Как психологические травмы супергероев Marvel становятся их суперспособностью

За последние пару лет проекты Marvel все больше углубляются в психологию героя, доказывая, что психологические проблемы и расстройства не чужды даже супергероям из вымышленных миров. Разбираемся, идет ли это на пользу киновселенной Marvel.
Теги:
Как психологические травмы супергероев Marvel становятся их суперспособностью

После того как Танос заставил исчезнуть половину жителей вселенной в «Мстителях: Война бесконечности», дух команды супергероев с Земли оказался сломлен — поэтому неудивительно, что именно травма обретает столь значимую роль в сериалах франшизы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Зимний солдат» Баки Барнс встречает нас в своем спин-оффе почти как Тони Сопрано — в кресле психотерапевта. «Соколиный глаз» Клинт Бартон в своем сольнике пытается справиться с чувством вины из-за гибели Наташи Романофф. А Ванда, переживающая утрату, при помощи магии создает для себя огромное психическое убежище и возвращает к жизни любимого Вижена. Кажется, стриминг позволяет франшизе иначе взглянуть на устоявшихся в сознании зрителей героев и ввести новых персонажей через их травматический опыт. Или. может, травма просто хорошо продается?

Предыстория травмы в киновселенной Marvel

Все началось с Тони Старка. В «Железном человеке» герой поехал в Афганистан презентовать ракету Иерихон, произведенную компанией его отца Stark Industries. Но привезенное оружие ранит самого Тони и его похищают головорезы из террористической группы «Десять колец». В плену Тони Старк создает прототип костюма Железного человека, который помогает ему спастись. Первым тактом драмы героя становится разочарование в отцовской компании. Stark Industries концентрировалась на создании смертоносного вооружения, а значит, Старки были косвенно причастны к тысячам смертей. После произошедших с ним несчастий герой решил изменить промышленный вектор компании, закрыл производство оружия и начал разработку передовых, экологичных технологий. А защищать человечество он решил своими силами, в образе Железного человека и присоединился к проекту Ника Фьюри — «Мстители».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторым тактом травматизации стала битва над Нью-Йорком. После вторжения на Землю асгардского бога Локи и его войска, «Мировой Совет Безопасности» решил запустить в центр Манхэттена ракету, которая смогла бы освободить город от иноземной эскалации. Старк осознавал разрушительную мощь подобного «спасения», поэтому перехватил ракету, и вместе с ней полетел к главному кораблю захватчиков — в космос. После удачного запуска ракеты по вражескому судну, костюм Старка дал сбой, герой чуть не погиб. После этих событий Тони начал страдать тревогой и паническими атаками. Потеря контроля над ситуацией сильно сказалась на его психоэмоциональном состоянии, страх героя за свою жизнь перерос в страх за человечество. Он стал одержимым безопасностью планеты и чуть не впал в безумие.

«Первый мститель»
«Первый мститель»

Но не у него одного проблемы. Его коллега — «Капитан Америка» Стив Роджерс, вообще должен был прописаться в доме у психотерапевта. В «Первом Мстителе» мы встречаем Стива в 40-х — слабым юнцом, его плохое здоровье препятствует вступлению в ряды солдат и отправлению на фронт. После чего он соглашается на эксперимент Говарда Старка и армии Америки по созданию суперсолдата. Но обретенные нечеловеческие суперсилы не уберегли Роджерса от потерь. На его глазах погибает лучший друг, он упускает шанс быть вместе с женщиной, которую любит, вдобавок целых 70 лет проводит во сне и просыпается в совершенно новой реальности, в которую ему едва ли удастся интегрироваться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждый персонаж «Мстителей» имеет за своими феноменальными суперсилами предысторию боли, печали, потери, но их личные проблемы остаются за кадром, несмотря на то, что именно травматичный опыт становится толчком к развитию их внутренней силы, мотивации. Сериальные проекты Marvel и Disney+ поступают с травмой иначе, теперь она направляет историю, она не проговаривается между делом.

