Российские сериалы последних лет: топ 10, достойных вашего внимания
На протяжении последних лет российская телевизионная индустрия претерпела впечатляющую эволюцию, порадовав зрителей настоящими шедеврами. Независимо от вашего предпочтения жанра — будь то комедия, драма или триллер, у нас есть рекомендации, которые стоит добавить в ваш топ лучших российских сериалов десятилетия.
«Школа» (2010)
Жанр: драма
Режиссер:Валерия Гай Германика, Руслан Маликов, Наталия Мещанинова
В ролях: Елена Папанова, Александра Ребенок, Валентина Лукащук
Как бы странно ни звучало, но самый радикальный эксперимент на российском телевидении был проведен больше десяти лет назад. И не где-нибудь, а на Первом канале под руководством главного синефила в отечественном кино — Константина Эрнста. В Советском Союзе, задолго до наступления эры престижного ТВ, были авторские телевизионные проекты — с ходу вспоминаются «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой или «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. Валерия Гай Германика, к началу десятых уже ставшая анфан террибль российского кино, вернула телевидению то, что было утрачено в постсоветское время, — авторскость. Ее «Школа», которая показывает повседневность московских школьников, их учителей и родителей, по форме практически «Догма 95», едва ли не Ларс фон Триер. Горячечная ручная камера бродит по коридорам учебного заведения, беспардонно заглядывает в лица и вторгается в личное пространство героев. Это неуютный, дискомфортный сериал, который при всей своей художественной утрированности парадоксальным образом вызывает мгновенное узнавание. Истеричные ссоры с родителями, провокации учителей, первый алкоголь, первый секс — все это и много чего еще у Германики выглядит пугающе документально. Неудивительно, что сериал мгновенно расколол общественное мнение. С десятилетней перспективы для детей, чье взросление пришлось на нулевые, «Школа» смотрится ностальгически, как фотоальбом с пожелтевшими фотографиями. В школах уже нет ни скинхедов ни эмо, королевы класса больше не пьют галлонами дешевые коктейли, а все страсти из школьных коридоров переехали в интернет. Тем не менее «Школа» — точнейший слепок медведевской эпохи. Никто и никогда не вернется в 2010 год.
«Оттепель» (2013)
Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Валерий Тодоровский
В ролях: Евгений Цыганов, Александр Яценко, Аня Чиповская
Десятые на федеральном телевидении прошли под знаком больших исторических сериалов. «Екатерина», «Кровавая барыня», «Троцкий», «Годунов» — имя им легион. Но важнейшим из них всех является «Оттепель», целиком срежиссированная Валерием Тодоровским. «Оттепель» — настоящие, без дураков, российские «Безумцы». Это великий производственный роман, правда, не о рекламном бизнесе, а о кино, но герои тут тоже непрестанно курят. Жанрово «Оттепель» мелодрама о любовном треугольнике на съемках — между режиссером, оператором и исполнительницей главной роли. Если к началу десятых сериалы в массе своей выглядели, скажем так, довольно аскетично в плане образности и кинематографической выразительности, то «Оттепель» буквально открыла новую страницу в истории российского телевидения. Это проект первого класса, дорогой и блестяще придуманный на всех уровнях («Ликвидация» — при всем уважении — не чета сериалу Тодоровского), открывший для телевизионщиков региональную высшую лигу. Эстетически сериал приближен (насколько возможно) к ключевым оттепельничным картинам — «Заставе Ильича» Хуциева и «Я шагаю по Москве» Данелии. В историческом кино о жизни советских людей Тодоровский уже упражнялся. Лучший тому пример — «Стиляги». «Оттепель», как и «Стиляги», обманчиво кажется сказкой о потерянном времени и пряничной постсталинской Москве. В действительности это мир сложных, неоднозначных героев (еще одна примета премиального телевидения), в котором не последнее место занимает политика. Сам Тодоровский не раз говорил, что снимал любовное послание той эпохе, на которую пришлась юность его родителей (режиссер родился в 1962 году, через год после начала событий сериала), но историческая важность «Оттепели» в том, что она одной из первых начала художественно осмыслять советское наследие — работу, которой, кажется, хватит еще не одному поколению российских кинематографистов.
