Куда сходить на выходных: импрессионизм, авангард и путешествие по собственным воспоминаниям
Выставка «Александр Савинов. Миражи»
Когда: до 22 января
Импрессионизм в целом — искусство очень светлое и эмоциональное, а в исполнении Александра Савинова,
«умиротворенного Врубеля», как называли его современники, и подавно. Живопись Савинова действительно напоминает модерн Врубеля, но в ней нет трагизма и мистики последнего, зато много солнца, тепла и какой-то бытовой доброты — и художественного мастерства тоже. Музей русского импрессионизма собрал работы разных периодов творчества художника — от ученических рисунков до масштабных картин из фондов Русского музея, Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея и других, а также редкие произведения из частных собраний. Выставка получается полным погружением в искусство на уровне всех органов чувств, ведь дополняют ольфакторные впечатления: специально для нее незрячие парфюмеры из инклюзивной лаборатории Pure Sense разработали ароматы-состояния.
Выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства»
Когда: до 19 февраля
От импрессионизма переходим к русскому авангарду во всей его красе: Еврейский музей совместно с «Энциклопедией русского авангарда» и Ельцин Центром открывает выставку «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие». Это почти сотня работ из более чем десятка ведущих российских музеев — не только живопись, но еще и графика, фарфор и другие творческие эксперименты, без которых не случилось бы становления принципиально нового искусства начала XX века. Редкая возможность изучить полную историю авангарда в одном месте.
Спецпрограмма к юбилею Динары Асановой
Когда: с 21 по 23 октября
Где: «Иллюзион»
Динара Асанова — знаковый советский режиссер, она тонко работала с темой юности, подросткового бунта и личной драмы. К 80-летию со дня рождения Асановой «Иллюзион» подготовил специальную программу — покажут ее дебютный короткий метр «Рудольфио» и материалы к незаконченному последнему фильму «Незнакомка» (оба — о школьницах, первой любви и трудностях принятия), фильм «Пацаны» (о подростковых конфликтах с настоящими малолетними преступниками в ролях) и документальную картину «Динара», снятую об Асановой ее другом и коллегой по «Ленфильму» Виктором Титовым. Все показы дополнят дискуссии с киноведами, историками и психологами.
Спектакль «Кладовая памяти»
Когда: 21–23 октября
Где: ГЭС-2
Израильский режиссер Рут Хоф предлагает зрителям совершить путешествие по собственным воспоминаниям и отправиться в личную «кладовую памяти». В одноименной иммерсивной постановке вам предстоит вспомнить подробности своих личных историй, отношений, впечатлений и ассоциаций. Какого цвета дверь в доме детства? Чем пахнут любимые места? Какой номер телефона у лучшего друга? Эти «мелочи» и формируют нас, и их можно воспроизвести, путешествуя по двенадцати локациям памяти — «станциям», и на каждой из них перформеры представят определенный подход, который поможет в этом. Каждый участник сам выбирает последовательность «станций», записывает свои впечатления и в конце получает личный сувенир — набор собственных артефактов памяти.
Бонус для Санкт-Петербурга: выставка художников проекта «ВКонтакте с авторами»
Когда: до 13 ноября
Где: музей «Эрарта», Санкт-Петербург
Третий год подряд ценители современного искусства из VK ищут (и находят) молодых художников по городам и весям и предоставляют им выставочную площадку, да еще какую — питерский музей «Эрарта». Суть доброго жеста проста — помочь пробиться талантам (собственно, это направление холдинга так и называется — VK Talents). В 2022 году организаторы отсмотрели больше полутора тысяч заявок, бережно отобрали 130 работ — так собралась выставка «Голос городов». На входе в экспозицию вас встретит, например, объемная и скрупулезная конструкция — дело рук студентов архитектурного института, — фантазия на тему того, как будут выглядеть города, когда мир уйдет под воду. Фантазия у региональных художников неуемная, поэтому на выставку лучше заложить несколько часов — обойти ее, по-хорошему, нужно раза три (у одного только полотна «Сон городских окраин» Милады Копелович можно зависнуть надолго).