При общей и весьма простой трактовке, травму можно охарактеризовать как опыт переживания навязчивых, повторяющихся состояний, возникших вследствие катастрофических событий прошлого. В этой связи травму легко репрезентировать в сериалах склонных к самоповторам, проще говоря, раз опыт травмы предполагает повторение навязчивых состояний и переживаний, почему бы травме не стать лейтмотивом, связывающим все раздробленное повествование сериала в единое целое.

«Соколиный глаз»
«Соколиный глаз»

Так происходит в «Соколином глазе»: Клинт Бартон приезжает с детьми в Нью-Йорк посмотреть мюзикл о «Мстителях», и там, на сцене, среди актеров и актрис, он видит воплощение Наташи Романофф, которая была ему близким другом. Ее образ не дает Клинту покоя, воспоминания требуют от него действий, но каких? По совпадению, во время его пребывания в городе, юная Кейт Бишоп тренирует свои навыки лучника и пытается играть в героя. Через флэшбэк мы узнаем, что во время битвы за Нью-Йорк в ее дом попал снаряд и унес жизнь отца девочки. От смерти Кейт спас Клинт Бартон, не подозревая, что его помощь повлияет на ее характер и направит интересы. В тот момент Бишоп решила стать супергероем, быть похожей на Соколиного глаза. Найдя костюм Ронина — прошлого амплуа Клинта (между «Войной бесконечности» и «Финалом» Бартон работал наемным убийцей под псевдонимом Ронин), Кейт вступает в бой с русской мафией. У их лидера — глухонемой девушки Майи Лопес — есть веские причины желать смерти Ронину: он убил ее отца. В итоге, мафия отправляется на поиски Кейт Бишоп, а на ее защиту вступает Бартон. До тех пор, пока Кейт не будет в безопасности, он не оставит ее и не решится вернуться домой к семье.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К истории также присоединяется другая героиня, сестра Наташи Романофф — Елена Белова, жаждущая мести Бартону за смерть сестры. В итоге, опыт травмы Клинта проживается через три синонимичных историй, на фоне которых, герой пытается простить себе свои ошибки. Только через столкновение с тремя героинями, олицетворяющими все части его прошлого, с героинями, которые так же, как и он, пережили утрату, ему удается принять свою боль, справиться с чувством вины. Проживание травмы открывает Бартону новые возможности, тем самым продлевает жизнь персонажу и его важность для будущего франшизы.

Человек-паук

Травма как локомотив повествования

Как замечает исследовательница Паруль Сегал в статье для The New Yorker: современный персонаж почти невозможен без манифестации его травмы, и это большая беда. В отношениях читателя/зрителя с персонажем должна присутствовать фантазия, необходимо, чтобы воображение заполняло существующие в истории лакуны, повествование должно позволять интерпретировать героя, сохранять баланс между знанием и незнанием. Литературный обозреватель Дмитрий Лягин отметил, что травма поддерживает аутентичность, подлинность героя, а подлинность — отличный маркер коммерческого успеха. Современные нарративы заводят своих героев в ловушку: если ты не травмирован, то что с тобой не так? Герой без травмы ошибочно считается неинтересным, плоским, бесчувственным. И это вредит современным историям, которые пытаются соответствовать духу современности: быть осознанными, внимательными, эмпатичными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часто вместо изобретательского подхода к психологии героя, сценаристы и авторы превращают своих персонажей в грубые манифестации симптомов из «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам», в клише. А ведь когда-то кино и сериалы справлялись с психологизмом без описания тяжелых воспоминаний персонажа — тогда зрителям приходилось самим выискивать причины пронзительного взгляда героя, его меланхоличной улыбки. Теперь грустный флэшбэк — повсеместный шаблон построения арки персонажа, в итоге, глубина и психологизм основываются не на тонкостях настоящих поступков и выборе, а определена прошлым героя и только ему и подчиняется. Проще говоря, всё происходящее в настоящем — ничтожное последствие давно случившихся событий.

Люди Икс

Почему супергерои теперь часто травмированы?

