Артист с большой буквы: памяти Бориса Моисеева
Слово «артист» используется в разных значениях. И часто далеко не так, как оно должно. Ведь даже если вы имеете голос или слух — это вовсе не означает, что вы являетесь артистом. Артист — это союз многих качеств и голос — далеко не всегда самое главное из них.
Борис Моисеев был именно артистом. В своём образе он соединял многие качества, которые могли компенсировать отсутствие сильного голоса или угасающие с возрастом хореографические возможности. Но, выходя на сцену, Борис всегда знал, как захватить внимание зрителя.
Как-то я зашел к нему в гримерку в казино «Метелица» с просьбой от какого-то телеканала об интервью и разрешении снять часть его выступления в зале. Он отказался, объясняя это тем, что конкретно этот концерт немного особенный, ведь публика казино не очень любит себя показывать, да и он будет разговаривать со зрителем на «его языке». Это то, что он умел очень хорошо — находить общий язык с очень разной публикой. И это не должно никого удивлять! Получив профессиональное образование балетного танцовщика, Борис после нескольких лет работы в различных коллективах оказался на сцене юрмальского клуба-варьете Jūras Pērle, где нужно было быть готовым ко встречам с кем угодно.
Это по-настоящему легендарное заведение было почти единственным в Советском Союзе ночным рестораном, где можно было себя почувствовать вдали от советского образа жизни. Именно там зажглась звезда Лаймы Вайкуле, с которой Боря был дружен всю его творческую жизнь. Jūras Pērle объединяло в своих стенах партийных функционеров, иностранных дипломатов, валютных фарцовщиков и звёзд эстрады. Именно в этом клубе Бориса Моисеева впервые увидела Алла Пугачёва.
Алла никогда не следовала канонам советской эстрады и старалась показать зрителю то, что только она могла себе позволить показать. Она пригласила Бориса и двух его партнерш по сцене Ларису Хитану и Людмилу Чеснулявичюте присоединиться к ее коллективу и стать возмутительной частью программы – трио «Экспрессия». Важно объяснить, что ни у одной звезды советской эстрады ничего подобного на сцене не происходило. Если кто-то и танцевал, то только «правильные» танцы, заверенные худсоветами. До Бориса никто на сцене не появлялся в леопардовом боди с хвостом, совершая недвусмысленные телодвижения в сопровождении столь же откровенно одетых партнерш.
Алла готова была поделиться с Борисом не только сценой. В двух ее очень популярных у советских зрителей музыкальных фильмах «Пришла и говорю» и «Сезон чудес» Борис Моисеев и его трио «Экспрессия» участвовали в концертных номерах, заявляя новый уровень эстрадного шоу на советском экране. Конечно, публика хотела видеть знаменитое трио на концертах — и вплоть до 1987 года Борис Моисеев и его партнерши ездили вместе с Аллой по городам СССР.
Быть частью коллектива Пугачевой — это здорово и престижно, но все же это шоу не твое. Более того, век танцовщика весьма короток, а значит уже в 35 ты должен задать себе вопрос: а на что жить дальше? И после недолгого периода работы за границей Борис возвращается уже не в Советский Союз, а в новую Россию и начинает сексуальную революцию.
Все стартовало с шокирующе-скандального интервью газете «Новый взгляд», которое Борис дал весьма популярному в те годы в московской арт и журналистской тусовке Ярославу Могутину. Материал назывался «Грязные концы комсомольцев» и стал поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Могутина по статье «хулиганство с особым цинизмом». Именно в этом интервью Борис Моисеев первым из российских селебрити делает публичный coming out, признаваясь на всю страну в том, что он – гей.
Надо понимать общественную ситуацию тех лет. Уголовную статью за мужеложество только только отменили, а опьяняющий воздух тотальной свободы захватывал нас всех. И именно это признание привлекло к Борису массовое внимание. Да, не музыкой или танцем он захватил сознание миллионов. Но и для этого нужна была яркая смелость. Ведь когда ты живешь в однокомнатной квартире в кирпичной пятиэтажке у метро «Полежаевская», тебя по дороге могут встретить далеко не только поклонники твоего таланта. И, тем не менее, это сработало. Общество было готово к эпатажу, и Борис решил ни в чем себя не ограничивать. Его макияж был предельно ярок, его сценические костюмы готовы были соперничать с лучшими травести-шоу Бангкока, а публика с радостью была готова покупать на «весь этот шоу» (а слово «шоу» у Бориса было мужского рода) билеты.
Борис придумывает формат «Моисеев и его леди», совмещая в концертной программе свои хореографические номера с выступлениями ярких певиц российской эстрады. И нельзя было сказать, что состав его шоу был тривиален. Да, Алла никогда не участвовала, но на сцене блистали Ирина Понаровская, Людмила Гурченко и даже Людмила Зыкина!
Российский зритель был готов к эпатажу. И Борис отвечал ему взаимностью. Его шоу начинались с выноса артиста в гробу через центральный проход концертного зала, а сценические костюмы ослепляли глаза. Но главным событием в творческой жизни Бориса Моисеева в те годы, которое ознаменовало его переход из категории танцовщиков в певцы, стал выход альбома «Дитя порока». И это был настоящий успех, ведь Борису удалось найти именно те песни, которые триумфально обозначили его место на российской эстраде. Конечно, без таланта автора альбома «Дитя порока» Виктора Чайки, который написал всю музыку и все тексты, не могло случится так, что артист фактически без голоса и слуха смог записать по-настоящему яркий музыкальный материал. И не просто глупые песенки, а фактически мини-спектакли, отправляющие слушателей в путешествие в пусть и темные уголки души артиста. Но все эти песни были предельно искренни и откровенны. Именно поэтому они вывели Бориса Моисеева из категории танцевальных фриков в большую и серьезную звезду.
Ну а дальше все полно по накатанной. Песни стали появляться одна за другой и в их числе есть один гимн любви — «Голубая луна». Мощный хит Кима Брейтбурга и Николая Трубача. Песня, которая когда-то сделал для толерантности и терпимости куда больше, чем гей-активисты.
Возвращаясь к началу, я бы еще раз хотел остановится на слове «артист». Да, Борис Моисеев не имел голоса и слуха. Да, когда мы в 2011 году буквально за неделю до его первого и судьбоносного инсульта снимали программу «Музыкальный ринг НТВ», где все артисты у нас пели живьем, нам пришлось потом переписывать звуковую дорожку. Но! Как я уже сказал, умение петь громко и по нотам далеко не всегда гарантирует успех. Артист — это синтетическое понятие, включающее в себя прежде всего личную харизму, талант общения со зрителем, тонкий ум и много чего еще. Борис Моисеев был именно артистом. Умным человеком, который прекрасно знал, что он хочет и как этого добиться. Когда он пришел к нам на программу «Акулы пера», огромное количество телезрителей изменило к нему свое отношение. Они увидели настоящего Бориса. Человека, который не стесняется себя и не держит других за дураков.