Чего ожидать от нарядов в «Доме Дракона»? Рассказывает художник по костюмам
Первый сезон «Игры престолов» вышел в 2011 году, а последний — в 2019-м. Этот проект категорически поменял подход к съемкам сериалов: прежде такой масштаб и такие бюджеты (от $6 млн за серию в первых сезонах до $15 млн в последнем) были только у полнометражных картин. Создатели «Игры престолов» к каждой серии подходили как к полноценному блокбастеру, не жалея декораций, спецэффектов и крови. Проект встряхнул игроков индустрии, дав понять, что риск огромных денежных вложений окупается.
Внушительная база сторонников и противников сериала, вскормленная за восемь лет его существования, наверняка обеспечит хайп «Дому Дракона», даром что драконов и ходоков нет в нашей жизни уже три года. И это, конечно, возлагает на создателей «Дома Дракона» колоссальную ответственность — она прямо пропорциональна рейтингу ожидания (98% на «Кинопоиске») и выросшим бюджетам ($20 млн на серию). С одной стороны, они хотят сделать нечто отличное от «Игры престолов», а с другой — не посрамить ее мир.
Важную роль во вселенной «Игры престолов» играли костюмы. За них отвечала Мишель Клэптон, в послужном списке которой фэнтези прежде не было. И, мне кажется, именно поэтому все получилось так, как получилось. В подходе к костюму художник всегда отталкивается от материала. И есть два типа фэнтези: высокий и низкий (не знаю, можно ли подобрать более уместный перевод к high and low fantasy). В первом случае нужно придумать совершенно не существующий мир — например, такой, как в «Звездных войнах». А низкий тип подразумевает некую реальную составляющую материала. Например, Гарри Поттер со товарищи используют магию в реальном Лондоне. «Игра престолов» из той же оперы: речь о Средневековье, пусть и абстрактном. Этим и обусловлена эстетика: реальные средневековые одежды не переосмысляются. Например, Серсея носит бесконечные вариации кимоно. То есть художник волен вытянуть из Средневековья вообще все, что ему кажется уместным.
Особенность в подходе Мишель Клэптон к костюму состояла в сложных фактурах. Помните знаменитую белую шубу Дейенерис? Мех выстрижен маникюрными ножничками в ритмичный сложный узор и сверху еще в некоторых местах окрашен в красный.
За костюмы «Дома Дракона» взялась именитая Джени Темим, и вот у нее в послужном списке фэнтези есть, да еще какое — все части «Гарри Поттера» начиная с «Узника Азкабана». А еще она делала фильмы о Джеймсе Бонде «Координаты "Скайфолл" и "Спектр". В обоих случаях Джени привнесла в костюм реалистичность. В "Гарри Поттере" немного стряхнула "волшебность" с персонажей и смешала реальные предметы из разных столетий, а Гарри, Рону и Гермионе предоставила возможность остаться в первую очередь подростками. В "Бонде" она переодела девушек агента 007 в костюмы, в которых реально стрелять и бегать.
Джени Темим — художник с громадным и разнообразным опытом (ей уже 72!), и едва ли можно было найти кого-то более именитого под такой масштабный проект. Кроме того, Джени, в отличие от Мишель, работает не одна, а с концепт-художником, что означает децентрализацию власти и компромиссные решения.
Почему не осталась Мишель Клэптон? Я думаю, что, даже если бы она хотела остаться, идея пригласить человека с другим взглядом и другой рукой оправданна потому, что выпускается новый продукт и, более того, действие «Дома Дракона» разворачивается аж за 200 лет до событий «Игры престолов». Так что Джени Темим с ее стремлением минимальными средствами создать сильный образ должна сработать на благо сериала. Хотя, если судить по трейлеру, костюмы нас ждут кардинально противоположные. С решениями Клэптон можно быть согласным или несогласным, но деньги, желание экспериментировать и отсылки к подиумам были видны. В «Доме Дракона» пока видна потяжелевшая от опыта рука и, как следствие, более историчные и плоские костюмы. Подход к фактурам здесь попроще: нет таких наслоений и игр, а в силуэтах угадывается пока только английская мода эпохи Анны Болейн. Будем смотреть и держать вас в курсе.