Дальний восторг: пять иллюстраторов изобразили, как представляют себе разворот на Восток
Ольга училась на архитектора и со времен университета рисовала коммерческие иллюстрации, участвовала в локальных выставках и арт-макетах. На несколько лет забросила иллюстрацию и работала архитектором, но в последнее время вернулась к ней. Сотрудничает с английским агентством и часто работает с локальными изданиями в Германии, Италии и Великобритании (Wienerin, Brillo) и популярными брендами.
«С Китаем у меня сложные отношения – азиатский заказчик один из самых трудных в плане понимания и рабочего общения. А моя Азия началась с Киргизии – впервые я оказалась там случайно, во время коронавирусных ограничений, когда Европа была закрыта. Осенью туристов фактически нет, горы покрыты снегом. Можно бесконечно удивляться разнообразию ландшафта: вот пустыня, вот Иссык-Куль – практически море, а вот уже в горах снег по колено, а дальше вновь верблюд, невероятные каньоны, где дикая природа берет верх».
Саша начала рисовать на Гавайях, когда школьницей жила там год по обмену. Можно было выбрать любые занятия, но она предпочла рисунок, скульптуру и керамику. После этого выучилась на театрального художника, и годы академического рисунка и живописи до сих пор дают о себе знать. Позже ушла в дизайн и иллюстрацию. Много работала с Esquire, как арт-директор сотрудничает с американскими брендами. Кроме того, создает собственные зины (иллюстрированный самиздат), продает их через нишевые магазинчики и дарит друзьям: «Меня интересует неинституционализированное искусство, маргинальное и неочевидное. Сейчас я живу в Белграде, и это абсолютно неидеальный город. Он как будто дышит хаосом, весь в граффити и никуда не спешащих людях. Такой аналоговый глоток в диджитальную эпоху».
«Азию я воспринимаю исключительно через европейскую оптику, бинарную систему "мы–они". Европа не говорит с Востоком, она говорит вместо Востока. В моей голове Восток – это лишь набор экзотических штампов, сформированных европейской культурой. Примечательно, что Азия и сама подхватила эти навязанные клише и активно воспроизводит их».
У Мины два высших образования – она окончила экономический факультет МГУ, затем переехала в Лондон и в Camberwell College of Arts выучилась сначала на бакалавра, а потом там же на магистра. Она говорит, что рисует сколько себя помнит: в детстве мама раскатывала перед ней рулон обоев, на котором можно было изображать все, что приходит в голову. Среди важных для себя проектов Мина называет инсталляции в витринах магазина Diesel в Лондоне: «Мы делали многослойные викторианские декорации на тему джунглей, и мне поручили этот проект не только полностью спланировать и визуализировать, но и возглавить. Это было круто».
«Я очень люблю острова и островные экосистемы. Особенно меня интересуют тропические – как анклавы биоразнообразия и одновременно места, где можно увидеть множество эндемичных – встречающихся только там – видов. Азию я очень люблю, но не романтизирую – когда-то по ней тяжелой поступью прошелся колониализм, и это до сих пор заметно. Но каждая поездка на острова Юго-Восточной Азии для меня как Новый год, день рождения и Хеллоуин одновременно. Очень радостно, дико любопытно и жутко одновременно. Обожаю дождевые леса с их тяжелым запахом листвы, цветов, плесени и подгнивших фруктов. Мечтаю когда-нибудь увидеть всех мелких кошек. Это, конечно, задача не из легких. Пока я в дикой природе встречала только цейлонского леопарда. В планах – кот-рыболов, ржавая пятнистая кошка и все остальные».
Анастасия говорит, что всегда хотела заниматься искусством, и дома у нее до сих пор хранятся изрисованные в детстве блокноты. Но учиться она пошла на архитектора, пять лет работала по специальности и, заскучав, начала в свободное время практиковаться в 3D. Эксперименты поглотили ее с головой, и база, заложенная в архитектурных бюро, пришлась здесь как нельзя кстати. Сквозная тема работ Анастасии – взгляд ребенка, который вырос на постсоветском пространстве на кукольных и пластилиновых мультфильмах.
«В Азии я, увы, пока не была, хотя в планах такое путешествие, конечно, есть. Последние пару лет схожу с ума по южнокорейскому кинематографу и всем рекомендую посмотреть "Служанку" Пак Чхан Ука. В южнокорейском кино меня увлекает эффект неожиданности. Режиссеры умудряются удивить тебя по десять раз за фильм, ты даже порой не можешь предположить тот или иной поворот сюжета. В корейском кинематографе есть новизна, которой уже довольно давно не хватает Голливуду».
Зат Ворник стал интересоваться искусством примерно тогда же, когда научился читать – вспоминает, что одной из первых в жизни полученных в подарок книг была детская энциклопедия по истории искусства, толстые черные книги с золотым и белым тиснением. Рисовать начал в средней школе, даже поступил в районную художественную школу, но ушел оттуда через год, в итоге окончил Государственный институт телевидения и радио по специальности «художник анимации и компьютерной графики». Говорит, что любимые проекты – те, которые посвящены телесности и сексуальности: «На пересечении этих тем всегда можно отор ваться по полной».
«Сейчас я в Алма-Ате, так что на какое-то время Азия станет моей средой обитания. В Алма-Ате, как и во многих других азиатских городах, меня привлекает расслабленность без лености, в этом есть какое-то верное понимание настоящей природы нашей жизни. И горы в перламутрово-голубой дымке – каждый раз сердце замирает на секунду от такой умиротворяющей красоты. Но в целом для моего европоцентричного взгляда Азия – это перевернутый мир, где привычные вещи встроены в другой контекст, а на их месте зачастую обнаруживается что-то совсем незнакомое и удивительное. Из-за этого иногда кажется, что Азия – это сон».