На изящном: история «Ночных птиц» Эдварда Хоппера — картины, повлиявшей на кинематограф

Искусствоведы не жалеют эпитетов для предшественника поп-арта Эдварда Хоппера: его называют и «архитектором одиночества», и «мечтателем без иллюзий», и «поэтом пустых пространств». В постоянной рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова разбирается, какой мир конструировал художник в своих полотнах и почему его обожают великие режиссеры.

Внимание, вопрос: что объединяет фильмы «Психо» и «Окно во двор» Альфреда Хичкока, «Синий бархат» и «Твин Пикс» Дэвида Линча, и даже «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера — помимо их роли в искусстве? Весьма специфический визуальный стиль, появившийся благодаря одному американскому художнику-реалисту — Эдварду Хопперу. Наибольшее влияние оказало самое известное его полотно «Полуночники», Nighthawks, что дословно переводится как «Ночные птицы». Объясняем, почему эти птицы не дают кинематографистам покоя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эдвард Хоппер, Полуночники. 1942, хранится в Институте искусств, Чикаго
«Полуночники», 1942, хранится в Институте искусств, Чикаго

«Полуночники» появились в турбулентное время: Хоппер начал работу над картиной после нападения Японии на Перл-Харбор и вступления США во Вторую мировую войну, а закончил, по данным дневника, который вела его жена Джозефина, 21 января 1942 года, через несколько недель после бомбардировки военно-морской базы.

В то время жители США, едва начавшие оправляться от Великой депрессии, снова ощутили подавленность и страх, усугублявшиеся тем, что после вступления в войну правительство США отказалось от политики изоляционизма и начало масштабную пропагандистскую кампанию с лозунгом «Помните о Перл-Харборе!». Шансов спрятаться от новой действительности не было ни у кого.

Есть много версий, почему Хоппер написал картину с таким сюжетом, но, как ни странно, никто из исследователей не связывает витавшие в воздухе военные настроения с пустотой изображенных улиц и мрачностью персонажей.

Согласно биографу Хоппера, Гейлу Левину, «Полуночники» были написаны по мотивам рассказа Эрнеста Хемингуэя «Убийцы» (1928), в котором описывается встреча наемных убийц в закусочной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дверь закусочной Генри отворилась. Вошли двое и сели у стойки.

— Что для вас? — спросил Джордж.

— Сам не знаю, — сказал один. — Ты что возьмешь, Эл?

— Не знаю, — ответил Эл. — Не знаю, что взять.

На улице уже темнело. За окном зажегся фонарь. Вошедшие просматривали меню. Ник Адамс глядел на них из-за угла стойки. Он там стоял и разговаривал с Джорджем, когда они вошли.

Текст действительно перекликается с холстом: персонажи Хоппера, как и хемингуэевские, погружены в свои мысли, отстранены: вроде ничего не происходит, но зритель чувствует напряжение, как и при чтении рассказа.

Искусствовед Дидье Оттанже в книге «Эдвард Хоппер: мечтатель без иллюзий» высказывал еще одно предположение: манера написания работы навеяна картиной «Ночное кафе в Арле» Ван Гога, которая выставлялась в Нью-Йорке в галерее Пола Розенберга с 5 по 31 января 1942 года на вернисаже «11 полотен В. Ван Гога». Именно в это время Хоппер работал над «Полуночниками» и, по свидетельствам, посещал выставку.



Ван Гог «Ночное кафе в Арле», 1888
Ван Гог, «Ночное кафе в Арле», 1888

Сам художник называл «Полуночников» «картиной с тремя персонажами» и подчеркивал случайность композиции — мол, «изобразил лишь ресторан на Гринвич-авеню, где пересекаются две улицы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Откуда у сюжета ноги растут, плюс-минус понятно, а что до кинематографичности? В «Полуночниках» Хоппер впервые применил принцип кинематографического построения кадра, тот самый «киношный свет» и сложное взаимодействие материалов (например, через оконное стекло на сгибе считывается противоположная стеклянная стенка, витрина соседнего магазина и его внутреннее помещение).

Неспроста: выход «Полуночников» пришелся на расцвет кинематографа и тема быстро просочилась в творчество художника. Он активно писал интерьеры и архитектуру старых кинотеатров, используя композиционные законы кино: ракурсы, освещение и цветовые гаммы.


«Нью-йоркский кинотеатр», 1939
«Нью-йоркский кинотеатр», 1939

Надо понимать, что сила кино в 1930–1940-х была невероятна. Крах фондовой биржи в 1929-м в США положил начало мировому экономическому кризису, Великой депрессии. Каждый четвертый американец остался без работы, в семьях доходы упали почти вполовину. Люди едва ли верили в светлое будущее и переживали реальную социальную драму.

Единственным местом, которого как будто бы не коснулся финансовый кризис, оказался Голливуд, пребывавший в зените, том самом «золотом веке».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1927 году в фильме «Певец джаза» актер впервые подает голос — стартует эра звукового кино, и этот вид искусства перестает казаться иллюзорным. Зрители чувствуют сопричастность, сравнивают себя с героями лент и совершенно иначе воспринимают происходящее на экране. Чем сильнее социальные тиски сжимались в жизни, тем охотнее люди бежали в кинотеатры, чтобы на два часа забыть о мрачной реальности. Кино превратилось в главную форму эскапизма — сейчас мы с тем же рвением сбегаем в социальные сети. Кинематограф начал в значительной степени влиять на мировоззрение, кинозвезды становились образцами стиля, моды и поведения.

Лихорадка не обошла стороной и Хоппера: художник обожал театры, а впоследствии кинотеатры и в поисках вдохновения часто устраивал себе «кинематографические оргии», часами просматривая фильмы. А в статье для The New York Times, говоря о картине «Театр Шеридан» 1937 года, признавался: «Когда у меня нет настроения рисовать, я ухожу в кино на неделю или больше. Как в запой...»


«Театр Шеридан», 1937
«Театр Шеридан», 1937
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Запой» приносил плоды: завораживающая атмосфера «Полуночников» была продиктована нуаром, что видно по построению кадра, игре света, поведению героев.



«Мальтийский сокол», реж. Джон Хьюстон, 1941
«Мальтийский сокол», реж. Джон Хьюстон, 1941






«Высокая Сьерра», реж. Рауль Уолш, 1941
«Высокая Сьерра», реж. Рауль Уолш, 1941
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Вскоре любовь Хоппера к кинематографу стала взаимной. «Полуночники» (как и многие другие его работы впоследствии) легли в основу одной из сцен фильма «Гроши с неба» (1981). А перед съемками «Бегущего по лезвию» Ридли Скотт, объясняя команде, какого визуального ряда он хочет добиться, буквально «размахивал» картиной Хоппера.

«Гроши с неба» (1981)
«Гроши с неба», реж. Херберт Росс, 1981
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Бегущий по лезвию», Ридли Скотт, 1982
«Бегущий по лезвию», Ридли Скотт, 1982




Слияние Хоппера с кинематографом отмечал и Вим Вендерс и даже выпустил в 2020 году 3D-короткометражку «Две или три вещи, которые я знаю об Эдварде Хоппере», в которой оживил сюжеты его полотен. Для работы над фильмом немецкий режиссер отправился в тур по США в поисках «духа Хоппера» и убедился, что Эдвард доказал родство холста и экрана: они оба придают мыслям и чувствам форму, с помощью которой человек преодолевает пустоту и страх.