Райан Мерфи создал монстра. Каким получился новый сериал о Джеффри Дамере и за что его можно ругать?

В конце сентября на платформе Netflix вышел сериал «Монстр: История Джеффри Дамера» о серийном убийце, орудовавшем в Милуоки в 1978–1991 годах. К середине октября он стал вторым по популярности англоязычным шоу платформы, уступая только «Очень странным делам». Разбираемся, что не так с новым сериалом в жанре true crime.
Райан Мерфи создал монстра. Каким получился новый сериал о Джеффри Дамере и за что его можно ругать?
Netflix

Сериал стартует с того, что преступник пойман: теплым летним вечером 1991 года Джеффри Дамер (Эван Питерс) по обыкновению знакомится в гей-баре с симпатичным парнем Трейси Эдвардсом (Шон Браун). Приводит потенциальную жертву домой: Дамер снимает жилье в многоквартирном доме, который потом снесут. Маньяк даже не пытается быть дружелюбным: заставив парня смотреть «Изгоняющего дьявола 3», надевает на него наручники якобы для фотосъемки, а потом пытается напасть. Но Эдвардсу удается перехитрить маньяка, вырваться из его квартиры полуголым и сбежать. Трейси приводит к мучителю наряд полиции — в квартире находя фрагменты 15 человеческих тел: несколько черепов, два замороженных сердца, отрезанную голову в холодильнике, а также фото, не оставляющие сомнений, что жертв истязали прямо здесь. Полицейские уводят Дамера на глазах у соседки Гленды Кливленд (Ниси Нэш). Именно она неоднократно жаловалась на блондина — через вентиляцию к Гленде пробивалось зловоние от гниющего мяса и время от времени раздавались крики и глухие удары. Но полиция не реагировала на ее вызовы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В течение следующих эпизодов создатель сериала Райан Мерфи детально живописует детство Дамера (истеричная мать, бросившая семью, занятия таксидермией в гараже с отцом), становление (первое убийство — автостопщик Стивен Хикс) и прочие колоритные детали. Например, историю о том, как Дамер украл в магазине мужской одежды манекен с безупречным торсом и использовал его для любовных утех, пока безобразие не обнаружила строгая бабуля. Пять серий подряд, то есть ровно полсериала, нас тычут носом в цветущую сложность внутреннего мира маньяка и каннибала — его история эстетски снята в ржаво-бурой гамме формата «красивая ретро-сепия», а некоторые эпизоды срежиссированы захватывающе тревожно, как отменный триллер.

Джеффри Дамер, Netflix
Netflix

Итак, первая половина сериала страшно медленно и тягуче описывает то, что в фильме Балабанова называлось «Мухи у нас!», по-видимому пытаясь ответить на вопрос, как Дамер дошел до жизни такой. Этот жанр поп-культура освоила в начале 1980-х, когда писатель и журналист Роберт Харрис познакомился в школе ФБР в Куантико с профайлерами, изучающими психологию серийников, и придумал своего Ганнибала Лектера. С тех пор о серийных убийцах снимают не только погонные метры художественных фильмов и сериалов, но и множество документальных шоу в жанре true crime — основанных на реальных событиях. Но в последнее время в нем наметились некоторые осознанные подвижки: вместо того чтобы ставить во главу угла преступника, шоураннеры начали уделять достаточно экранного времени сочувственному изображению жертв. Свежий пример — сериал Денниса Лихейна «Черная птица» про серийного убийцу Ларри Холла, где в одном из эпизодов подробно рассказано о детстве убитой несчастной девушки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Райан Мерфи будто тоже старался не отстать от прогресса: начиная с седьмой серии он описывает общественный резонанс вокруг жутких убийств в Милуоки. Мы узнаем подробную историю Гленды Кливленд — той самой соседки, которая тряслась по ночам под одеялом, слыша крики из квартиры Дамера, и пыталась выселить его с помощью домоуправа. Однажды Гленда увидела, как из квартиры Дамера буквально вывалился обнаженный подросток, явно чем-то одурманенный, и в тот единственный раз ей удалось вызвать полицейский наряд. Но подоспевший Дамер — белый благообразный мужчина, не внушающий подозрений, — наплел полицейским, что парнишка — его бойфренд, который просто выпил лишнего, и те ничего не предприняли, буквально оставив жертву в руках мучителя. Гнев чернокожих обитателей бедных кварталов (а именно в таких промышлял Дамер, потому что там легче охотиться) обрушился на полицию, которая много лет бездействовала. Но отстраненных от службы сотрудников быстро восстановили благодаря вмешательству профсоюза.

Джеффри Дамер, Netflix
Netflix
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кажется, что во второй половине сериала Мерфи честно отрабатывает прогрессивную повестку, и все же это шоу обрело бешеную популярность вовсе не из-за нее. Особняком стоит изумительно сделанный шестой эпизод: монстр Дамер знакомится с глухонемым Тони Хьюзом (Родни Бедфорд) и, похоже, впервые по-настоящему влюбляется. Еще бы: парень тратит на общение с монстром титанические усилия — ведет диалог с помощью записок. Маньяк даже не опаивает Хьюза наркотиками, как предыдущих жертв, а играет с ним в настольную игру: каждый бросает игральную кость и двигает по нарисованной карте фигурки (очень похожие на мелкие человеческие кости!). «Если мой солдатик сблизится с твоим, то его затянет в воронку», — предупреждает Дамер, но Хьюз настолько лучезарен и открыт, что у визави не подымается рука его обидеть — парень доживает до утра. И только до утра. В этой завораживающей серии есть почти линчевская мистика, обнажающая устройство мира и изнанку бытия, и странная притягательность — будто дающая надежду на счастливый конец. И здесь необходимо сказать, что над сериалом, кроме самого Мерфи и постоянного соавтора Иэна Бреннана, работало множество талантливых людей: саундтрек написал Ник Кейв, отдельные серии сняла Дженнифер Линч, ставшая с годами прекрасным хоррор-мейкером, Грэг Араки и ветеран сериалостроения режиссер Пэрис Баркли (он и поставил ту самую шестую серию).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Их усилия не пропали втуне — временами от шоу не оторваться. Но, если быть честными, держится оно исключительно на макабре: мир завороженно наблюдает за психопатом и его «внутренним миром», будто сам сошел с ума. Критики закономерно забили тревогу, назвав сериал «тошнотворным эксплотейшеном» — из серийного убийцы опять сделали фетиш! «Если вы хотите увидеть, как Питерс борется с внутренней гомофобией, лаская манекен, мастурбируя на воспоминания о выпотрошенных животных или торжественно поджаривая человеческую почку, — это шоу для вас», — написал один из обозревателей. Да, это действительно эксплотейшен — талантливо сделанный и абсолютно тошнотворный. Мерфи, обязанный регулярно поставлять стримингу новые сериалы в рамках многомиллионного контракта, зарапортовался и начал продавать публике самых мрачных тараканов из своей головы. Сцена крещения Дамера, которое он принимает в тюрьме, смонтированная параллельно с казнью другого знаменитого серийника, «страшного клоуна» Джона Уэйна Гейси, и сцена убийства самого Дамера сняты с нескрываемым кинематографическим сладострастием, которое пытается выдать себя за пафосное воззвание к справедливости (эпизод называется «Бог прощения, бог мести»). Это уже не страшные сказки из «Американской истории ужасов», где Мерфи деконструировал сам жанр хоррора, а болезненное, по-настоящему безумное шоу с невнятным посылом.