Возможно, все началось со злодеев. Обычно добрые герои не привыкли проговаривать свою мотивацию, помощь людям — это почти что природный инстинкт. Но вот злодеям приходится объясняться, за что они так всех ненавидят. И, как часто бывает, в их рассказах и воспоминаниях есть масса поводов их пожалеть: один пытался по-хорошему, но система его отвергла, другой сошел с ума из-за мамы, папы, радиации или неудачного эксперимента. И получилась мстительная жертва влияния социума, идеологии или науки. Его травма через экран обретает статус правдивости, тем самым утверждает трагический (возвышенный) статус персонажа, мы ему верим, потому что мир и вправду жесток. Вспомнить «Песочного человека» Флинта Марко из «Человека-паука: Враг в отражении». Он решил пойти на ограбление, чтобы достать денег на лечение его тяжело больной дочери, но угодил в тюрьму. Сбежав, он вернулся к семье, но там его никто не ждал. Скрываясь от полиции, Марко оказался на полигоне института физики в эпицентре проводимого учеными эксперимента — и так он стал настоящим злом. Можно также вспомнить Магнето из «Людей Икс»: Эрик в детстве пережил холокост, и эта травма очернила его путь как супергероя. Он посвятил жизнь тому, чтобы людей-мутантов не постигла такая же участь, как его родителей и народ. Обида и горе превратили его в злодея, желающего отвоевать власть у людей и передать ее мутантам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Глубина чувств, предписываемая злодею при помощи фиксации на его психологическом недуге, проникла в тыл супергероев. Помимо подвигов и сражений, супергероике стало важным отразить внутренние колебания героя, его несовершенства, страхи и слабости, он должен лаконично вписываться в рамки больного мира. И, если приглядеться, то фильмы Marvel доказывают, что супергероям даже хуже, чем несчастным злодеям: поговорить о проблемах особо не с кем, а главное — некогда, на плечах груз ответственности, а личные проблемы не так страшны перед перспективой гибели мира. Мстители, каждый по очереди, жертвовали своим психоэмоциональным здоровьем ради других. Сейчас накопленная за годы молчания боль превратилась в существенную преграду для развития супергероев, им необходимо высказаться, преобразовать энергию тоски в суперсилу. И современная эпоха самоизоляции, самокопаний и психотерапии позволяет им выйти со зрителем на честный разговор по душам. Ненормальная, травматичная действительность вымышленных супергероев совместилась с реальностью, в которой мы все однажды проснулись. И, если уж супергерои страдают от апатии, депрессии, вины и травмы, то может у нас с ними больше общего, чем кажется?

Тони Старк
Тони Старк
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дилемма «вуби»

«В войне бесконечности» Клинт Бартон из-за щелчка Таноса потерял всю семью. В «Человеке-пауке: нет пути домой» Питер Паркер в конце остается совершенно один, он переживает смерть самого близкого человека и символическую смерть самого себя — весь мир забыл о его существовании. Достаточно поводов пожалеть героев? О, да, и все потому, что в такие минуты персонажи переживают сюжетную вубификацию. Вуби — новый термин для обозначения страдающих персонажей, которые заставляют зрителей/читателей фантазировать об их спасении. Бедные, несчастные, их хочется пожалеть, помочь, вылечить. Но так ли ценны ли эти чувства для восприятия общей истории?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Различие вуби от трагического героя можно диагностировать так: вуби обычно страдают от действий внешних сил, когда героя губит результат его собственных действий и неверных решений. Вубификация персонажей супергеройских фильмов отлично работает на аудиторию, ломает иллюзии, доказывает, что обладание силой и суперспособностями неизбежно приводит к страданиям, потерям и самопожертвованию. Но, вместе с тем, становление вуби заводит героя в тупик — его жаль, но до величия трагедии он часто не дотягивает. Вубификация банальна и проста в исполнении, достаточно отнять у героя близкого человека, когда как трагичности достичь нелегко, можно случайно перегнуть палку и превратить супергероя в злодея, как, например, случилось с Магнетто из соседней Вселенной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ванда/Вижн», или как Marvel удачно обыграли травму героини?

