На изящном: рабы любви, или какой древнегреческий миф лежит в основе картины Франсуа Буше «Геркулес и Омфала»
Многие из вас видели эту безумно страстную сцену между Геркулесом и Омфалой, изображенную на картине Франсуа Буше. Ее сюжет восходит к античному мифу, рассказанному древнегреческим писателем Псевдо-Аполлодором (чтобы не путали с Аполлодором Афинским) — автором «Мифологической библиотеки», важнейшего собрания традиционной древнегреческой мифологии и героических легенд, и древнеримским поэтом Овидием, написавшим нежно любимые автором этой рубрики «Метаморфозы».
Начинается вся история очень легко и оптимистично с того, что Геракл убивает своего друга Ифита.
Во всех пересказах как-то стыдливо обходят стороной причины этого внезапного убийства, называя его «нечаянной оплошностью» и «так трагически получилось».
Если изучить источники, версий произошедшего есть две. Первая принадлежит Псевдо-Аполлодору.
Геракл тогда только вышел из 12 лет рабства у Эврисфея, где и совершил свои 12 подвигов, решил встать на путь истинный, построить дом, посадить дерево и с этими благими целями стал свататься к царевне Иоле, дочери царя Эхалии Еврита. Он принял участие в состязаниях женихов по стрельбе из лука, призом в которых была рука Иолы. Тамада хороший, конкурсы интересные, призы необычные, а зная греков, это могла быть буквально рука.
Геракл выиграл, но ни руки, ни ноги ему не отдали, потому что человек он неприятный, убийца, и не для тебя вообще цветочек рос. Естественно, Геракла это сильно разозлило. Путь к мирной жизни оказался более тернистым, чем он себе представлял. Но в тот момент он никого не убил, как ни странно, а молча уехал к себе домой.
Сын Еврита Ифит был единственным (кроме самого Геракла), кто нечестное решение отца не поддержал, но кто из них тут царь, никому это неодобрение не помогло.
Это сердоболие Ифита и погубило в итоге.
По удивительному совпадению вскоре после случившегося у Еврита пропали 12 племенных кобыл и столько же молодых мулов. Вроде все указывало на Геракла, но в этой трактовке их украл известный вор Автолик, который с помощью магии изменил их внешний вид и продал ничего не подозревавшему Гераклу, выдав за своих. Зачем Гераклу понадобились эти животные и пытался ли он таким странным образом пережить горе утраты невесты и первой брачной ночи, мы не знаем.
Так как больше всех Геракла жалел Ифит, он и пошел искать кобыл и по их следам набрел на дом Геракла, что вызвало некоторые подозрения в его невиновности. Животные внешне выглядели иначе, но подозрение Ифита не покинуло. Геракл разозлился еще больше. Мало того, что женщину не дали, так еще и подозревают в краже. Так как логика ему досталась от Зевса и управлять конфликтами он не умел, Геракл отвел Ифита на самую большую скалу в месте пребывания, где спросил, видит ли Ифит, чтобы где-нибудь паслись кобылы его отца, на что тот, конечно, дал отрицательный ответ. Непонятно, почему именно это стало точкой кипения, видимо, это как развод из-за брошенного мимо корзины для белья носка спустя 10 лет брака, но Геракл впал в бешенство, сказал, что нечего тогда его подозревать, и сбросил Ифита со скалы. Выглядит очень «случайно», конечно.
Если посмотреть на версию Овидия, то тот сразу прямо пишет, что кобыл украл Геракл в отместку за лишение его брачной ночи. Ифит погнался за Гераклом, уже точно уверенный, кто тут вор, а итог был такой же: «трагическая смерть».
Геракл, конечно, сразу раскаялся. Это было в стиле его семьи: сделать сначала все максимально плохо и непоправимо, а потом извиняться. Он отправился в Дельфы к Аполлону, чтобы выслушать приговор богов. В качестве искупления греха ему приказали продать самого себя в рабство на три года. Геракл так и сделал: выставил себя на продажу и поставил за себя цену — три таланта серебром (один талант серебра весил 67,2 кг). С условием, что вырученные деньги будут отправлены Евриту в уплату нанесенного убийством сына ущерба.
