Кино — дело тонкое: быстрый гид по фильмам Средней Азии и Казахстана
Кинематограф Центральной Азии стал развиваться после объединения союзных республик в одну большую страну с общей идеологией, но локальными особенностями. Историки кино обычно относят к этой категории фильмы, которые снимались в пяти странах: Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Если же говорить о времени, то центральноазиатское кино можно разделить на три периода: советские фильмы (1919–1987), новая волна (1988–1992) и современные независимые фильмы (1992 — настоящее время). Рассказываем об одном показательном фильме из каждого и исследуем особенности кинопроизводства каждой страны.
Казахстан
Казахстанское кино началось в 1938 году, когда на экранах республики показали фильм «Амангельды» о восстании крестьян в 1916–1919 годах. Первые казахские режиссеры снимали в основном агитационные фильмы с рассказом о судьбе человека, его борьбе и духовном поиске (например, первая послевоенная картина «Песни Абая» Григория Рошаля и Ефима Арона о судьбе поэта и просветителя Абая Кунанбаева). Огромное количество исторических и производственных картин создавалось по госзаказу, так что минимальное разнообразие в кинематографе Казахстана появилось только в 1960-х годах. В перестроечный период фильмы отражали дух времени: популярными стали социальные драмы, лишенные пафоса и помпезности прошлого. Тогда же казахстанское кино начало появляться на фестивалях в Европе и обрело известность за пределами СССР. Современные фильмы значительно возросли в качестве и количестве, но, к сожалению, плохо окупаются. Создатели сетуют, что на артхаусе и серьезном кино не заработаешь. Самым плодовитым казахстанским режиссером сегодня можно назвать Адильхана Ержанова (как минимум вы слышали о его свежей картине «Голиаф», а предыдущий триллер «Штурм» получил Гран-при и приз критиков на кинофестиваля в Реймсе в этом году).
«Сказ о матери» (1963), Александр Карпов
Историческая драма о матери, потерявшей сына на войне. Письма с фронта — единственная ниточка между семьей и солдатом. Безграмотная мать решает избавиться от гнетущего ожидания того, пока о ее сыне расскажет кто-то из знакомых, и сама начинает обучаться чтению. Затем она становится почтальоном и разносит письма с фронта соседям, пытаясь утешить других матерей.
«Сказ о матери» считается одним из лучших фильмов Казахстана и отмечен множеством наград: Государственной премией КазССР, премией за лучшую женскую роль на Первом Всесоюзном кинофестивале и почетным дипломом на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1964 году.
«Тень завоевателя / Гибель Отрара» (1991), Ардак Амиркулов
Историческая драма о противостоянии хитрого лазутчика Унжу воинству Чингисхана. События фильма развиваются в начале XIII века, когда Чингисхан захватывает Отрар — древний город, с которого начиналось казахское государство. Один из воинов Хорезмского ханства тайно пробирается в стан монголов и за семь лет проходит путь от раба до тысячника, чтобы выведать все секреты Чингисхана.
В фильме Ардака Амиркулова стоит отметить батальные сцены, декорации и костюмы. За роль Унжу Дохдурбек Кыдыралиев получил приз в номинации «Лучшая мужская роль» на «Кинотавре» в 1992 году. На международном кинофестивале в Монреале «Тень завоевателя» получила премию ФИПРЕССИ.
«Уроки гармонии» (2013), Эмир Байгазин
Школьная драма о подростке, который проходит через унижения. Во время медосмотра одноклассники начали издеваться над тринадцатилетним Асланом, а позже объявили его изгоем. Мальчик впадает в депрессию, у него начинается расстройство личности, что приводит к непредсказуемым последствиям.
Фильм Эмира Байгазина вошел в основную программу Берлинале в 2013 году и получил «Серебряного медведя» за выдающееся художественное произведение. В том же году «Уроки гармонии» были удостоены Гран-при на фестивалях в США, Словакии, Бразилии, Швейцарии, России и других призов.
Кыргызстан
В 1930-е годы съемочные группы из союзных республик часто посещали Киргизскую ССР из-за прекрасной натуры. Пока одни снимали, другие показывали кино — по городам республики передвигались мобильные кинотеатры, демонстрировавшие популярные тогда фильмы. Официально кино появилось в Кыргызстане в 1941 году с указом о создании Фрунзенской студии кинохроники, которая позже стала называться «Кыргызфильм».
