10 недооцененных советских фильмов
Советский кинематограф богат уникальными и неповторимыми произведениями, которые, к сожалению, не всегда получили заслуженное признание и популярность. В этом материале мы предлагаем вам познакомиться с 10 недооцененными советскими фильмами, которые стоит обязательно посмотреть. Каждый из них имеет свою уникальную историю, интересный сюжет и философское содержание, которое наверняка поразит каждого ценителя кинематографа.
«Гармонь» (1934)
Жанр: мюзикл, комедия
Режиссер: Игорь Савченко
В ролях: Зоя Фёдорова, Петр Савин, Игорь Савченко
Деревенский гармонист Тимофей Дудин (Петр Савин) по стечению обстоятельств занимает ответственный пост секретаря комсомольской организации в своей деревне. Гармонь придется отложить, ведь в деревне орудуют кулаки. Однако справиться с классовым врагом может помочь только музыка.
Типичная для начала 1930-х годов история о коллективизации и борьбе с кулаками у режиссера Игоря Савченко приобретает неожиданные черты и развязку. «Гармонь» предлагает альтернативный, по-своему гуманистический вариант диалога с «врагами народа». Вместо репрессий — танцы, вместо оружия — гармонь. Савченко показывает коллективизацию с человеческим лицом, и актер Петр Савин играет добродушного и сочувствующего секретаря комсомола, который примиряет непримиримое в советском обществе при помощи музыки. «Гармонь» и сегодня выглядит как уникальное свидетельство времени, а энтузиазм героя совсем не кажется фальшивым, как во многих других фильмах сталинского периода.
«Неотправленное письмо» (1959)
Жанр: драма, приключения
Режиссер: Михаил Калатозов
В ролях: Татьяна Самойлова, Евгений Урбанский, Иннокентий Смоктуновский
Отряд геологов отправляется в исследовательскую экспедицию по сибирской тайге. Проходят месяцы безрезультатных поисков алмазной породы. В счастливый момент, когда Татьяна (Татьяна Самойлова) наконец обнаруживает ее признаки, в лесу начинается страшный пожар. Огонь отрезает путь геологов к эвакуации, связь теряется, остается полагаться лишь на себя.
«Неотправленное письмо» поставили те же люди, что и великий фильм «Летят журавли». Конечно, история о выживании геологов в охваченной пожаром тайге осталась в тени военной драмы, перевернувшей мировой кинематограф. Однако «Неотправленное письмо» смотрится не хуже. В нем и сегодня завораживают пролеты камеры над горящими деревьями, снятые Сергеем Урусевским, а также подлинно голливудский саспенс. Сюжет о борьбе человека со стихией приобретает здесь форму притчи, а великолепные работы актерского трио (Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Самойлова и Василий Ливанов) создают атмосферу философской драмы посреди диких сибирских пейзажей.
«Планета бурь» (1961)
Жанр: драма, приключения
Режиссер: Павел Клушанцев
В ролях: Татьяна Самойлова, Евгений Урбанский, Иннокентий Смоктуновский
Советские и американские космонавты летят на Венеру с исследовательской миссией. На неизвестной планете они обнаруживают хищных существ, похожих на динозавров. Высадившихся ученых защищает робот Джон, но постоянные атаки чудовищ сильно усложняют возвращение домой, на Землю.
Культовая советская фантастика «Планета бурь» по-прежнему больше известна на Западе, чем в России. Еще в 1960-е годы фильм попал в американский прокат и поразил режиссера и продюсера малобюджетных хорроров Роджера Кормана. «Планету бурь» перемонтировали и выпускали под разными названиями, но даже в таком виде она повлияла на целое поколение кинематографистов Голливуда, в частности на Джорджа Лукаса, создателя «Звездных войн». Фильм Павла Клушанцева сегодня интересно смотреть не только ради передовых для своего времени спецэффектов. Это красивый памятник эпохе космических открытий, полный энтузиазма первооткрывательства, надежды на то, что человечество совсем скоро объединится и освоит новые космические пространства.
