Прощание с матёрой: каким получился пятый сезон сериала «Корона»

9 ноября на Netflix вышел новый долгожданный сезон «Короны», в котором Елизавету II сыграла Имельда Стонтон (Долорес Амбридж в серии фильмов о Гарри Поттере), а роль принцессы Дианы исполнила Элизабет Дебики. Кинокритик Татьяна Алешичева посмотрела все серии и рассказывает, какими нам подали Виндзоров на сей раз.
Прощание с матёрой: каким получился пятый сезон сериала «Корона»

Кажется, система замены актеров в «Короне» каждые два сезона придумана не только чтобы обозначить ход времени и смену возраста персонажей, но и чтобы в нем отметились лучшие представители британского актерского цеха. В новом сезоне в роли 65-летней Елизаветы II вместо Оливии Колман появляется Имельда Стонтон, известная сотрудничеством с Майком Ли («Вера Дрейк», «Еще один год») и ролью Долорес Амбридж в «Гарри Поттере». На дворе 1991 год, и Ее Величество переживает не лучшие времена. Спущенная на воду в 1953 году плавучая резиденция королевы — яхта «Британия» — обветшала, и пришедший на должность премьера в конце 1990 года Джон Мейджор (Джонни Ли Миллер) справедливо замечает, что несметно богатые Виндзоры могли бы и сами оплатить ее ремонт. Но королева строго поджимает губы, и премьер сдается, нагрузив новыми расходами казну. Яхта «Британия» станет главной метафорой нового сезона, символизирующей обветшание и устаревание монархии и многочисленные кризисы в высокородном семействе, терзавшие его на протяжении 1990-х.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Недовольство Виндзорами не просто зреет в обществе, оно выплескивается в прессу: от королевы прячут свежий номер The Sunday Times, где опубликован опрос общественного мнения. Он гласит, что королева засиделась на троне и ей пора уступить место принцу Чарльзу — так считает половина страны. Материал в газете озаглавлен «Синдром королевы Виктории»: прапрабабка нынешней королевы точно так же не допускала до дел рвущегося в бой принца Уэльского. «Виндзоры должны сплачивать нацию, быть примером эталонной семьи. Но старшие представители королевской семьи оторваны от реальности, а младшие бесполезны, напыщенны и потеряны. Принц Уэльский не понимает, что главное его достояние — его жена!» — говорит в кадре новый премьер-министр. Здесь нужно сделать важную оговорку: так считает именно экранный, а не настоящий министр. Создатель сериала Питер Морган не ставил своей задачей досконально придерживаться исторической точности, и 79-летний Джон Мейджор уже успел окрестить сериал «полной чушью». За достоинство Виндзоров вступилась и не принимающая участия в сериале гранд-дама британской сцены Джуди Денч. Она призвала «Нетфликс» снабдить сериал пояснением, что изображаемые события во многом являются вымыслом сценаристов. Но подобное объявление появилось только перед трейлером.

Пятый сезон «Короны»
Netflix
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Между тем в новом сезоне во всей красе явлена главная проблема, занимавшая королевское семейство в начале 1990 годов, — распадающийся брак Чарльза и Дианы. Пришедшая на смену Эмме Коррин в этой роли Элизабет Дебики похожа на леди Ди необычайно, чего не скажешь о Доминике Уэсте в роли Чарльза. Но актеру удалось так точно ухватить жесты и мимику нынешнего короля, что о его внешней непохожести на прототипа периодически забываешь. Настрадавшаяся в неудачном браке, Диана одержима мыслью поведать миру о своих мучениях, и значительная часть сезона посвящена ее попыткам переломить сложившуюся в королевском доме традицию заметать мусор под ковер. И даже ласковые уговоры свекра, герцога Эдинбургского (великолепный Джонатан Прайс), уже не помогают.

Разъехавшись с мужем, Диана ищет тепла на стороне и находит в объятиях пакистанского хирурга Хасната Хана (Хумаюн Сэйид), в то время как Чарльз каждую свободную минуту проводит со своей давней зазнобой Камиллой Паркер-Боулз (Оливия Уильямс). Однажды случайный радиолюбитель записывает их интимный телефонный разговор и, не будь дурак, несет продавать в Daily Mirror. Но британский таблоид проявляет чудеса деликатности: газетчики покупают запись, но отказываются сразу ее публиковать. Очевидно, что обнародование полной скабрезных намеков пошловатой беседы принца и его любовницы приведет к официальному разводу принца и принцессы Уэльских — возможно, таблоид опасается суда или преследования сильных мира сего. Но «Камиллагейт», как окрестили этот скандал впоследствии, был не предотвращен, а лишь отсрочен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пятый сезон «Короны»
Netflix

