Что хорошего и что плохого в сериалах по «Звездным войнам»? Обсуждаем и критикуем проекты Disney+

Disney+ без устали расширяет вселенную «Звездных войн», но вместо расширения канона и создания новых миров пока получается лишь конвейерное производство неравномерных по качеству проектов. В данный момент в разработке у Disney+ и Lucasfilm аж пять сериалов: «Асока», «Андор», «История дроида», «Сказания о джедаях», и «Рейнджеры Новой республики». Разбираемся, за что стоит похвалить Disney+, а за что — покритиковать.

За что похвалить Disney?

  • За попытки развивать франшизу

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильмы и анимационные сериалы по «Звездным войнам» долгое время акцентировали внимание на линии Скайуокеров. «Дисней» видит в их упоминании коммерческий успех, поэтому даже последний сезон «Мандалорца» эпично заканчивается появлением Люка. Несмотря на это, шоураннеры и сценаристы Star Wars стараются отойти от этой доминирующей линии, что ощущаются в спин-офф-проектах: «Соло», «Книга Бобы Фетта» — сюжеты лент задействуют знакомых персонажей, но рассказывают их историю в отрыве от главной саги.

Хан Соло: Звёздные войны. Истории (2018)
Хан Соло: Звёздные войны. Истории (2018)

«Бракованная партия», «Повстанцы» и «Изгой-один» презентуют новых героев из разных уголков вселенной, конкретизируя образ галактической гражданской войны и уводя взгляд в сторону тех, кому в основных проектах не хватало внимания, — к лицам Сопротивления.

Можно вспомнить и мультимедийный проект от Star Wars «Высшая республика», состоящий из романов и комиксов, выпущенных Disney совместно с Marvel. «Высшая республика» описывает мир Галактики за 200 лет до событий основной саги — период золотой эры джедаев, расцвета Республики — и повествует о тяжбах фронтира и экспансии, результаты которой представлены в основных трилогиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • За анимацию

Lucasfilm сделал ставку на мультипликацию еще в 1980-х. Все началось с приключений C3-PO и R2-D2 в наивных «Дроидах» (1985) и с рассказов о буднях эвока Уикета Уорика и соперничающих племен лесов планеты Эндор в сериале «Эвоки» (1985).

«Дроиды» (1985)
«Дроиды» (1985)

Но расцвет пришелся на 2000-е, в 2008 году вышел самый драматичный спин-офф сериал — «Война клонов», официально признанный каноном. Действие мультсериала происходит в промежутке между II и III эпизодами. В нем исследуется динамика и природа политических кризисов в республике и восход империи. Из сериала мы узнаем подробнее о причинах войны клонов, о борьбе клонов за независимость, нас также приблизят к личности Оби-Вана, показав его романтические чувства к Сатин Крайз — лидеру «Новых мандалорцев», миротворческой политической фракции планеты Мандалор. «Война клонов» подробно описывает причины разочарования Энакина в Совете джедаев и закладывает предпосылки его перехода на темную сторону. Мультсериал отвечает на часть важных вопросов, возникающих в ходе просмотра фильмов, и накаляет атмосферу вокруг зарождающейся в Галактике катастрофы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Война клонов»
«Война клонов»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2014 году, уже под руководством Disney, выходит другой выдающийся сериал — «Повстанцы», повествующий о перипетиях новых героев-джедаев и борьбе Сопротивления с империей. Проект во многом опирается на формулу предшествующего проекта и заимствует ключевых персонажей «Войны клонов», что помогает объединить сериалы общими повествовательными элементами. А в 2021 году Disney+ показал увлекательный спин-офф-сериал «Бракованная партия» о клонах-штурмовиках, сумевших противостоять приказу 66.

«Повстанцы»
«Повстанцы»
«Бракованная партия»
«Бракованная партия»

Тогда же «Дисней» выпустил девять короткометражных эпизодов-притч, снятых семью японскими аниме-студиями. Несмотря на спорный результат, с точки зрения расширения горизонтов в мультипликации проект был прогрессивным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • «Мандалорец»: новые приключения в любимой атмосфере

Спустя пять лет после событий VI эпизода «Возвращение джедая» мандалорец-наемник Дин Джарин (Педро Паскаль) получает загадочное задание от клиента (Вернор Херцог), связанного с группой чиновников и вояк, преданной распавшейся империи. Мандалорцу нужно доставить на планету Неварро ценный груз — 50-летнее существо. Искомой целью оказывается дитя той же инопланетной расы, что и гранд-мастер Йода. Теперь мандалорцу предстоит доставить ребенка в целости и сохранности, что не так просто: за малышом выстроилась очередь из других ушлых наемников.