«Измены» (2015)
Жанр: мелодрама
Режиссер: Вадим Перельман
В ролях: Елена Лядова, Глафира Тарханова, Кирилл Кяро
Жанр «красивые люди красиво страдают в красивых интерьерах» однажды должен был добраться и до России. И вот — добрался. «Измены», конечно, проба пера, прощупывание почвы (более точные жанрово «Содержанки» стартуют четырьмя годами позже). Это не столько семейная драма о напряженных отношениях и мужском-женском (хотя и это тоже), сколько находчивая трагикомедия, написанная Дарьей Грацевич, до того продюсировавшей «Интернов», и срежиссированная оскаровским номинантом Вадимом Перельманом. Адюльтер — бронзовые русские классики наверняка поперхнулись бы — это не конец света; это вообще-то довольно смешно. «ТНТ» в 2015 году еще не успел стать одним из флагманов российского престижного телевидения и по инерции предлагал «почувствовать любовь». Тем ценнее «Измены», в которых любви в привычном мещанском понимании наберется, дай бог, на 20–30 минут хронометража. Сериал внешне эксплуатирует эстетику типовых мелодрам с федеральных каналов, но содержательно подрывает их консервативный, «как бы чего не вышло», настрой. Люди врут и изменяют, а семейное счастье — это иногда очень-очень сложно. Домохозяйки неудовлетворенно морщились. Ася — главная героиня сериала в умном исполнении Елены Лядовой — светлая весточка для отечественного телевидения середины десятых. Женщинам, оказывается, необязательно было десятилетиями играть мебель в кадре; их перспектива даже интереснее мужской. По понятным причинам прогрессивность сериала половинчатая — иначе зрители не поймут. Оцените грустную иронию: то, что насмотренный зритель безошибочно считал бы как банальность, для российского мейнстрима стало настоящим прорывом.
«Обычная женщина» (2018...)
Жанр: драма, криминал
Режиссер: Борис Хлебников, Наталия Мещанинова
В ролях: Анна Михалкова, Евгений Гришковец, Юлия Мельникова
2018 год — поворотная точка в новейшей истории российского телевидения: интернет окончательно сепарировался от телевизора. «Обычная женщина», например, плохо показала себя в эфире, зато привлекла внимание зрителей в сети. Название, конечно, немного лукавое. Марина, главная героиня сериала, сыгранная Анной Михалковой, хотя и выглядит на первый взгляд типичной женщиной — пытается поддерживать брак, держать на плаву небольшой цветочный бизнес, воспитывать двух дочерей и вынашивать третьего ребенка, — на деле оказывается не так проста. Она — сутенерша. И задачи на ее плечи выпадают нетривиальные: разбираться с полицией и ФСБ, да еще и избавиться от трупа секс-работницы. Первая ассоциация очевидна: это наши «Во все тяжкие». К тому же Борис Хлебников, титулованный автор и честный реалист (см. «Аритмию»), кажется, при желании легко мог бы потягаться с Винсом Гиллиганом по части шоураннерства. Первый сезон, за который режиссерски целиком отвечает сам Хлебников, во многом укладывается в его эстетическую программу: это, как и многие его предыдущие проекты, такое холодное кино о суровой жизненной правде и непростых коллизиях в судьбах обычных людей. Сейчас сериал насчитывает два сезона, и второй сделала уже Наталья Мещанинова, которая с Хлебниковым работала над той же «Аритмией» и сериалом «Шторм». Хотя Мещанинова тоже имеет репутацию реалиста (она, к слову, приложила руку к «Школе» Германики), второй сезон ощутимо ближе к жанровым криминальным фильмам. «Обычная женщина» мастерски скрещивает два хорошо знакомых как раз «обычным» людям жанра — криминальный триллер и семейную драму. Но важнее в сериале то, что он — путем творческих компромиссов и зрительских уступок — делает свой вклад в конструирование сложного женского образа для российского кино. Хлебников и Мещанинова в лоб ставят вопрос, который давно зрел на ниве российского бытийного кино: а так ли уж хорошо мы знаем своих партнеров?
