Скучающее Средневековье: какими получились костюмы в «Доме Дракона»
Для начала сделаю сноску: я очень старалась оценивать автономный продукт, не проводя параллелей с «Игрой престолов». Итак, первая серия задает рамки повествования и забавным образом напоминает пилот «Короны»: вот, мол, наша царская семья, тут случилось несчастье, и остался единственный вариант — назначить будущим правителем девушку. Только вместо Елизаветы II — Рейнира Таргариен. Забавно еще, что из «Короны» сюда перекочевал Мэтт Смит в роли дяди Рейниры Деймона.
С точки зрения оформления сериал больше напоминает средневековый эпос, чем фэнтези. Из удивительного здесь только драконы и впечатляющий Железный трон. Убранство и наполнение комнат привлекает куда больше, чем костюмы, выдержанные в темных и жухлых оттенках серого, коричневого, черного, зеленого, красного и охры. Есть пара цветовых акцентов: два ярких красных платья Рейниры и два ярких голубых платья ее подруги Алисент. С точки зрения костюмов есть любопытный еле уловимый эффект в сцене турнира. Сначала одеяния кажутся очень светлыми, бойкими за счет вкраплений цвета в костюмы основных персонажей и ярко одетой массовки, а также солнечного светлого освещения. Когда приходят неутешительные новости, все моментально жухнет и сереет за счет изменения освещения, а еще из-за того, что центральную часть экрана занимает опустевшее темное кресло короля. После этого костюмы становятся черными, наступает траур.
Что касается общей стилистики, не стоит ждать удивительных придумок как в «Игре престолов»: в «Драконах» смиксованы и чуть-чуть стилизованы вещи из северо-европейского Средневековья и Ренессанса. Костюмы очень минималистичные, обилие грубых простых фактур и незатейливая отделка позволят зрителю без труда повторить полюбившиеся образы на Хеллоуин.
Коронационный костюм Рейниры наконец-то напоминает, что мы вообще-то смотрим спин-офф «Игры престолов», а не безымянный сериальчик про драконов. Тут и вышивка на оплечье, и головной убор наподобие того, что носила Анна Болейн. Но это единственный богатый наряд на всю серию, и то украшения сосредоточены в верхней части — классический киноприем: зачем тратиться и расшивать костюм полностью, когда в основном снимаются крупные планы? Художники обычно сосредотачивают все самое красивое в районе головы и плеч.
В мужском костюме тем более не за что зацепиться. Взять хотя бы Деймона, который считает себя предводителем «золотых плащей»: на деле плащи из незатейливого, простого жаккарда, напоминающего не золотую ткань, а занавески в санатории. Кстати, напишите в комментариях, какие ассоциации эти плащи вызвали у вас. А вот рифлированные сложносочиненные доспехи Деймона заслуживают внимания. Я упоминала об Анне Болейн, но на ней отсылки к Британии не заканчиваются — в костюмах Деймона использованы красивые кельтские орнаментальные аксессуары. Обратите внимание на красивые доспехи из XV века телохранителя Рейниры сира Харрольда. Артистам массовки сложносочиненных костюмов не досталось — их одели, кажется, в пластиковые доспехи из ближайшего проката костюмов. Кстати, пластика в сериале предостаточно. Присмотритесь к шлемам и бутафорской короне Визериса, особенно выделяющейся на фоне классно сделанной бижутерии и аксессуаров. Обратите внимание на удивительный обвес Мейстера и на ожерелье, которое дарит Рейнире Деймон: в переплетении серебряных цепочек затерялись красные бусинки, похожие на капельки крови. Золотые мелочи, которые носят Рейнира и Алисент, — хорошие копии средневековых и древних украшений, музейных экспонатов.
Решение пойти по пути минималистичных, незатейливых и грубых костюмов обосновано тем, что действие происходит за 170 лет до событий «Игры престолов» и нужно было подчеркнуть особую жестокость прошлого. На деле пока получается смесь средневековых миниатюр с сеттингом игры «Ведьмак». Добиться органичности (то есть заставить зрителя поверить в вымышленный мир, не превратив при этом актеров в ряженых) ой как непросто. Это удалось «Игре престолов», надеюсь, удастся и следующим сериям «Дома Дракона».