Затишье перед бурей: какой получилась восьмая серия «Дома Дракона»
В Дрифтмарке беспокойно: Корлис Веларион по прозвищу Морской Змей уже шесть лет воюет на Ступенях, и вот вороны принесли весть, что его сжигает лихорадка и дни его сочтены. Все это мы узнаем из разговоров в кулуарах. Это значит, что между сериями прошло шесть лет и, что важнее, на батальных сценах сэкономили. А ведь могли бы показать хоть пару минут деяний Корлиса-воина вроде боевого эпизода из третьей серии, в которой Деймон побеждал Кормильца Крабов. Но нет, интриги вокруг престолонаследия снова важнее боевой движухи. Рейнис считает, что властителем Дрифтмарка должен стать бастард Рейниры Люцерис (так решил Корлис!), но тут на арене появляется родной брат Корлиса Веймонд (Уилл Джонсон) и тут же заявляет свои права на морской престол. Деймон с Рейнирой до сих пор коротают время на Драконьем Камне, где мирно течет провинциальная жизнь: дракониха Сиракс отложила три яйца, дети Рейниры потихоньку учат валирийский — и пока не слишком в этом преуспели. Но суета вокруг Дрифтмарка заставляет Таргариенов отправиться в Королевскую Гавань — и упс! Их никто не встречает. Хайтауэры страшно заняты: десница фактически правит от имени короля, пока Визерис, превратившийся в развалину, проводит дни, не вставая с постели. Кажется, Алисента все же собиралась выйти поприветствовать бывшую подругу и соперницу, но ее отвлекли дела государственной важности: блудливый старший сын обесчестил служанку (он, кстати, давно женат, но, как это принято у Таргариенов, уделяет мало внимания законной супруге — вспомним первый брак Деймона). Алисента торопится разрешить проблему, вручив рыдающей бедняжке кошелек со звонкой монетой и заставив ее выпить чудодейственный отвар, предупреждающий беременность, — как мы помним из начальных серий, это важнейшее снадобье во дворце.
Из этих эпизодов становится ясно, что власть — не только почести и слава, но и тяжкий труд: на совете обсуждают скучные прозаические вещи вроде доходов и налогов — и все это при постоянной угрозе войны. При этом Алисента вдобавок вынуждена утирать сопли великовозрастному сынку и покрывать его художества, потому что положение обязывает — она давно научилась не просто быть, а работать королевой. Если кто-то из зрителей этого не понял, то на всякий случай Рейнира озвучит эту несложную мысль в разговоре с отцом: «Я хотела править, но это тяжкое бремя».
Когда Рейнира и Деймон навещают Визериса в его покоях (и приносят на руках своих маленьких белокурых отпрысков, чтобы порадовать дедушку!), то застают короля не просто в телесной немощи, но и в полной прострации: он почти никого не узнает и плохо понимает, что происходит вокруг. Понюхав чашу с напитком, которым потчуют (или скорее пичкают) Визериса, Деймон скептически подымает бровь: маковое молоко! Все-таки милые люди — эти Хайтауэры: все проблемы решают не с помощью оружия, а посредством зелий разного назначения. И, как замечает Рейнира, оглядевшись, держа короля в полубессознательном состоянии, под шумок Хайтауэры убрали из дворца геральдические знаки Таргариенов и везде поместили свои.
Если старший сын Алисенты превратился в законченного сластолюбца, то младший, одноглазый Эймонд (Юэнн Митчелл) возмужал, как подобает: прибывшие ко двору бастарды Рейниры с испугом наблюдают, как ловко он теперь дерется с сэром Кристианом. Но вот наступает кульминация серии: все заинтересованные лица собираются вокруг Железного трона, на котором, между прочим, восседает представительствующий от имени короля десница (не слишком ли смело?). И вот когда чаша весов почти клонится в сторону Веймонда Велариона в роли нового правителя Дрифтмарка, а шансы бастарда Люцериса стремительно убывают — тадам! — в тронный зал, опираясь на палку, вступает дряхлый, почти полумертвый Визерис, половина лица которого закрыта железной маской. Режиссер снабдил эту сцену трагической музыкальной темой, чтобы подчеркнуть судьбоносный момент: мы слышим, как вертятся шестеренки истории. Ну хорошо — не только батальные сцены задают тон сериалу. А дальше события развиваются по нарастающей: как только Веймонд позволяет себе назвать своих внучатых племянников бастардами, Деймон выхватывает меч и отрубает ему голову — вот так просто. Как много потеряла бы эта история, если бы в ней не было Деймона!
За окончательным решением проблемы о престоле Дрифтмарка следует званый ужин, на котором Визерис снимает железную маску — все должны увидеть последнюю правду: его пустую глазницу, изъязвленное лицо, беззубый рот. И Рейнира неожиданно примиряется с Алисентой — обе пьют за здоровье друг друга. Только поздно пить заздравную, девочки: ваши прежние свары уже запустили неумолимый отсчет времени. Сыновья переняли у родителей фамильную ненависть, и теперь заставить соперничество утихнуть больше не под силу даже тем, кто его начал. Вот в чем глубокий смысл восьмой серии: посеешь ветер — пожнешь бурю, любое слово и действие влечет за собой последствия, и когда роковая вражда вступит в силу в следующем поколении, будет поздно трубить ретираду — судьба вас уже услышала, не нужно было так яростно пытаться ее призывать.
Финал серии величественный и трагичный: мирный король Визерис, заложивший своей любовью к дочери и ее подруге великое противостояние под названием Танец Драконов, совершает последнюю роковую ошибку. Приняв жену за дочь, он шепчет ей в полубреду: «Принц Севера объединит страну!» — и та трактует его неясное пророчество в свою пользу: конечно, этим принцем должен стать ее сын. И все-таки у серии красивая драматургия: начавшись с известия о скорой кончине одного властителя, она заканчивается смертью другого. До конца сериала остается два эпизода, и, по-видимому, теперь батальных сцен там будет в избытке. Ждем!