«Звоните ДиКаприо!» (2018)
Жанр: комедия, драма
Режиссер: Жора Крыжовников
В ролях: Александр Петров, Андрей Бурковский, Юлия Александрова
2018 год важен еще и потому, что он подарил зрителям первую авторскую сенсацию на поприще российского премиального телевидения — «Звоните ДиКаприо!». Важная, но незаметная на первый взгляд подробность: телевизионная премьера сериала состоялась через полтора года после премьеры в онлайне. «Звоните ДиКаприо!» — дело рук комедиографа Жоры Крыжовникова, известного главным образом народной дилогией «Горько!». В центре сюжета — молодая кинозвезда Егор Румянцев. Его саморазоблачительно играет Александр Петров, который четыре года назад был, кажется, везде. Как водится, Егор эгоистичен, он хамски относится к женщинам и ведет беспорядочную половую жизнь. Карьера актера резко сворачивает в сторону, когда он узнает, что у него ВИЧ. Несмотря на то что «Звоните ДиКаприо!» местами представляет собой довольно зубастую сатиру на киноиндустрию (приведем показательный пример: печальный Егор в пустом кинозале — кино провалилось в прокате — смотрит ура-патриотический фильм о кампании в Сирии с собой в главной роли), в сердце сериала — мощная трагедия и первая хорошо артикулированная, медицински ответственная драма о ВИЧ — без стигматизации и предрассудков. «Звоните ДиКаприо!» оказал заметное влияние на сериальную индустрию в России — запустил моду на складные романные повествования без «длинных ног» (то есть без продолжений, вторых-третьих сезонов). Такие образцы были и раньше, но у Крыжовникова получилось лучше всех: бытовую со всех сторон историю он поднимает до ветхозаветного уровня. Это замкнутый сюжет, который удачно аккумулирует ряд важных тем: семейный кризис, пороки индустрии развлечений, сложные отношения с медициной в России, гомофобия. «Звоните ДиКаприо!» — хороший пример той особой интонации, практически недоступной мейнстримному кино в России, без усреднений под зрителя, но вместе с тем внятной и доходчивой.
«Трудные подростки» (2019...)
Жанр: драма, комедия, спорт
Режиссер: Рустам Ильясов, Александр Цой, Николай Рыбников
В ролях: Никита Волков, Виталий Андреев, Анастасия Крылова
В советском кино все было довольно неплохо с детскими и юношескими фильмами — в постсоветском, увы, ситуация плачевная. И если с детьми все более-менее понятно — для них ежегодно выходят тонны развлекательного контента, — то для подростков в кино и на телевидении практически ничего удовлетворительного нет и часто приходится довольствоваться западными новинками. «Трудные подростки» — редкое исключение из правил. Название сериала говорит само за себя, но сюжет начинается с того, что капитан сборной России по футболу после пьяного дебоша в кафе (авторский привет Кокорину и Мамаеву) и срока в тюрьме вынужден работать физруком, пытаясь найти общий язык с непростыми детьми. Давайте без околичностей: это «Эйфория» по-русски, футбол маячит где-то на фоне. Достижение «Трудных подростков» в том, что им одним пока удается говорить с этими трудными подростками на понятном языке — тиндера, тиктока и . Формально — под стать современной интернет-эстетике — сериал пестрит визуальными находками и клиповыми монтажными решениями (в рамках щадящего двадцатиминутного хронометража и со звездами русскоязычной инди-сцены в саундтреке!). Содержательно он откровенно проговаривает важное — проблемы в любви и в семье, первый сексуальный опыт, алкогольные приключения, неуживчивость с ровесниками, непонимание и etc. «Школа» Германики, честно говоря, не была рассчитана на юную аудиторию (кто, будучи подростком, всерьез пошел бы смотреть Первый канал?), а вот «Трудные подростки» — да. И маркировка «18+» — тому не помеха. Мы все-таки в интернете, да и с подростками полезно говорить на равных.
