Прощание с матёрой: каким получился пятый сезон сериала «Корона»
Кажется, система замены актеров в «Короне» каждые два сезона придумана не только чтобы обозначить ход времени и смену возраста персонажей, но и чтобы в нем отметились лучшие представители британского актерского цеха. В новом сезоне в роли 65-летней Елизаветы II вместо Оливии Колман появляется Имельда Стонтон, известная сотрудничеством с Майком Ли («Вера Дрейк», «Еще один год») и ролью Долорес Амбридж в «Гарри Поттере». На дворе 1991 год, и Ее Величество переживает не лучшие времена. Спущенная на воду в 1953 году плавучая резиденция королевы — яхта «Британия» — обветшала, и пришедший на должность премьера в конце 1990 года Джон Мейджор (Джонни Ли Миллер) справедливо замечает, что несметно богатые Виндзоры могли бы и сами оплатить ее ремонт. Но королева строго поджимает губы, и премьер сдается, нагрузив новыми расходами казну. Яхта «Британия» станет главной метафорой нового сезона, символизирующей обветшание и устаревание монархии и многочисленные кризисы в высокородном семействе, терзавшие его на протяжении 1990-х.
Недовольство Виндзорами не просто зреет в обществе, оно выплескивается в прессу: от королевы прячут свежий номер The Sunday Times, где опубликован опрос общественного мнения. Он гласит, что королева засиделась на троне и ей пора уступить место принцу Чарльзу — так считает половина страны. Материал в газете озаглавлен «Синдром королевы Виктории»: прапрабабка нынешней королевы точно так же не допускала до дел рвущегося в бой принца Уэльского. «Виндзоры должны сплачивать нацию, быть примером эталонной семьи. Но старшие представители королевской семьи оторваны от реальности, а младшие бесполезны, напыщенны и потеряны. Принц Уэльский не понимает, что главное его достояние — его жена!» — говорит в кадре новый премьер-министр. Здесь нужно сделать важную оговорку: так считает именно экранный, а не настоящий министр. Создатель сериала Питер Морган не ставил своей задачей досконально придерживаться исторической точности, и 79-летний Джон Мейджор уже успел окрестить сериал «полной чушью». За достоинство Виндзоров вступилась и не принимающая участия в сериале гранд-дама британской сцены Джуди Денч. Она призвала «Нетфликс» снабдить сериал пояснением, что изображаемые события во многом являются вымыслом сценаристов. Но подобное объявление появилось только перед трейлером.
Между тем в новом сезоне во всей красе явлена главная проблема, занимавшая королевское семейство в начале 1990 годов, — распадающийся брак Чарльза и Дианы. Пришедшая на смену Эмме Коррин в этой роли Элизабет Дебики похожа на леди Ди необычайно, чего не скажешь о Доминике Уэсте в роли Чарльза. Но актеру удалось так точно ухватить жесты и мимику нынешнего короля, что о его внешней непохожести на прототипа периодически забываешь. Настрадавшаяся в неудачном браке, Диана одержима мыслью поведать миру о своих мучениях, и значительная часть сезона посвящена ее попыткам переломить сложившуюся в королевском доме традицию заметать мусор под ковер. И даже ласковые уговоры свекра, герцога Эдинбургского (великолепный Джонатан Прайс), уже не помогают.
Разъехавшись с мужем, Диана ищет тепла на стороне и находит в объятиях пакистанского хирурга Хасната Хана (Хумаюн Сэйид), в то время как Чарльз каждую свободную минуту проводит со своей давней зазнобой Камиллой Паркер-Боулз (Оливия Уильямс). Однажды случайный радиолюбитель записывает их интимный телефонный разговор и, не будь дурак, несет продавать в Daily Mirror. Но британский таблоид проявляет чудеса деликатности: газетчики покупают запись, но отказываются сразу ее публиковать. Очевидно, что обнародование полной скабрезных намеков пошловатой беседы принца и его любовницы приведет к официальному разводу принца и принцессы Уэльских — возможно, таблоид опасается суда или преследования сильных мира сего. Но «Камиллагейт», как окрестили этот скандал впоследствии, был не предотвращен, а лишь отсрочен.