Ванда/Вижн

«Ванда/Вижн» представляет собой насыщенную драматизмом историю Алой Ведьмы, оставшейся в полном одиночестве после событий финальных «Мстителей». Это важное высказывание авторов шоу о работе телевизионного медиума с тревогой зрителя, и история неудачного самоисцеления героини от психологического кризиса и душевной боли. В первом эпизоде «Ванда/Вижн» нас очаровывает фактурная реализация формальных и содержательных тонкостей американских ситкомов 60-х. Красавица-жена Ванда, которая даже с магией с трудом успевает приготовить ужин, и любящий муж Вижн вместе сталкиваются с милыми, житейскими обстоятельствами и, присущим ситкомам 60-х, наивным бытовым недопониманием. По ходу сюжета выясняется, что Ванда при помощи магии хаоса создала силовое поле, которое удерживает жителей городка ВестВью под контролем. Ванда придумывает комфортное телешоу, и поселяется в нем, даже выводит свою передачу в эфир, транслируя эпизоды на определенной частоте. К этой частоте подключаются ученые и военные за пределами купола и пытаются понять, как разрушить эту мощную завесу иллюзий.

Смотреть

При помощи магии Ванда бессознательно контролирует жителей, заставляя их вести себя наподобие карикатурных персонажей телесериалов. А уклад жизни в городке строится по мотивам архаичных неправдоподобных телевизионных миров, в которых дома — бутафория, а актеры отыгрывают роли позитивных американцев. Все это производит жуткое чувство фальши, несоответствия. Кажущаяся идиллия скорее пугает, чем успокаивает. Ванда сама частенько бывает напугана, например, когда в городе внезапно появляется чужак в защитном костюме, среди соседей обнаруживается агент извне, ее придуманные дети пропадают, а второстепенных персонажей ее шоу периодически замыкает, и жители города начинают неестественно обращаться к вытесненным страхам героини. Травма и боль просачиваются в ее утопический мир фантазий. На черно-белом полотне семейных комедий 60-х образуется цветное пятно: в ВестВью залетает раскрашенный игрушечный вертолет, этакое свидетельство телевизионной эволюции. К концу сериала от былой наивности ретро-ситкомов ничего не остается. Серии становятся длиннее, красочнее, драматичнее. Избираемый Вандой формат сериала меняется, поскольку рушится изобретенная ее психикой система защит. Героиня начинает движение в сторону рефлексии, дублируя трансформацию телевидения, поэтому не станет удивлением, когда Ванда случайно произведет отсылку к «Офису» и телешоу в жанре мокьюментари. Повествование все ближе подбирается к психологии героини, по аналогии с тем, как сами ситкомы проходят путь от сентиментальных форм и содержаний к сложному сочетанию юмора и трагизма, плоскости и глубины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ванда/Вижн

Наконец, в 8 эпизоде Ванду принуждают взглянуть на запечатанное ею страшное прошлое. Выясняется, что самое светлое и теплое воспоминание, которое у нее осталось — просмотр телевизора с семьей в годы холодной войны. Пока за окном шли боевые действия, маленькая Ванда, ее брат Пьетро (Ртуть) и родители сидели у телевизора, включая любимый американский сериал 60-х «Шоу Дика ВанДайка». Герои полностью отгораживались от травматичной действительности, смотря на мир комедийного шоу, в котором все казалось таким безмятежным. В один из таких моментов рядом с их домом произошел взрыв ракеты Stark Industries, который унес жизни родителей Ванды и Пьетро. В руинах разорванного в клочья скромного рая, неубиваемый телевизор продолжил показ. На экране Дик Вандайк, а Ванда говорит брату: «В самом конце серии окажется, что все это было кошмаром. Сном». Девочка закрывает глаза, протягивает руку, и с помощью магии, которую она пока еще не осознает, обезвреживает бомбу, лежащую рядом. Она дублирует магические жесты, которые могла подсмотреть в любимых телешоу, ведь нам намеренно оставляют подсказку в начале флэшбэка: в сундуке с кассетами ее отца можно увидеть записи сериалов BeWitched про жизнь ведьмы, Malcolm the Middle про одаренного подростка-гения. Фиксация героини на телевидении определила способ ее переживания травматического опыта. Именно поэтому, в будущем Ванда создаст свое комфортное убежище по образу и подобию телевизионных миров, в котором скроется от жестокости мира и осознания утраты близких.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По итогу шоу Ванде удается стать еще сильнее. Но не через проработку травмы, а ее изоляцию. В финале она обретает невиданные ранее силы и отправляется на обучение более мощному магическому мастерству. Травма закаляет ее характер и одновременно остается главной ее слабостью, из которой она черпает заряд.

