Все без ума от «Уэнсдэй»: как Тим Бертон променял кино на сериалы и заново обрел всеобщую любовь
Уэнсдэй Аддамс: хмурые девчата-готы снова в тренде?
Одна из основных причин успеха шоу кроется в его названии. «Уэнсдэй» — это спин-офф «Семейки Аддамс» (хотите — культового сериала 1960-х, хотите — горячо любимых на постсоветском пространстве фильмов Барри Зонненфельда 1990-х). Посвящен он старшей дочери семейства и самой мрачной героине из всех Аддамсов, известной своим садистским черным юмором и особо депрессивной философией жизни. В принципе, как и у большинства подростков.
Уэнсдэй постоянно затмевала других персонажей «Семейки Аддамс», поэтому неудивительно, что именно она заслужила собственное шоу. По сюжету девочку за проступок в обычной школе отправляют в академию «Невермор», где обучаются дети вампиров, оборотней, сирен, горгон и просто подростки с суперспособностями как, например, сама Уэнсдэй, периодически видящая будущее или прошлое. Там ей предстоит найти свое место среди изгоев и попутно раскрыть тайну четырехсотлетней давности, из-за которой в окрестностях академии начинают находить трупы людей.В проекте, где имя главной героини вынесено в заголовок, решающую роль должен сыграть кастинг. И с Дженной Ортегой авторы не прогадали. Малоизвестная актриса, за месяц уже ставшая суперзвездой, тщательно подошла к образу: отказалась улыбаться и моргать в кадре, научилась так очаровательно хмурить бровки, словно прошла курсы у двух муз Бертона сразу — Хелены Бонем Картер и Евы Грин. А ее танец на школьном балу покорил интернет и оброс сотней интерпретаций в TikTok, от которых уже устали даже те, в чьей стране эта соцсеть под запретом.
Тим Бертон: возвращение в форму или сборник старых хитов?
Честно говоря, приписываемый «Уэнсдэй» помпезный титул «сериал Тима Бертона» не совсем корректен. Шоураннерами все же выступают Альфред Гоф и Майлз Миллар, когда-то работавшие над «Тайнами Смолвиля». Бертон лишь задал общий тон в первой половине сериала, а дальше его эстафету подхватили два других постановщика... и ничего не поменялось. Так что фраза «сериал Тима Бертона» — это большое преувеличение и всего лишь грамотный пиар-ход, основанный на ассоциативном мышлении зрителя, которому проще зацепиться за известное имя. Особенно если это имя человека, которого все полюбили за диковинное готическое фэнтези и не раз путали с режиссером «Семейки Аддамс», ведь ее персонажи как будто рождены для кинематографа Бертона.
В самом деле, «Уэнсдэй» лишь заигрывает с наследием своего приглашенного автора. Городок по соседству с академией напоминает двухэтажную Америку из «Эдварда Руки-ножницы», детективная интрига вокруг проклятия основателя города отдает «Сонной лощиной», старинное заброшенное поместье, где Уэнсдэй надеется найти все ответы, очень похоже на дом ведьмы из «Крупной рыбы». Наконец, книга, которую героиня Кристины Риччи (еще одно подмигивание классике: актриса играла Уэнсдэй в 1990-х) дарит своей наследнице, — это «Франкенштейн» Мэри Шелли, любимое произведение Бертона, послужившее вдохновением к половине его фильмов.
Главными героями бертоновского кино всегда были фрики, изгои и отшельники, не нашедшие своего места в обществе. Здесь таких целая академия, что тоже сигнализирует о схожих мотивах «Уэнсдэй», например, с «Битлджюсом», «Трупом невесты» и «Домом странных детей», где для паранормального всегда подразумевалось некое пространство, незаметно соседствующее с реальным миром. Сама Уэнсдэй отлично вписывается в бертоновский канон: мало того что в ней сочетаются печальные глаза Эда Вуда и сарказм Вилли Вонки, так и сценаристы неплохо постарались прописать ей наиболее запоминающиеся фразы сериала. «Сартр — моя первая любовь», возможно, самая остроумная из них.
Среди остальных персонажей хочется выделить, конечно, же Вещь, родителей Уэнсдэй — Мортишу (Кэтрин Зета-Джонс) и Гомеса (Луис Гусман), блистающих в «семейном» пятом эпизоде, а также соседку по комнате Энид (Эмма Майерс), прямую противоположность главной героини во всем.
Netflix: каждому поколению нужен свой «Гарри Поттер»?
У многих крупных проектов Netflix есть один грешок — порой даже с огромным бюджетом они выглядят как дешевые поделки («Ведьмак», «Серый человек», «Красное уведомление» и еще куча других примеров). Причины могут быть разные: большие гонорары звезд, постоянные павильонные съемки на зеленом экране, обилие компьютерной графики. На этом фоне «Уэнсдэй» приятно выделяется. Сериал снят дорого, красиво, в нем много разнообразных локаций, чувствуется размах, видна качественная работа с декорациями и костюмами, но в то же время это не так кинематографично, как, например, в «Очень странных делах».
Там тоже все подано бодро и ярко, много графики, все как подростки любят, но при этом есть и впечатляющие практические эффекты, по которым Бертон когда-то был главным спецом в Голливуде. Здесь же от его былой художественной изобретательности осталась лишь одна отрубленная рука (имеется в виду персонаж Вещь). Да и режиссер словно тень самого себя, которая последние десять лет по инерции снимает безликие, напичканные графикой фильмы для больших студий без собственного почерка. Здесь он, к большому сожалению своей преданной армии поклонников, тоже скорее как наемный постановщик, нежели как полноценный соавтор.
«Уэнсдэй» — это в первую очередь сериал Netflix, и нацелен он главным образом на подростковую аудиторию. А как завладеть вниманием молодежи в век референсного мышления и неумения сконцентрироваться на чем-то одном? Правильно: с помощью проверенных временем ассоциаций. По сути, сериал «Уэнсдэй», как монстр Франкенштейна, слеплен из уже давно использованных идей и знакомых по другим франшизам образов. «Невермор» — новый Хогвартс, где привычна магия и не обошлось без деления практически на факультеты, а Уэнсдэй, конечно же, избранная. За один только первый сезон создатели прошлись по мотивам чуть ли не всего «Гарри Поттера»: тут есть оборотень-убийца (привет «Узнику Азкабана»), орден Белладонны со своей собственной выручай-комнатой, Кубок Эдгара Аллана По и даже своеобразный принц-полукровка.
Но не «Гарри Поттером» единым. В «Уэнсдэй» легко прослеживается целый культурный код из таких фильмов и сериалов, как «Сумерки», «Ривердэйл», «Зачарованные», «Леденящие душу приключения Сабрины», «Очень странные дела». Отсюда и такая бешеная популярность шоу, особенно среди подростков, — каждый нашел в нем отголоски своих любимых фильмов и сериалов, которых, как водится, всегда мало и хочется еще, даже если в другом сеттинге и с иными героями.
В этом плане «Уэнсдэй» — сериал универсальный и легко перевариваемый: если не вглядываться и не вдумываться, восемь часов пролетают незаметно. Его легкость и красочность в какой-то мере перевешивают предсказуемость детективной интриги, слишком приторную мелодраматичность и в целом недостаток оригинальности по всем фронтам. В конце концов, это подростковое фэнтези о любви и дружбе, естественное в своей инфантильности и даже не пытающееся что-то кому-то доказать (для этого будут еще сезоны). Сейчас просто такие времена: людям позарез нужен эскапизм. И если он хоть чуточку хорош в исполнении, его тут же возведут на пьедестал.