Преддверие гражданской войны: каким получился финал первого сезона «Дома Дракона»

В онлайн-кинотеатре «Амедиатека» завершился первый сезон эпической фэнтези-саги «Дом Дракона». Татьяна Алешичева посмотрела десятый эпизод, в котором наконец показали битву драконов.
Преддверие гражданской войны: каким получился финал первого сезона «Дома Дракона»

Темноволосый сын Рейниры Люцерис Веларион (Эллиот Грихо), принадлежность которого к роду Стронгов ни для кого не является тайной, рассматривает огромную и объемную карту Семи Королевств, искусно вырезанную из дерева на гигантском столе, — она отдаленно напоминает тот изумительный механизм, который приходил в движение на титрах «Игры престолов». «Морской Змей скоро умрет, — сетует мальчишка, — но я не хочу быть наследником Дрифтмарка. У меня начинается морская болезнь даже в гавани при виде кораблей!» «Не мы выбираем судьбу, — отвечает ему Рейнира, — а она выбирает нас. Когда отец сделал меня наследницей Железного трона, я испугалась. Но со временем поняла, что должна стать достойной своей судьбы».Эту фразу стоит запомнить. Тому, каким образом Рейнире удалось стать достойной, будет посвящена вся финальная серия — мы увидим, как она поведет себя, когда на Драконьем камне ее провозгласят королевой. Но, забегая вперед, стоит сказать, что в итоге судьба ее все-таки обыграет. Итак, на Драконий камень прилетает принцесса Рейнис на драконе. Она одета в боевые доспехи. На первый взгляд, костюмы в сериале не слишком бросались в глаза, но были сделаны отменно, и в этой сцене сложно не заметить, что Рейнис готова к бою, и боевое облачение сидит на ней как влитое. Она извещает Рейниру и Деймона о смерти Визериса, а также о том, что Хайтауэры уже узурпировали Железный трон, посадив на него слабовольного Эйгона. В ответ на упрек, что она могла сжечь весь этот балаган уже во время коронации, Рейнис твердо с достоинством отвечает: «Из-за этого предательства случится война, но я не буду той, кто ее развяжет». Браво, Рейнис.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Дома Дракона»
HBO

Рейнира между тем на сносях, и от шокирующих известий у нее начинаются схватки, хотя ее срок еще не подошел. Она корчится в муках и стонет, рожая мертвого ребенка, и ее страдания рифмуются в параллельном монтаже с оскаленной пастью разъяренного дракона — что ж, сделано красиво. Деймон между тем выставляет караулы и явно готовится к битве. Во время похорон ребенка Эррик Каргилл (Элиот Титтенсор), один из рыжих близнецов (интересно, а где второй?), прибывает на Драконий камень, преклоняет колено перед Рейнирой и вручает ей корону. Неуемный Деймон рвется в бой, уже подсчитывая силы для противостояния: у них с Рейнирой 13 драконов, в то время как в Королевской Гавани их всего четыре! Но одними драконами тут не обойтись, нужно привлечь на свою сторону остальные дома Семи Королевств — послать воронов к Старкам в Винтерфелл и непременно к Ланнистерам, потому что без их флота в случае войны не обойтись. Для поклонников саги Джорджа Мартина все это звучит как музыка, хотя речь и идет о приготовлениях к войне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но следом за Каргиллом на Драконий камень прибывает Отто Хайтауэр! Он предлагает компромисс — и он довольно чахлый, не только по мнению Деймона. Рейнира должна оставить притязания на Железный трон, тогда ее наследники станут властителями Дрифтмарка и Драконьего камня (спасибо, но это право у них и так есть) и получат влиятельные посты при дворе. «Я скорее скормлю сыновей дракону, чем позволю таскать доспехи за вашим развратным отпрыском Эйгоном!» — негодует Деймон и уже хочет зарубить Отто, но Рейнира останавливает его порыв. Сняв с плаща Хайтауэра знак десницы с упреком, что он его не заслужил, она тем не менее обещает ему дать ответ наутро. Возможно, на ее поведение каким-то образом повлиял подарок Алисенты: та прислала ей с отцом вырванную страницу из книги, которую они вместе читали в детстве.

