и кто бы признался на его месте, что просто неудачно и не вовремя пошутил.
Но художник действительно посвятил последние годы своей жизни написанию картин на тему национальной культуры и пытался сформировать некий самобытный стиль американского искусства. Смена восприятия картины произошла уже в конце Великой депрессии. Реформы Рузвельта по поддержке семейных ферм в механизации помогли многим встать на ноги, и «Американская готика» перестала вызывать негатив. Напротив, она начала ассоциироваться с ностальгией по старым добрым временам традиционного ведения хозяйства.