«Мандалорец»
«Мандалорец»

Джону Фавро вместе с коллегами по цеху — Дейвом Филони, Робертом Родригесом и Деборой Чоу, не только удалось воссоздать звездновойновую атмосферу, но и развить и расширить понимание устройства этой вселенной. Фавро в своем сериале пытается достичь эффекта от первого опыта просмотра «Звездных войн», когда вместе с героем изучаешь неизведанные просторы чудаковатой Вселенной. Используя знакомую иконографию вестерна и самурайского кино, когда-то вдохновившие Джорджа Лукаса, шоураннер отправляет Мандалорца в самые злачные места галактической цивилизации и предлагает новую семантику уже известного мира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Мандалорец»
«Мандалорец»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также Фавро переосмысляет роль главного героя: наемник-одиночка мандалорец не особо разговорчив, а его выражение лица всегда скрыто под шлемом, вся драматургия его игры вынесена на поверхность экрана. Тональность сериала, сотканная из темных, ночных сцен, одиноких пустынных ландшафтов, говорит вместо героя о его одиночестве. Несмотря на свое величие, мандалорец мал по сравнению с бесконечностью космоса, что позволяет визуально охарактеризовать героя как человека, не лишенного слабостей. Все как завещали «Звездные войны», где часто представлен одинокий, потерянный герой, который ищет то, что сложно идентифицировать, — дом, семью или предназначение, и судьба ведет его через множество препятствий, погружает в болезненный опыт снова и снова, до тех пор, пока герой наконец не обретет то, что ему было необходимо и предначертано.

  • Неоднозначная «Книга Бобы Фетта»

«Книга Бобы Фетта»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда Боба Фетт появился в «Мандалорце», уже не осталось сомнений, что герой заработал себе на отдельный спин-офф. Фетт знаком фанатам саги с самого основания истории. Именно он передает замороженного Хана Соло галактическому мафиозо Джаббе Хатту в промежутке между V эпизодом «Империя наносит ответный удар» и VI «Возвращение джедая». В последнем Фетт угодил в пасть чудовищу — пустынному сарлакку. Тогда, в 1980-х, Боба казался крутым героем, неуловимым бандитом, рассекающим воздух при помощи своего летающего ранца, теперь же Фетт постарел, многое пережил и готов провести пенсионные годы на захваченных территориях, принадлежавших Джаббе Хатту. Но для этого ему необходимо подстроить под свое новое руководство галактические мафии и преступников, что будет непросто, ведь Фетт хочет, чтобы его уважали, а не боялись. Очень философский подход.

«Книгу Бобы Фетта» отличает уместное внедрение ностальгических элементов вроде музыки в лучших традициях группы Mos Eisley Cantina из «Новой надежды» и знакомых эпизодических персонажей. Такие детали помогают объединить разные истории и добавить саге реализма. Сериал также вносит ясность в состояние политики Татуина — пожалуй, ключевой планеты всей саги: на ней годами царило безвластие и рабство, ею управляют воры и преступники. На планете нет никаких перспектив, кроме развития бандитизма, поэтому Боба Фетт там и освоился.

«Книга Бобы Фетта»
«Книга Бобы Фетта»
«Книга Бобы Фетта»
«Книга Бобы Фетта»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще в копилку новых граней привычного: в «Книге» снова появляются песчаные люди, таскены, которые жестоко убили мать Энакина Скайуокера, за что тот учинил над ними не менее жестокую расправу во II эпизоде «Атака клонов». Поэтому было так важно обратиться к столь ключевым, но неизведанным обитателям Татуина, повлиявшим на формирование Дарта Вейдера. В сериале мы встречаем таскенов как изолированную группу кочевников, чтящих свои чудные традиции, и больше узнаем о них через Бобу Фетта, попавшего к ним в плен, но ставшего «своим».