«Лунный рыцарь», или как лучше не рассказывать о травме

«Лунный рыцарь»
«Лунный рыцарь»

Стивен Грант просыпается прикованным к кровати, позднее выясняется, что он прогулял работу и даже успел назначить свидание. Ничего не помня, Стивен только пожимает плечами. Однажды он оказывается посреди неизвестности где-то в Австрии и, наконец, знакомится со своей второй личностью — наемником Марком Спектором, с которым может переговариваться при помощи зеркал и отражений. Марк ведет слежку за главным антагонистом — Артуром Хэрроу, лидером культа, помешавшемся на древнеегипетском божественном ритуале правосудия. Деля одно тело надвоих, Марк и Стивен пытаются ужиться и понять как спасти человечество от гибели. При всех сюжетных разветвлений и интригах, все происходящее с героями ближе к финалу сводится в пространство психбольницы, в которой Хэрроу – психотерапевт, а Марк и Стивен – два пациента. Перед героями стоит фундаментальный выбор: кому из них пора уйти, а кому следует остаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Лунный рыцарь»
«Лунный рыцарь»

По ходу сюжета мы узнаем, что в прошлом Марк Спектор вместе с напарником напали на археологическую группу в Египте, эту группу курировал отец Лейлы — будущей возлюбленной героя. Напарник убил отца девушки, а сам Марк был ранен, пытаясь защитить людей. Встретившись с Лейлой, он узнает о ее трагедии и скорби по отцу. Казалось бы, что именно глубокое чувство вины могло послужить толчком к расщеплению, иначе как объяснить, что его субличность Стивен так похож на отца девушки в своем увлечении Древним Египтом? Но все оказывается куда проще и банальней, травма героя легко угадывается чуть ли не с самого начала сериала. Выясняется, что в детстве брат Марка умер, из-за чего его мать впала в депрессию и начала запивать горе алкоголем. В порывах ярости она поднималась в его комнату и старательно избивала. Как уверяют сценаристы, именно эти события послужили толчком к развитию его диссоциативного расстройства личности. Все бы ничего, но только этот троп сильно упрощает персонажа, а героическая линия «Лунного рыцаря» остается невыразительной и никак не помогает персонажу развить связь со зрителем, полноценно продемонстрировать свои способности и показать, насколько герой может быть полезен 4 фазе Marvel. Возможно, не стоило объяснять причины его расстройства, а оставить его в поле обаятельной и странной суперспособности, все таки подобных персонажей на экране киновселенной Marvel не так много, а диссоциативный Халк/Брюс Беннер, кажется ужился со своим расстройством и принял себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Сокол и Зимний солдат»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сокол и Зимний солдат»

Баки Барнсу были назначены приемы у психотерапевта. На фоне фотообоев из берез герой раз в неделю изливает душу, вспоминая все свои преступления, которые совершал в обличии Зимнего Солдата, а по ночам мучается от кошмаров, в которых видит лица своих жертв. Его прошлое настигает его в облике террористической группы «Разрушители Флагов», образовавшейся в период скачка. «Разрушители Флагов» выкрали воссозданную Зимо (бывшим ученым тайного синдиката Гидры) сыворотку для создания суперсолдат, и сделали себе инъекции, став неуловимыми. Цель «Разрушителей» — подрыв деятельности «Всемирного Совета по Восстановлению», организации, основанной после возвращения жителей Земли. «ВСВ» пытается вернуть былые границы стран и надеется отправить всех беженцев «по домам». В ходе скачка границы государств на планете сместились, вернувшиеся люди не смогли интегрироваться, возникла гуманитарная катастрофа, последствия которой уже необратимы. «Разрушители Флагов» стали представлять угрозу безопасности, радикализированная группировка в стиле Робин Гуда ворует у богатых, совершает набеги на грузовики с продовольствием и планирует убийства. На операцию по сдерживанию «Разрушителей» отправляют Сэма Уилсона в образе Сокола. К нему присоединяется скучающий Баки, и, добравшись до Европы, герои узнают поближе новых злодеев и даже проникаются к ним симпатией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Параллельно с этим правительство утверждает на должность Капитана Америки военного Джона Уокера, а он — настоящая темная лошадка. В отличие от Стива, воспитанника старой эпохи, лелеющей романтические идеалы, Уокер — современный военный, он достаточно жесток и не склонен к моральным колебаниям. Новым супергероем его назвать сложно. Пока Уилсон и Баки хотят решить проблему мирным путем, новый Капитан настроен действовать грубо. В ходе стычки он ранит предводительницу Разрушителей Флагов Карли и убивает одного из членов группировки, чем заслуживает своего сокращения в должности. Щит Капитана Америки приходится вернуть.