Первый фильм студии «Салтанат» вышел в 1955 году. Это драма о девушке-зоотехнике из высокогорного колхоза, которая чуть не погибла в снежной буре. По-настоящему киргизский кинематограф расцвел в 1960-е, когда в республику вернулись молодые режиссеры, получившие высшее образование в лучших университетах Советского Союза — например, выпускники ВГИКА Болот Шамшиев, Мелис Убукеев, Геннадий Базаро. В год выходило от пяти до десяти фильмов, полностью снятых в Кыргызстане. Тогда же зародился феномен локального кино, который позже, в 1970-х, назвали «кыргызским чудом». Под это определение подпадали фильмы о степном народе, снятые молодыми режиссерами. Фильмы Кыргызстана начали завоевывать популярность не только в СССР, но и за границей, а в 1977 году на «Кыргызфильме» открылась студия анимации. Распад СССР почти похоронил киноиндустрию, производство новых фильмов в Кыргызстане снизилось в несколько раз. Сегодня кинематограф медленно, но верно продолжает восстанавливаться, среди главных тем — различия в образе жизни городских и сельских жителей, вопросы национального самоопределения, социальные потрясения и тревоги простых людей.
«Выстрел на перевале Караш» (1968), Болотбек Шамшиев
Восточный вестерн (истерн) о мести раба своему хозяину. Киргизия, начало ХХ века, бедный житель высокогорной деревни Бахтыгул вынужден выполнять преступные приказы своего господина (мирзы) Жарасбая. Вскоре преданный Бахтыгул попадает в тюрьму, из которой бежит и возвращается в родные места отомстить Жарасбаю.
Болотбек Шамшиев экранизировал повесть казахского классика Мухтара Ауэзова «Событие на Кара-Караш». На IV Всесоюзном кинофестивале в Минске фильм получил первый приз и премию. Также «Выстрел на перевале Караш» отметили жюри VIII Смотра-соревнования кинематографистов Средней Азии и Казахстана: приз «Горный орел», дипломы первой степени и за лучшую мужскую роль.
«Красное яблоко» (1975), Толомуш Океев
Мелодрама о первой любви молодого художника. Юный Темир влюбляется в девушку и лелеет первое нежное чувство. Когда Темир решается признаться ей в любви и преподносит в дар красное яблоко, девушка отвергает его. Годы спустя Темир видит сны о своей первой неразделенной любви.
Толомуш Океев экранизировал одну из новелл советского классика Чингиза Айтматова. История Темира была невероятно популярна в прокате СССР, всего его посмотрели более 4,9 миллиона зрителей во всех республиках. «Красное яблоко» вошло в основную программу IX Московского международного кинофестиваля в 1975 году.
«Курманжан Датка» (2014), Садык Шер-Нияз
Исторический эпос о великой кыргызской царице Курманжан Датке. Во времена правления Кокандского ханства и Российской империи в XIX веке в кыргызском народе появляется «Алайская царица». Она возглавила свой народ и прошла через множество тяжелых испытаний, чтобы спасти молодую нацию от гнета огромных государств.
Это первый полнометражный художественный исторический фильм, который был снят по заказу правительства Кыргызской Республики с момента обретения независимости. Перед съемками авторы сценария изучили большое количество исторических документов, использовали музейные и архивные материалы. Картина Садыка Шер-Нияза была номинирован на российскую кинопремию «Ника» и выдвинута от Кыргызстана на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в 2014 году.
Таджикистан
Годом появления кинематографа в Таджикской ССР принято считать 1929-й, когда в республике начали производить документальные фильмы и развивать историческую хронику. Создание треста «Такджиккино» в 1930 году на ближайшее десятилетие определило основное направление — агитационную пропаганду. Художественные фильмы того времени касались классовой борьбы и строительства социализма в Таджикистане.
Во время Великой Отечественной войны в Душанбе была перевезена московская студия «Союздетфильм», выпускавшая не только игровые и документальные фильмы, но и киносборники. В 1950–1960-е такджикские режиссеры открывают для себя новые жанры: появляются анимационные фильмы, экранизации романов и исторические эпосы, набирает силу национальная драматургия. Тогда же закрепляются основные жанры таджикского кино: историко-революционный, героико-эпический, производственный, семейно-бытовой, сказочный, музыкальная кинокомедия, фильм-балет. Некоторые фильмы получают признание на международных кинофестивалях и претендуют на произведения «таджикского чуда». В дальнейшем жанровое разнообразие расширяется, и в 1970-х в Таджикистане снимаются остросюжетные, приключенческие, комедийные и музыкальные картины.