Если принять во внимание, что мифы о Геракле описывают примерно конец VI века до н. э., и посмотреть на реальную историю долга в Древней Греции того периода, то цена и сама схема были вполне логичными. Чем выше были статус и честь человека, тем дороже стоила его жизнь и тем ниже он мог упасть, теряя эту самую честь. Самым большим бесчестием для мужчины было попасть в рабство. Отняв жизнь одного человека, ты должен был возместить ее либо деньгами (на каждого в зависимости от положения в обществе были свои расценки), либо передав в рабство кого-то из своих детей, чаще всего женского пола. Так как у Геракла был только он сам, понятно, что выбора особо не было. С точки зрения древних греков, не произошло ничего необычного, в рабство попадало огромное количество людей, и не только бедняков, но и философов, аристократов. Даже Платон как-то был захвачен пиратами и выставлен на продажу.
Единственной странностью было то, что Еврит вроде как деньги не принял. Так вообще не поступали, потому что правила есть правила: получи деньги за убитого сына в счет образовавшего долга чести и распишись.
Ценник, выставленный Гераклом, смутил многих, но не лидийскую царицу Омфалу. Она легко рассталась с деньгами и забрала Геракла в свой дворец. Согласно Овидию, после того как Геракл заступает на службу к царице, она сразу же обязывает его носить женскую одежду и прясть шерсть, пока она носит его шкуру немейского льва и булаву, и вообще отрывается по полной: поселила Геракла на женской половине, где он носит ожерелья и браслеты и прядет шерсть, а за ошибки получает от Омфалы туфлей по лицу.
Понятно, почему этот сюжет был таким популярным в XVII и XVIII веках: милый и уютный femdom.
В пересказах мифа обычно пишут, что так они три года и прожили: царица, мол, никуда Геракла не выпускала, а он послушно занимался пряжей. Это было бы действительно странным использованием такого полезного силового ресурса. Тем более удивительно, что за те же три года Геракл каким-то образом:
- избавил земли Лидии от керкопов (обезьяноподобных воров);
- убил майонийского дракона, гигантского змея, терроризировавшего все тот же регион Лидии;
- убил мотыгой жителя Авлиды Силея, который обращал чужеземных странников в неволю, заставляя их вскапывать виноградники (не самое ужасное злодеяние, если вспомнить, что Геракл сам из одного рабства в другое переходил);
- у жителей города Итон, разграбивших значительную часть подвластной Омфале страны, отнял награбленное, захватил сам город, из которого те совершали набеги, перебил там мужчин и разрушил город до основания.
Одно из убийств даже заслуживает отдельного отступления. В соседнем с Лидией городе Келены жил некий Литиерс — побочный сын царя Мидаса. Литиерс имел интересное хобби. Он приглашал к себе в дом путников, а потом заставлял их соревноваться с ним в уборке урожая. Если они за ним не успевали, он бил их плетьми, а выиграв соревнование, отрубал им головы, а тела прятал в снопы, распевая при этом печальные песни.
Геракл поучаствовал в таком соревновании, но с необычным для Литиерса итогом: голову отрубили уже ему, а тело Геракл бросил в реку Меандр.
Очень хочется знать, на каких реальных событиях основан этот миф.
Как можно увидеть по активности Геракла, как-то не получается каменный цветок. С одной стороны женское платье и смиренное хранение домашнего очага Омфалы, а с другой стороны серьезные военные действия.
Можно догадаться, что конечно царица не была глупой и использовала Геракла по назначению. А приятное она совмещала с полезным и давала ему задания по обеспечению безопасности своего государства.
Уже в процессе выполнения этих заданий, как пишет Диодор Сицилийский, «восхищенная мужеством Геракла и поняв, кто он на самом деле и какого рода, Омфала пленилась его доблестью». То есть, влюбилась и немедленно захотела от него детей, потому что как можно упускать такие гены. Они поженились и у них действительно родилось несколько несколько детей: Агелай, Лам и Тирсен.
Всё это не совсем сочеталось с навязанным слухами образом Геракла, который по какой-то причине резко растерял всю маскулинность и гены своего отца, знатного маньяка-извращенца Зевса, под властью женщины. Объяснение этого несоответствия есть в тех мифах. Геракл и Омфала как нормальные сексуально активные люди однажды уединились в гроте на берегу моря и разбавили скучную рутину ролевой игрой с переодеванием. Их заметил бог Пан и решил, что раз всё происходит в гроте, то может это такая публичная практика и попытался присоединиться, естественно, не получив тёплого приема. Получив несколько уверенных многозначительных ударов от Геракла, он с позором сбежал. Чтобы пережить травмирующий эпизод, Пан решил отомстить Гераклу с Омфалой, распустив слух о том, кто на самом деле у них в паре носит булаву.
По окончании трех лет довольно насыщенного рабства Омфала отпустила Геракла на свободу. Является ли это синонимом «дала развод» стоит поразмышлять отдельно.