Рэйография, редимейд, ракурс: как Ман Рэй изменил искусство

В конце августа одному из самых влиятельных художников XX века Ману Рэю исполнилось бы 132 года. На примере пяти работ показываем, как он изменил фотографию и искусство.
Рэйография, редимейд, ракурс: как Ман Рэй изменил искусство

Первого человечка на бумаге Ман Рэй нарисовал в три года. Поначалу его судьба складывалась довольно типично для художника — родители не принимали творческого начала в сыне и, хотя даже гордились его достижениями, не видели в этом будущего. «Некоторые родительские опасения передались и мне, но, несмотря ни на что, мое желание рисовать только росло», — вспоминает Ман Рэй в автобиографии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Творческие эксперименты сделали Мана Рэя причастным к разным видам изобразительного искусства: фотограф, художник, режиссер, создатель объектов — он не ограничивался узкими рамками одной профессии и поражал многогранностью таланта. В 1999 году журнал ARTnews включил Мана Рэя в список 25 самых влиятельных художников ХХ века, подчеркнув новаторство в области фотографии, визуального языка живописи, скульптуры, коллажа и редимейдов. Эксперты отметили, что Рэй во многом определил перформанс и концептуальное искусство.

«Объект для уничтожения», или «Неуничтожимый объект»

Ман Рэй. Неуничтожимый объект. Между 1957 и 1976 годами
Ман Рэй. Неуничтожимый объект. Между 1957 и 1976 годами
Alamy/Legion Media

Важнейшие работы Мана Рэя относятся к 1920–1930-м годам: тогда Рэй жил в Париже и набирался идей кубизма, сюрреализма и дадаизма (не без помощи своего друга Марселя Дюшана).

Так в 1923 году Ман придумал прикрепить маленькую фотографию женского глаза к маятнику готового метро­нома. И не абы какого глаза, а Ли Миллер — фотографа и возлюб­ленной, с которой художник расстался в 1932 году. Объект сопровождался инструкцией: «Вырежьте глаз из фотографии того, кого любили, но кого больше не видите. Прикрепите глаз к маятнику метронома и отрегулируйте его так, чтобы достичь нужного вам темпа. Дождитесь остановки маятника. Взяв в руки молоток, хорошенько прицельтесь и попробуйте разрушить конструкцию одним ударом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спустя 34 года студенты похитили «Объект для уничтожения» с выставки в Париже и, отчасти следуя инструкции автора, уничтожили посредством выстрела. Выставка была застрахована, и автору предложили возместить стоимость метронома, на что Ман Рэй возразил: «...Заменить произведение искусства не так просто — страховщик же не будет предлагать холст, кисти и краски взамен картины». Художнику выплатили полную стоимость страховки. На эти деньги Ман Рэй сделал несколько авторских повторений работы, изменив название. Теперь это называлось «Неуничтожимый объект». «Я был доволен — с тем, что раньше не считалось искусством, теперь обращались как с любой другой настоящей картиной или скульптурой», — вспоминал Ман Рэй.

«Скрипка Энгра»

Ман Рэй. Скрипка Энгра. 1924 год
Ман Рэй. Скрипка Энгра. 1924 год
Государственный музей современного искусства, Париж

Идиома «Скрипка Энгра» означает «непрофессиональное занятие», а точнее, бессмысленное растрачивание таланта. История связана с Жаном Огюстом Домиником Энгром — французским художником, живописцем и графиком. Получив художественное и музыкальное образование в раннем возрасте, он играл вторую скрипку в оркестре. Став знаменитым художником, Энгр не бросил это увлечение. Со временем выражение «скрипка Энгра» вышло за пределы Франции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ман Рэй был поклонником творчества Энгра, и, помимо отсылки к идиоме, в фотографии прослеживается влияние картины Энгра «Купальщица Вальпинсона» (1808). Натурщицей выступила одна из самых известных моделей и муз художников «парижской школы» 1920-х годов Кики с Монпарнаса, с которой Рэй встречался несколько лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В мае 2022 года фоторабота «Скрипка Энгра» ушла с молотка за $12,4 млн на торгах Christie’s. Она побила все рекорды для фотообъекта и аукционные рекорды Мана Рэя.

Рэйография, или фотография без фотоаппарата

Авторское направление фотографии, при котором предметы экспонируются на высокочувствительной бумаге, Ман Рэй придумал случайно. «...При свете красного фонаря накладывал стеклянный негатив на лист светочувствительной бумаги на столе, потом на несколько секунд включал свисавшую с потолка лампочку, а затем проявлял отпечатки», — вспоминал художник.