После экономического кризиса 1972 года из-за перерасхода средств на съемки Госкино решительно пересмотрело политику управления в кинематографе Таджикистана. Руководство заменили, а на модернизацию инфраструктуры был выделен дополнительный бюджет. Среди главных тем в кино того времени — военные и политические документальные фильмы. В 1980-х после прихода в индустрию молодых режиссеров, выпускников из ВГИКа, в творчестве наконец-то появляется свобода. Авторы экспериментируют с жанрами, вводят этнографические элементы в сюжеты и опираются на хиты Голливуда и Болливуда. Перестройка, распад СССР и гражданская война в Таджикистане приводят к творческому кризису в таджикском кино 1990-х. Режиссеры вынуждены перейти на видеодокументалистику, и в стране развивается малобюджетный кинематограф. В начале 2010-х началась модернизация технической базы «Таджикфильма», и современный таджикский кинематограф начал подавать надежду на возрождение.
«Встреча у старой мечети» (1969), Сухбат Хамидов
Восточный вестерн (истерн) о противостоянии небольшого отряда и банды разбойников в Таджикистане 1930-х. Бывший красноармеец Виктор Гусев узнает о планирующемся нападении басмачей на небольшой городок на юге республики. Бандиты хотят забрать золото эмира, спрятанное в старой мечети. Гусев решает дать отпор злодеям и набирает отряд сопротивления из местных жителей.
«Лунный папа» (1999), Бахтиёр Худойназаров
Комедийная мелодрама о девушке, которая неведомым образом беременеет. В кишлаке Фархор живет и управляет чайханой необычная семья: 18-летняя Мамлакат играет в театре, ее брат Насреддин, контуженный и сошедший с ума после войны, и отец. Однажды после спектакля в безлунную ночь Мамлакат встречает человека, который представился ей актером. Наутро Мамлакат обнаруживает, что беременна.
В год выхода «Лунный папа» получил приз за художественное решение на международном кинофестивале в Токио. А на «Кинотавре» в Сочи жюри присудили Бахтиёру Худойназарову главнй приз «Золотая роза», Чулпан Хаматова была отмечена зрительским призом за лучшую женскую роль. В 2001 году фильм повторил успех на кинопремии «Ника», где Худойназаров получил премию за лучшую режиссерскую работу.
«Истинный полдень» (2009), Носир Саидов
Социальная драма о жителях одного кишлака, разделенных внезапно появившейся границей. Кирилл Иванович Нефедов управляет метеостанцией в отдаленном горном кишлаке Таджикистана. В день, когда он решает передать дела своей ученице Нилуфар и ее жениху из соседнего поселения, приходит новость об установлении границы между двумя кишлаками. Это событие ставит под удар все планы Кирилла Ивановича и свадьбу Нилуфар со своим любимым.
«Истинный полдень» стал первым таджикским фильмом, вышедшим в прокат в Таджикистане за 18 лет с момента обретения независимости. Драма Носира Саидова попала в основную программу Международного кинофестиваля в Роттердаме, а также была показана на Международном кинофестивале в Марракеше.
Туркменистан
7 февраля 1926 года Совет народных комиссаров Туркменской ССР учредил создание национального кинематографа и Ашхабадской кинофабрики. Традиционно для республик Средней Азии первыми фильмами были исторические хроники, документальные обзоры и инструктивные картины о производстве. Молодые режиссеры постепенно набирались опыта, в их работах отражалась жизнь республики. В 1930-х годах в кинематографе Туркменистана преобладала военно-патриотическая тематика, но в некоторых фильмах впервые была затронута борьба против исламизации.
Во время Великой Отечественной войны в Ашхабад эвакуировали Киевскую киностудию, а вместе с ней приехали лучшие украинские режиссеры и актеры. К сожалению, следующие годы были невероятно сложными для туркменского кинематографа. Многие деятели кино не вернулись с фронта, а во время землетрясения 1948 года ашхабадская студия была полностью разрушена. Новые фильмы появились лишь в 1955 году, правда, руководство республики осудило многие картины за «прямолинейность» и «идейную ненасыщенность». Недовольство чиновников привело к пересмотру методов съемки и изданию в 1961 году постановления, регулирующего генеральную линию «Туркменфильма».