«Дома Дракона»
HBO
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Деймон призывает жену к войне, но она напоминает ему о древних преданиях, говорящих о мудрости. «Мой брат был рабом предвестий и знамений, — кипятится воинственный муж, — лишь бы его никчемное правление обрело смысл! Но не сны сделали нас королями, а драконы!» Кажется, впервые мы видим настоящую семейную склоку, когда Деймон хватает Рейниру за горло, не давая ей договорить, а она хрипит. Кстати, шоураннеры обещают, что далее в сериале будет больше юмора — возможно, супруги будут ссориться как-то более зажигательно и не так зловеще?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна семейная сцена (хочется даже назвать ее разборкой, уж больно не по-королевски Деймон абьюзил супругу!) сменяется другой, в которой теперь уже принцесса Рейнис ставит на место путаные мысли своего мужа. Да, лорд Корлис Веларион в решительный момент появляется на Драконьем камне — он жив и вполне дееспособен. Но дух его угнетен: «Я все потерял. Бездумное честолюбие всегда было слабостью Веларионов, и теперь я хочу отойти от дел и никого не поддерживать в этой борьбе». Но Рейнис не дает Корлису просто так взять и отправиться «на пенсию», чтобы тихо доживать век в Дрифтмарке. На его упрек Рейнире: «Эта девчонка разрушает все, к чему прикасается» — она отвечает, что теперь все иначе. «Сейчас она удерживает страну от распада, — увещевает Рейнис мужа, — все мужчины за расписным столом подталкивают ее к войне, но она проявляет сдержанность!» Покоренный благоразумием жены Корлис присягает Рейнире. И ему есть что ей предложить: «Благодаря тому что я чуть не умер на Ступенях, мы разместили там войска. Мы разбили Триархию, и теперь морские пути будут перекрыты — Узкое море наше».

На совете, где Рейнира предлагает послать воронов к главам знатных домов, чтобы заручиться их поддержкой, неожиданно вперед выходит ее старший сын Джейхейрис с гораздо более убедительным предложением: они с братом могут полететь туда на драконах. Люцерис полетит к Баратеонам в Штормовой Предел, а сам он отправится на драконе на север — сначала к Арренам (Рейнира с ними в родстве), а потом к Старкам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Дома Дракона»
HBO

И вот она, кульминация финальной серии — ради таких вещей мы и смотрим сериал. Юный Люцерис, с которого мать взяла клятву, что он поведет себя у Баратеонов как посол, а не как воин, скромно и с достоинством передает лорду Борросу Баратеону (Роджер Эванс) послание матери (королевы!). Но уже понимает, что миссия провалена: недалеко от трона с ухмылкой стоит его заклятый враг, Одноглазый Эймонд (Юэн Митчелл), а рядом какая-то девица, по-видимому из рода Баратеонов. Да, так и есть: он прибыл первым и договорился с Борросом, что женится на одной из его дочерей, — дело сделано!

Люцерис с достоинством отступает, не потакая Эймонду в его желании затеять свару: тот не забыл, кто выбил ему глаз, и жаждет реванша. Он седлает своего молодого дракона Арракса и, несмотря на бурю, пускается в путь. Но не тут-то было — Эймонд догоняет его на гигантской драконихе Вхагар. Арраксу удается улизнуть сквозь узкую щель между скалами, но Вхагар настигает его. Маленький дракон огрызается пламенем — и вот она, рука судьбы: обозленная Вхагар, уже не слушаясь своего наездника Эймонда, перекусывает Арракса пополам. В кадре мелькает потрясенное лицо Эймонда: только сейчас он понимает, что натворил. Серия заканчивается другой сценой без слов: Деймон приносит Рейнире известие о гибели сына, и на крупном плане она страдальчески смотрит в экран. В ее взгляде читается: война!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы ждали эпического сражения, но получили куда более драматичную концовку: битву драконов, которые вышли из-под контроля, внезапную и трагическую смерть юноши, почти ребенка, и сознание того, что, как говорил Шекспир, time is out of joint — хаос стал неуправляемым, хотя никто не хотел и не готовил такого исхода. И если по окончании серии немедленно хочется включить следующую — а там в дело вступят Старки, Баратеоны, Ланнистеры, Аррены! — значит, шоу удалось.