А между тем королева сокрушена: ее дети Анна и Эндрю разводятся, гул общественного недовольства Виндзорами уже доносится до дворца, и в довершение несчастий в 1992 году случается пожар в ее любимой резиденции — Виндзорском замке. Все это заставит королеву пойти на невиданную доселе откровенность и в публичной речи назвать 1992 год annus horribilis — «ужасным годом». Даже завуалированное латынью, ее публичное признание своих несчастий становится беспрецедентным событием и знаком того, что в отношении королевского семейства к публичности происходят тектонические сдвиги. В ноябре 1995 года живущая отдельно от мужа Диана дает знаменитое интервью журналисту ВВС Мартину Баширу (Прасанна Пуванараджа), которое забивает последний гвоздь в крышку гроба ее неудачного брака. Записанное в годовщину знаменитого Порохового заговора Гая Фокса интервью должно взорвать представление о королевском семействе как о достойном уважения. Со всех телеэкранов страны Диана скажет, что в ее браке, состоящем из трех людей, включая любовницу мужа, «было тесновато» и что Чарльз не достоин стать королем. Бум! Когда в сентябре после кончины Елизаветы II съемки пятого сезона «Короны» были приостановлены «из уважения к почившей королеве», это казалось лишь ничего не значащей фигурой речи, ведь на протяжении предыдущих сезонов сериал был довольно комплиментарной мыльной оперой про королевское семейство. Но вот вышел пятый сезон, и эти слова Питера Моргана обрели смысл. Кажется, создатели решили наконец перестать щадить своих героев: экранный Чарльз, нынешний король Карл III, временами вызывает откровенную неприязнь. А в третьей серии в красках показано пренебрежительное отношение королевы к богатому египетскому нуворишу Мохаммеду Аль Файеду (Салим Доу). Заплатив огромные деньги, он выкупает имущество Эдуарда VIII, чтобы вернуть его Виндзорам, но королева не снисходит до того, чтобы почтить его визитом, и вместо себя на скачках сажает рядом с ним Диану. В свете нынешних голливудских стандартов такое пренебрежение выглядит куда как несимпатично — вот она, вековая заносчивость метрополии перед всем остальным миром.
Не преминул Питер Морган вменить королевскому семейству в вину и другую историческую ошибку. В шестой серии рассказана история о том, как Ллойд Джордж в 1917 году предлагал Георгу V послать в Россию корабль для спасения «его кузена Ники» — Николая II и его семьи. Но дед королевы отказывается — и в сериале нам расскажут, каковы могли быть причины. В этой серии на экране во всей красе появляется Борис Ельцин (Анатолий Котенев) — уже побывавший в России Джон Мейджор перед его визитом доложит королеве, что «ни разу не видел российского президента трезвым». «Но вы же провели там несколько дней!» — изумится королева. Условием своего приезда в Россию она поставит захоронение останков царской семьи Романовых, расстрелянной в доме Ипатьева. Во времена, когда Ельцин был влиятельным чиновником в советском Свердловске, этот дом сравняли с землей. Как бы ни обвиняли «Корону» в выдумках и исторической неаккуратности, «русский» эпизод удивляет редким в таких случаях отсутствием «клюквы». Ельцин тут как живой! Грубый, бесцеремонный, внешне простодушный и компанейский, но на самом деле жесткий политик себе на уме.
Но вернемся от родных осин к британской монархии. Свой сериал Питер Морган называл «признанием любви к королеве», и тем не менее слова, которые он вкладывает в уста одного из героев пятого сезона, редактора ВВС, звучат как обличение: «Вы считаете монархию частью конструкции этой страны. Но все больше и больше молодых людей вырастают и начинают считать ее лишь частью интерьера». И все же благоговение перед старой аристократией все равно сквозит в каждом кадре «Короны», ведь простой человек не может так изящно пить чай, гулять с корги и управлять конной повозкой. Почтительность к этому шарму и к тому, как королевское семейство воплощает собой традицию и историю, сквозит сквозь всю критику и ту немногую «классовую неприязнь», которую позволяет себе сериал. Эта неоднозначность, двойственность отношения к своим героям уводит зрелище от стандартов «королевской мыльной оперы» и делает пятый сезон лучшим в сериале.