«Строится мост» (1965)
Жанр: драма
Режиссеры: Олег Ефремов, Гавриил Егиазаров
В ролях: Игорь Васильев, Олег Табаков, Лилия Толмачева
Московский журналист (Олег Ефремов) едет в командировку в Саратов, где строится новый мост через Волгу. Он немедленно погружается в бурную атмосферу строительства, знакомится с новыми людьми, встречает старых знакомых. В конце бурного дня мужчина открывает какую-то новую правду о себе и окружающих.
Когда рассуждаешь об эпохе оттепели, на ум приходят великие картины «Застава Ильича» и «Я шагаю по Москве». Однако подлинным манифестом молодого поколения 1960-х можно назвать «Строится мост». В его съемках был задействован практически весь театр «Современник», и даже самые крохотные роли исполнили его звезды (Евгений Евстигнеев, Галина Волчек, Олег Табаков, Игорь Кваша, Олег Даль — вот только несколько имен). Название фильма обманчиво, это не совсем типичная советская производственная драма, вернее, «Строится мост» ей противопоставлен. Мост — символ новой страны, освободившейся от диктатуры. Вот только его еще нужно построить. Ефремов и Егиазаров с вниманием относятся к простому человеку, показывают каждого, даже вроде бы незначительного героя важным, особенным. Идеал братства и сплоченности воплощен в веселом строительстве на фоне сложной эпохи, любви и маленьких трагедий.
«Спасите утопающего» (1967)
Жанр: комедия, приключения, семейный
Режиссер: Павел Арсенов
В ролях: Андрей Ушаков, Леонид Карасев, Егор Дьяков
Пионер Андрей Васильков хочет совершить подвиг и прославиться. Он заранее готовит «спасение» не умеющего плавать товарища. И вскоре становится настоящим героем — его снимают для иностранного телевидения, плакаты с Васильковым развешивают по городу. Вот только слава скоро начинает утомлять мальчишку, и он решает сознаться, что подвиг был «понарошку».
«Спасите утопающего» можно назвать последователем «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова. В этой комедии о пионерах много театральной условности, неожиданных декораций и гэгов с «двойным дном». Режиссер Павел Арсенов доводит до абсурда историю обмана Василькова и его последствий, попутно высказываясь о культе личности, о тиражировании образа пионера-героя в советском обществе. Сегодня картина смотрится столь же актуально и интересно, как и полвека назад. В небольших ролях в «Спасите утопающего» снялись Георгий Вицин, Алексей Смирнов и Александр Ширвиндт.
«Три дня Виктора Чернышева» (1968)
Жанр: драма
Режиссер: Марк Осельян
В ролях: Геннадий Корольков, Арина Алейникова, Валерий Беляков
Окончив школу, Виктор (Геннадий Корольков) пошел работать на завод. У него нет никаких амбиций, он бесцельно проводит свою жизнь на скучной работе, не пытаясь что-либо изменить. Вечерами он стоит во дворе, разглядывая прохожих, болтая ни о чем со сверстниками. Жизнь проходит в рутине и тоске по чему-то большему.
«Три дня Виктора Чернышева» — история советского «человека без свойств». Фильм очень точно улавливает рубеж между поколениями оттепели и позднего застоя: Виктору Чернышеву чужды идеалы шестидесятников, но и нет в нем еще того внутреннего надлома, свойственного героям «Полета во сне и наяву» или «Отпуска в сентябре». Фильм Марка Осельяна проникнут разочарованием и растерянностью, показывает серую действительность, где, кажется, никто не счастлив: ни безразличный Чернышев, ни трудоголик Петр. Геннадий Корольков, сыгравший в «Трех днях» свою первую главную роль, прекрасно показывает смятение героя, не знающего, чем заполнить зияющую пустоту в своей душе.
«Предательница» (1979)
Жанр: семейный
Режиссер: Никита Хубов
В ролях: Лариса Блинова, Георгий Киянцев, Игорь Кучин
История воспитательницы интерната Марии Александровны (Лариса Блинова), всю свою жизнь отдавшей детям. Однажды она приходит в класс и сообщает, что выходит замуж. Ее избранник живет в другом городе, а значит, учительнице придется переехать и покинуть учеников. Дети жестоко называют Марию Александровну «предательницей» и решаются на крайние меры, чтобы удержать ее.