При всех плюсах было бы неплохо добавить истории «Книги» больше адреналина. Хотя бы вдохнуть немного жизни в главного героя, а то усталость Бобы Фетта очень заразительна. Возможно, у создателей был замысел показать, что во вселенной «Звездных войн» не всегда что-то происходит? Возможно, стоило уплотнить события сериала и не бояться заигрываний с брутальностью и фишками гангстерского кино, может быть, даже нуаром? Все-таки вестерна во франшизе уже было предостаточно, пора бы обратиться к чему-то другому.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Провальный «Оби-Ван Кеноби»

«Оби-Ван Кеноби»
«Оби-Ван Кеноби»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот уже десять лет прошло после дуэли Энакина и Оби-Вана Кеноби на Мустафаре. Спасаясь от опалы имперских инквизиторов, Кеноби ассимилируется на Татуине, работает на пятидневке, а по вечерам тайно приглядывает за Люком Скайуокером. Спокойная жизнь джедаю даже не снится, за его головой охотится особо фанатичная инквизиторша Третья Сестра, и, чтобы не выдать себя, Кеноби терпит моральный крах — он больше не может защищать людей и пользоваться Силой. Наконец, ему подворачивается случай тряхнуть стариной: давний друг Бейл Органа просит о помощи — малышку Лею похитили. Кеноби отправляется в путь и натыкается на терзающий его кошмар в лице мрачного Дарта Вейдера.

В «Оби-Ване Кеноби» есть положительные аспекты: например, внимание к детству Леи и Люка, драматизация чувства вины Оби-Вана за переход Энакина на темную сторону, иллюстрация жизни Кеноби в изгнании и в бессилии, интересные сцены опасных встреч ученика и учителя. Но все равно сериал про Оби-Вана — сплошное разочарование. Над историей создатели работали с 2018 года, отчего же тогда все такое пресное? Дебора Чоу, которую хвалили за чуткость по отношению к пространству инопланетных миров в эпизодах «Мандалорца», режиссирует сагу сквозь пальцы. А главная претензия — почему при таком ограничении по времени (шесть серий) сюжет топчется на одном месте?

«Оби-Ван Кеноби»
«Оби-Ван Кеноби»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создателям не удается выстроить реализм за счет действия на заднем плане: когда Кеноби и Лея ждут отправления к следующему пункту своего назначения с другими беженцами, все эти люди превращаются в неподвижный фон для скучных диалогов главных героев. В происходящее просто не веришь.

Логика и мотивация поступков второстепенных персонажей может ввести в ступор, будь то странная трансформация злодейки Третьей Сестры в трагического героя или непонятная арка Бейла Органы. Вдобавок Disney опять попал в ловушку Скайуокеров. Сюжет полностью строится вокруг членов главной семьи Галактики. Оби-Ван спасает Лею, а Лея спасает его, возвращая герою связь с Силой. Кеноби остается в тени других персонажей и их проблем. Какие бы крутые теории и планы ни строили фанаты, сериал снят о ком угодно, но не о герое, вынесенном в заглавие истории. В итоге «Кеноби» перегружен ненужными, повторяющимися диалогами, надоевшими, однотипными сценами. Психология Оби-Вана не способна прорваться сквозь шум из ненужных побочных линий и глупых стилистических решений. Сериал получился в плохом смысле наивным, скучным и не интригующим.

Смотреть

Какой следует вывод?

Сериалы Star Wars от Disney+ иногда вынуждают глаза нервно дергаться, но следить за развитием полюбившихся персонажей Галактики вроде хочется, ведь так? В этом и состоит проблема. Что бы ни снял Disney по «Звездным войнам», это будет привлекать внимание как фанатов, так и новых зрителей. Первых приведет к просмотру старая любовь к вселенной и надежда увидеть ее развитие, а вторых — разлетающиеся в Twitter и Reddit скриншоты милых Грогу, Макса Ребо и мемы с другими героями саги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надолго ли хватит культовости вселенной Star Wars? Совсем скоро выйдут сериалы «Андор» и «Асока» про героев, чья биография в целом понятна и известна фанатам, а значит, есть все шансы, что эти проекты могут оказаться посредственной калькой, очередным космическим вестерном, не способным ничем удивить.

«Диснею» не помешало бы провести работу над ошибками и стать смелее в расширении вселенной «Звездных войн» как на содержательном, так и на формальном уровне. Пора браться за более сложные и драматичные сюжеты, не бояться делать мрачно или иронично. Франшизе всерьез не хватает новизны и воздуха, из-за этого последние сериалы смотрятся так уныло. Лучше обращаться к неизученному экраном канону, а не пытаться в сотый раз интерпретировать концепцию Силы или составлять семейное древо Скайуокеров.