Сериал вырастает из единоличной травмы одного персонажа, и расширяет границы болезненного опыта, высказываясь от лица более широких масс — беженцев, бедняков, людей, оставшихся без работы и средств к существованию. Затронутые в сериале социальные проблемы коррелируют с реальным миром, благодаря чему сериал кажется по особенному вдумчивым и своевременным. Глубоким ходом сценаристов и режиссера сериала Кари Скогланда становится смелость в демонстрации кризиса супергероя как фигуры. Новоиспеченный Капитан Америка — обученный армией США убийца, вместо справедливости, он выбирает оружие. Он не справился с обретенной силой и властью, а использовал ее против людей, Мстители учили совершенно другому. В итоге, место нового Капитана Америки приходится занять Сэму Уилсону, ученику старой школы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Мисс Марвел»
«Мисс Марвел»

Мисс Марвел и выход из травматичности

Кажется, Marvel все-таки нашли подходящие антидепрессанты, и выпустили на Disney+ обворожительный и милый проект «Мисс Марвел». Сериал рассказывает про школьницу Камалу Хан, которая, будучи без ума от Мстителей и Капитана Марвел, сама обретает суперспособности и учится быть героем. Сериал полезен своим правдивым взглядом на рутину жизни старшеклассников, на амбиции молодого поколения, желающего преобразовать мир. Школьники думают о поступлении в университет, о подписчиках в соцсетях, политически активны и целеустремленны. Легкость добавляет и визуальные эксперименты с вкраплениями элементов комикса и анимации в повседневность.

Мечтательная Камила постоянно рисует, и образы из ее головы воплощаются на экране. В этом проекте Marvel удачно обращается к актуальным проблемам: к трудностям малых этнических групп, сложностям эмиграции, стереотипам, с которыми борются мусульмане в Штатах, месту женщины в исламе. Сериал не отстраняется и от политики, обращаясь к опыту коллективной травмы пакистанцев, к последствиям кровавого раздела Индии конца 40-х и дальнейших индо-пакистанских войн. Отец и мать Камалы — беженцы, начавшие жизнь с нуля в США. Их мрачные воспоминания о прошлом лишь вербализуются, но не раскрываются через полноценный флэшбэк, что привносит в пережитую ими травму глубину. Из их рассказов мы узнаем, что приехав в чужую страну, они боролись с одиночеством, растерянностью и нашли свое спасение в семье, религии, общине, что кажется весьма важным моральным посылом Marvel — в одиночку даже супергерой способен сойти с ума, когда вместе справляться с трудностями проще. «Мисс Марвел» освежает сериалы франшизы, возвращая супергероике более легкий и непосредественный стиль повествования, в котором есть место как для проблем супергероя, так и для описаний трудностей жителей Земли, и, что самое важное, «Мисс Марвел» не разводит «обычных» людей и супергероев, а скорее демонстрирует их неразличимость.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сериалы Marvel стоит смотреть хотя бы потому, что каждый из них представляет законченный, самостоятельный и целостный проект, в котором герой неотделим от стиля и темпа сторителлинга. Погружение в травмы персонажей было необходимо франшизе, чтобы выдохнуть, осмыслить все произошедшее в киновселенной, выговориться, погрустить и набрать сил и воздуха для полного перезапуска. Кажется, Marvel с этим удачно справился.