Картина Никиты Хубова раскрывает важный социальный конфликт, особенно актуальный для советской действительности, — разницу между долгом и личным счастьем. Учительница должна пожертвовать жизнью ради детей или же оставить их и наконец завести семью, родить своего ребенка? «Предательница» — феминистское кино, рассказанное с позиции женщины, зажатой в тисках социальных условностей общества, в котором любой поступок против коллектива расценивается предательством.
«Поворот» (1978)
Жанр: драма
Режиссер: Вадим Абдрашитов
В ролях: Олег Янковский, Ирина Купченко, Анатолий Солоницын
Счастливый отпуск молодоженов Виктора (Олег Янковский) и Наташи (Ирина Купченко) оканчивается трагедией. За рулем автомобиля Виктор сбивает насмерть прохожую бабушку. Жена и знакомые убеждают мужчину: нужно спасти карьеру и семью, а значит, надо бороться за оправдание в суде. Но Виктора мучает совесть, он понимает, что виноват.
Режиссер Вадим Абдрашитов известен по лучшим советским и российским социальным драмам: «Плюмбум, или Опасная игра», «Остановился поезд», «Пьеса для пассажира». Однако его ранняя картина «Поворот», несмотря на участие в ней таких звезд, как Янковский и Купченко, часто остается незамеченной. Картина очень ярко схватывает дух времени позднего застоя. Внешне счастливая и сытая жизнь московской интеллигенции в один момент рушится, а за ней обнаруживается лишь моральная пропасть, душевные метания, неготовность принимать решения. На втором плане в «Повороте» появляются актеры Тарковского — Анатолий Солоницын и Александр Кайдановский.
«Послесловие» (1983)
Жанр: драма
Режиссер: Марлен Хуциев
В ролях: Ростислав Плятт, Андрей Мягков, Юрий Сенкевич
Алексей Борисович (Ростислав Плятт) приезжает в Москву, чтобы навестить свою дочь, но не застает ее дома. Отец проводит время с ее мужем (Андрей Мягков), который вышел в отпуск, чтобы дописать диссертацию. Они не могут найти общий язык, а столица кажется Алексею Борисовичу чужой.
Камерная драма режиссера «Заставы Ильича» и «Весны на Заречной улице» Марлена Хуциева, в которой задействованы только два актера. «Послесловие» показывает разрыв между поколениями, но совсем не так, как Хуциев делал это в своих оттепельных шедеврах. Это спокойное и вдумчивое размышление о бесчувственности и равнодушии, которое встало между отцами и детьми. Строгая и лаконичная режиссура сочетается в «Послесловии» с блестящей игрой дуэта Мягкова и Плятта.
«Праздник Нептуна» (1986)
Жанр: короткометражка, комедия
Режиссер: Юрий Мамин, Юрий Афанасьев, Наталья Шилок
В ролях: Виктор Михайлов, Виолетта Жухимович, Роберт Курляндчик
В поселке Малые Пятки готовятся встретить Новый год. Местные жители славятся ежегодным праздником Нептуна, когда они все дружно ныряют в прорубь. Однако все эти годы ныряли они только на бумаге, в действительности Малые Пятки отмечают праздник, как все, в домашнем тепле. Но в этом году придется сделать исключение — приезжает шведская группа «моржей», которая хочет посмотреть на своих знаменитых советских коллег. Малым Пяткам придется продемонстрировать свое мастерство, иначе начальство будет очень недовольно.
Сатирическая комедия Юрия Мамина считается одним из первых перестроечных фильмов, открыто высмеивающих советскую действительность со всеми ее условностями и бюрократическим абсурдом. Партийное руководство ставит Малым Пяткам задачу «одолеть» шведов, и жители, прямо как Александр Невский на Ледовом побоище (знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна цитируется тут постоянно), не жалея сил бросаются на лед.