На следующий день к нему заглянул поэт-дадаист Тристан Тцара и пришел в восторг от увиденных изображений. Он назвал их чистым образцом дада-творений. С помощью рэйографии Ман Рэй добился того же результата, которого добиваются художники, — снимки перестали восприниматься прямым отпечатком реальности, хотя, по сути, оставались им. Роль кисти и красок играли свет и химикаты. «...Эти изображения — зафиксированный химическими элементами окисляющийся осадок впечатления, авантюры, а не эксперимента. Они являются результатом любопытства, вдохновения, и эти работы не претендуют на то, чтобы передавать какую-либо информацию», — писал Ман Рэй.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через десять лет рэйография впервые проявилась во всей красе благодаря компании La Compagnie Parisiene de Distribution d’Électricité, которая пригласила Мана Рэя собрать рекламный буклет Electricité. В него вошли десять уникальных рэйографий. «Было решено приготовить особый подарок клиентам, интересующимся искусством, которые смогли бы наглядно оценить маркетинговые усилия компании», — вспоминала в одном из интервью Ли Миллер. Коллаборация показала, что имя приглашенного художника влияет на продвижение бренда.

«Черное и белое»

Переехав из Нью-Йорка в Париж в 1921 году, он сотрудничал с Lanvin, Chanel and Schiaparelli, просто чтобы финансировать свою студию, но даже на коммерческих проектах работал в полную силу.

Первый заказ пришел от Поля Пуаре, одного из ведущих дизайнеров города, — Ман Рэй сделал знаменитые портреты молодой Пегги Гуггенхайм в сверкающем платье. Затем художник перенес в коммерческие проекты собственные художественные методы: в историю вошел снимок 1935 года, на котором при помощи соляризации Рэй запечатлел модель в вечернем платье Schiaparelli из сатина.

Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1999 году Жан Поль Готье сделал реверанс художнику в кампейне аромата Classique — прямой отсылке к работе Мана Рэя «Черное и белое», где муза автора Кики де Монпарнас наклонила голову с африканской маской в руках.

Черное и белое. 1926 год
Черное и белое. 1926 год
Man Ray Trust / Artists Rights Society (ARS), New York / ADAGP, Pari

Проекты Мана Рэя во многом предопределили вектор развития фэшн-фотографии — он не отказывался от художественных амбиций в угоду форме (и тем более пожеланиям заказчика). Используя принципы и визуальные приемы высокого искусства в коммерческой съемке, Ман Рэй стал одним из нескольких мостиков, соединивших искусство с модной индустрией, и остался в фэшне благодаря обложкам Vogue, Vanity Fair, Harper's Bazaar.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ман Рэй — портретист

Отношение к фотографии художник описывал так: «Я фотографирую не натуру, а свое воображение. Вместо обычного пейзажа предпочитаю взять свой носовой платок, повертеть его, как захочу, и сфотографировать так, как нравится». Дюшан, Пикассо, Дали, Джойс, Хемингуэй — лишь некоторые из героев его фотографий (и по совместительству друзья).

Первые портреты Мана Рэя — он фотографировал отца европейского дадаизма Тристана Тцара — в 1922 году появились в Vanity Fair. Вскоре редакция стала включать работы нашего героя в постоянную колонку «Номинанты Зала славы». Так, на полосах журнала оказались портреты Пабло Пикассо, Джеймса Джойса и Гертруды Стайн, для которого она позировала в своем знаменитом салоне, но мы остановимся на самом любопытном снимке.

Знакомьтесь — Рроз Селяви, альтер эго Марселя Дюшана, от имени которой он писал стихи и всячески эпатировал публику. Многие ошибочно приписывают идею женского образа дадаисту — на деле именно Ман Рэй предложил другу надеть платье и снял три портрета трех совершенно разных Рроз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Alamy/Legion Media


На этом снимке мы видим женщину в небольшой модной шляпке с графическим орнаментом, без украшений, в пальто с кокетливо приподнятым меховым воротником. Эта игривая поза — стандарт рекламных постеров и глянцевых журналов. Дадаисты любили делать пародии на поп-культурных героев и явления, как бы отнекиваясь от высокого искусства и высмеивая клишированность массового.

Мотив метаморфоз Дюшана — Рроз демонстрирует в том числе изменения, происходящие в сфере публичной культуры и рекламы, создающих новую визуальность ХХ века, основанную на чувственной эстетике. Именно женский образ займет ключевую позицию в сюрреализме и зарождающейся культуре потребления.



Аналогов работ Мана Рэя не найти даже в рамках многоликого модернизма: он использовал обычные вещи в необычных комбинациях, превратил обычную фотографию в предмет сюрреалистического искусства и мимоходом вывел фэшн-съемки на новый уровень. Главным препятствием фотографа всегда была неподатливая реальность, но Ману Рэю удалось ее укротить и придумать особый мир, образы из которого до сих пор работают в моде и рекламе.