Возвращение в республику первых выпускников ВГИКа — операторов, режиссеров и сценаристов — положительно повлияло на поиск новых художественных стилей, форм и тенденций. Документалисты также внесли значительный вклад в развитие туркменского кинематографа в этот период, рассказывая в своих работах об освоении пустыни, строительстве заводов, разработке запасов нефти, газа, борьбе за высокие урожаи хлопка, строительстве Каракумского канала и так далее. Во время перестройки начали появляться социальные драмы, мультфильмы и сказки по мотивам национального фольклора.
Распад СССР и всей системы советского кино в начале 1990-х привел к упадку туркменского кинематографа. Производство фильмов еще продолжалось, но к концу десятилетия полностью прекратилось. После введения жесткой цензуры и сокращения финансирования от государства многие деятели отказались от своей профессии. Объявление президентом Туркменистана всего накопленного наследия туркменского киноискусства недостойным и вредным и последующее закрытие киностудии «Туркменфильм» в 2001 году нанесли сокрушительный удар по индустрии. После 2002 года в Туркменистане стали производиться только телевизионные постановки, экранизирующие произведения президента или одобренных им классиков, пропагандистские видеофильмы и агитационные телесериалы.
«Рабыня» (1968), Булат Мансуров
Историческая драма о побеге девушки из дома отца-тирана. В 1920-х в Туркменистане свои порядки наводят отряды басмачей. После того как к ним присоединяется Халлы-бай, его дочь Джамаль пытается сбежать из дома. Ей помогает австриец Стефан, друг ее матери и бывший пленник.
Фильм снят по мотивам рассказа Андрея Платонова «Такыр». По мнению критиков, Булат Мансуров использует систему ярких символов для придания эмоциональных акцентов каждому эпизоду, чтобы усилить прием «монтажа аттракционов» Сергея Эйзенштейна. В 1970 году «Рабыня» была отмечена премией IV Всесоюзного кинофестиваля в Минске, а режиссер получил специальный диплом Смотра-конкурса кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана.
«Охламон» (1993), Эдуард Реджепов
Социально-психологическая драма о человеке, который любит собак больше, чем людей. Аман с детства любил собак и возился с ними, даже когда остался сиротой и воспитывался дедушкой. Аман работает в колхозе шофером и из-за любви к собакам часто попадает в разные комические и трагические ситуации, поэтому все его зовут собачником или охламоном.
Критики называют «Охламона» одним из наиболее значимых фильмов Центральной Азии, снятых в период 1990-х годов. Несмотря на то что фильм не получил широкого проката за пределами Туркменистана, «Охламон» окупился за месяц, по словам режиссера. В 1994 году актриса Джарен Дурдыева получила приз в категории «Лучшая женская роль второго плана» на фестивале «Созвездие-94». А через пять лет Эдуард Реджепов взял приз за лучшую режиссуру на «Бригантине-99».
«Рухнама» (начало — середина 2000-х), Сапармурат Ниязов
После прихода к власти Сапармурат Ниязов распорядился взять «Туркменфильм» под жесткий контроль и стал главным драматургом в стране. Экранизация его книги «Рухнама» о величии туркменского народа стала главной задачей оставшихся в стране деятелей. Книга состоит из нравственных наставлений и философских размышлений, которые изредка прерываются легендами и историческими экскурсами.
В телефильмах по мотивам «Рухнамы» в кадре часто оказывается президентский дворец, а не туркменский народ. Тематический план студии включает в себя художественные фильмы («Священная Рухнама», «Сказка о счастье», «Познавать мир», «Песня белого ягненка») и документальные ленты («Дорога Сердара», «Мечеть великого Туркменбаши» и так далее). Когда киностудия получила приглашение из Германии для участия в 57-м Международном кинофестивале, руководитель постановил не участвовать на этом фестивале по причине несоответствия туркменских фильмов требованиям кинофестиваля. В документальном фильме 2007 года «Тень священной книги» режиссер Арто Халонен расследует причину «необъяснимой» любви к «священной книге» крупных западных корпораций, спонсирующих перевод и издание «Рухнамы» на разных языках, и выдвигает свою версию, объясняющую страсть гигантов мировой индустрии к литературному наследию Туркменбаши.