А между тем королева сокрушена: ее дети Анна и Эндрю разводятся, гул общественного недовольства Виндзорами уже доносится до дворца, и в довершение несчастий в 1992 году случается пожар в ее любимой резиденции — Виндзорском замке. Все это заставит королеву пойти на невиданную доселе откровенность и в публичной речи назвать 1992 год annus horribilis — «ужасным годом». Даже завуалированное латынью, ее публичное признание своих несчастий становится беспрецедентным событием и знаком того, что в отношении королевского семейства к публичности происходят тектонические сдвиги. В ноябре 1995 года живущая отдельно от мужа Диана дает знаменитое интервью журналисту ВВС Мартину Баширу (Прасанна Пуванараджа), которое забивает последний гвоздь в крышку гроба ее неудачного брака. Записанное в годовщину знаменитого Порохового заговора Гая Фокса интервью должно взорвать представление о королевском семействе как о достойном уважения. Со всех телеэкранов страны Диана скажет, что в ее браке, состоящем из трех людей, включая любовницу мужа, «было тесновато» и что Чарльз не достоин стать королем. Бум! Когда в сентябре после кончины Елизаветы II съемки пятого сезона «Короны» были приостановлены «из уважения к почившей королеве», это казалось лишь ничего не значащей фигурой речи, ведь на протяжении предыдущих сезонов сериал был довольно комплиментарной мыльной оперой про королевское семейство. Но вот вышел пятый сезон, и эти слова Питера Моргана обрели смысл. Кажется, создатели решили наконец перестать щадить своих героев: экранный Чарльз, нынешний король Карл III, временами вызывает откровенную неприязнь. А в третьей серии в красках показано пренебрежительное отношение королевы к богатому египетскому нуворишу Мохаммеду Аль Файеду (Салим Доу). Заплатив огромные деньги, он выкупает имущество Эдуарда VIII, чтобы вернуть его Виндзорам, но королева не снисходит до того, чтобы почтить его визитом, и вместо себя на скачках сажает рядом с ним Диану. В свете нынешних голливудских стандартов такое пренебрежение выглядит куда как несимпатично — вот она, вековая заносчивость метрополии перед всем остальным миром.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пятый сезон «Короны»
Netflix

Не преминул Питер Морган вменить королевскому семейству в вину и другую историческую ошибку. В шестой серии рассказана история о том, как Ллойд Джордж в 1917 году предлагал Георгу V послать в Россию корабль для спасения «его кузена Ники» — Николая II и его семьи. Но дед королевы отказывается — и в сериале нам расскажут, каковы могли быть причины. В этой серии на экране во всей красе появляется Борис Ельцин (Анатолий Котенев) — уже побывавший в России Джон Мейджор перед его визитом доложит королеве, что «ни разу не видел российского президента трезвым». «Но вы же провели там несколько дней!» — изумится королева. Условием своего приезда в Россию она поставит захоронение останков царской семьи Романовых, расстрелянной в доме Ипатьева. Во времена, когда Ельцин был влиятельным чиновником в советском Свердловске, этот дом сравняли с землей. Как бы ни обвиняли «Корону» в выдумках и исторической неаккуратности, «русский» эпизод удивляет редким в таких случаях отсутствием «клюквы». Ельцин тут как живой! Грубый, бесцеремонный, внешне простодушный и компанейский, но на самом деле жесткий политик себе на уме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но вернемся от родных осин к британской монархии. Свой сериал Питер Морган называл «признанием любви к королеве», и тем не менее слова, которые он вкладывает в уста одного из героев пятого сезона, редактора ВВС, звучат как обличение: «Вы считаете монархию частью конструкции этой страны. Но все больше и больше молодых людей вырастают и начинают считать ее лишь частью интерьера». И все же благоговение перед старой аристократией все равно сквозит в каждом кадре «Короны», ведь простой человек не может так изящно пить чай, гулять с корги и управлять конной повозкой. Почтительность к этому шарму и к тому, как королевское семейство воплощает собой традицию и историю, сквозит сквозь всю критику и ту немногую «классовую неприязнь», которую позволяет себе сериал. Эта неоднозначность, двойственность отношения к своим героям уводит зрелище от стандартов «королевской мыльной оперы» и делает пятый сезон лучшим в сериале.