Узбекистан
Узбекистан первым среди республик Средней Азии познакомился с кинематографом — в 1897 году. Знаменитый узбекский фотограф и кинооператор Худайберген Деванов представлял достопримечательности, минареты и мечети вплоть до 1924 года, когда в Бухаре была создана киностудия «Бухкино». Перед российско-бухарским кинематографическим предприятием стояла цель производить национальное узбекское кино. Годом позже в Ташкенте открылась крупная коммерческая киностудия «Шарк Юлдузи». С период с 1931 по 1936 год именно на этих предприятиях снимались немые фильмы. Главный критерий успеха — репрезентация Узбекистана и народа республики или его предшественников сартов, кочевой народности без племенной принадлежности. В 1937 году на экраны выходит «Клятва» режиссера Александра Усольцева-Гарфа — первая картина со звуком.
Во время Великой Отечественной войны узбекские режиссеры продолжали снимать фильмы, причем это были не только военные хроники и агитки, но и жанровые картины и даже киноконцерты. Узбекистан был единственной среднеазиатской республикой, в которой сформировалась национальная кинематографическая элита и продолжались съемки и выпуск полнометражных фильмов в этот непростой период. В послевоенное время в 1950-х темпы производства замедлились, а узбекские картины сосредоточились на исторических личностях — Авиценне, Аль-Бируни, Алишере Навои, Улугбеке и прочих. В 1958 году студия «Шарк Юлдузи» получает название «Узбекфильм» и в следующем десятилетии осваивает производство кукольных и анимационных фильмов. К концу 1960-х годов, несмотря на значительное давление со стороны государства, узбекские режиссеры отражают в своих фильмах действительность, анализируют историческое развитие общества, его противоречия и сложности.
В 1970-х узбекский кинематограф развивает тему связи человека с природой, его духовных ценностей и отношение к национальному наследию. Сломленный и социально пассивный человек с утратой идеалов становится частым персонажем в фильмах 1980-х, в которых люди всеми силами стараются выжить и отстоять себя как личность. Эпоха независимого кино начинается в Узбекистане с момента распада СССР в 1991 году и продолжается в настоящее время. Режиссеры делают выбор в пользу национальной стилистики и активно подхватывают тренды европейского артхауса, что приносит многим фильмам популярность на международных фестивалях.
«Ташкент — город хлебный» (1968), Шухрат Аббасов
Историческая драма о путешествии мальчика в Ташкент в поисках пропитания для своей семьи. В Поволжье 1921 года свирепствует голод. Крестьянская семья лишается отца-добытчика, и старший сын Миша решает отправиться на поезде в Ташкент, чтобы работать на виноградниках и заработать на пропитание себе и родным.
Шухрат Аббасов экранизировал одноименную повесть Александра Невзорова. В 1973 году «Ташкент — город хлебный» отмечен призами VI Всесоюзного кинофестиваля в Алма-Ате за лучшую режиссуру, лучшее изобразительное решение, а также как лучший фильм для детей и юношества. Советская цензура не пропустила в прокат оригинальную версию фильма, авторы фактически выкрали копию с киностудии «Узбекфильм». Лишь в 2013 году, через 45 лет после премьеры, в Ташкенте была показана изначальная двухсерийная версия.
«Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу» (1991), Зульфикар Мусаков
Комедийный сайфай о приключениях пришельца в узбекском кишлаке. Передовик колхоза «Коммунизм» Базарбай Нарматов становится свидетелем крушения НЛО и находит внутри космического корабля инопланетянина. Базарбай решает выходить пострадавшего при посадке гостя, нарекает его Абдулладжаном, которого все в колхозе считают сыном Базарбая.
Как следует из названия, режиссер вдохновлялся фантастической мелодрамой «Инопланетянин» (E.T.) Стивена Спилберга, о чем даже сообщает через рассказчика в фильме. Комедию Зульфикара Мусакова можно назвать переосмыслением концепции звездного гостя с поправкой на узбекский колорит и реалии позднего советского времени.
«Фатима и Зухра» (2005), Бахром Якубов
Криминальная мелодрама о нелегкой судьбе двух сестер-двойняшек. Однажды ночью на Фатиму нападает банда преступников во главе с Шахрухом. Не в силах вынести позор от изнасилования, Фатима кончает жизнь самоубийством. Зухра решает выследить «охотников на девочек» и отомстить насильникам за Фатиму.
Бахром Якубов экранизировал повесть известного писателя Ульмаса Умарбекова. Несмотря на низкое качество съемки и постановки, на момент выхода зрители бывших союзных республик называли «Фатиму и Зухру» настоящим хитом узбекского кино. Сложная и эмоциональная ситуация, в которую попадают героини фильма, затронула актуальные для Узбекистана темы.