«Чики» (2020)
Жанр: драма, комедия, криминал
Режиссер: Эдуард Оганесян
В ролях: Ирина Горбачёва, Ирина Носова, Варвара Шмыкова
А вот теперь очень серьезно. Если прежде российскому премиальному телевидению приходилось «отвечать» на вызовы телевидения западного, то с «Чик», сериала о секс-работницах, решивших порвать с прошлым и запустить свой фитнес-клуб, можно вести условный отсчет качественно новых историй. Во-первых, «Чики» радикально уходят от москвацентричности многих других зрительских хитов. Действие разворачивается на юге страны, и Эдуард Оганесян, режиссер и один из сценаристов сериала, внимательно относится к местной фактуре, аккуратно сохраняя и придорожные шашлычные, и старенькие, облупившиеся квартиры, и аляповатые рынки, и непарадные гардеробы местных жителей. Во-вторых, заглавный квартет актрис (Ирина Горбачева, Варвара Шмыкова, Ирина Носова, Алена Михайлова) играет не плакатно, на экспорт, а деликатно и с полутонами. Актерская симфония, конечно, главная статья успеха, без нее ничего не получилось бы. Примечательно, что и Шмыкова, и Горбачева, и Михайлова, и Лапенко — важные герои поколения, знакомые в первую очередь не по столичным театрам, как звезды прошлого, а по медиа и соцсетям. Так, в отечественном кино складывается новый тип актерствования и удачно стирается барьер между героями и зрителями. В-третьих, Оганесян на ощупь находит формулу для всего российского независимого кино о маленьких людях — не смурную драму, чем грешили большие авторы в нулевые и десятые, а улыбчивое драмеди. Притом режиссура Оганесяна настолько интимна и вежлива, что каким-нибудь Андреа Арнольд и Шону Бейкеру, новым классикам американского независимого кино, стоило бы напрячься. «Чики», если снять с них дрюжелюбность, окажутся вообще-то простым великим русским романом, написанным не для библиотечных штудий, а для всех, — о судьбе женщин в патриархальной культуре и новой солидарности. В общем, говорить о «Чиках» приходится исключительно эпитетами. Если и искать какой-то один шедевр российского телевидения, который нужно будет спасать в случае апокалипсиса, то вот он.
«Последний министр» (2019...)
Жанр: комедия
Режиссер: Роман Волобуев
В ролях: Ян Цапник, Ольга Сутулова, Софья Лебедева
Когда-то была такая передача «Куклы» — сатирическое шоу, едко реагировавшее на политические реалии в России. После разгона старого НТВ программа долго не продержалась и годы спустя травоядным ремейком появилась в эфире Первого канала. Все это к чему: политика и федеральное телевидение в России — вещи давно антонимичные, и более-менее осмысленные развлекательные шоу о политике стали появляться только в последние годы. Сначала был «Домашний арест» — о собственно домашнем аресте вымышленного мэра вымышленного города, а затем «Последний министр» — тоже фантазия на тему российской политики. Однажды на пост министра перспективного планирования (что бы это ни значило) и развития социально-экономической политики назначается Евгений Тихомиров — чудак и затейник, который свое назначение, кажется, воспринимает абсолютно всерьез. В главной роли — Ян Цапник, наш Питер Селлерс и просто один из важнейших актеров эпохи. «Последний министр» — понятная попытка дать в России одновременно и Аарона Соркина («Западное крыло»), и Армандо Ианнуччи («Вице-президент»), и у создателей это здорово получается. Стилистически сериал изоморфен слогу своего режиссера — Романа Волобуева, экс-кинокритика «Афиши», справедливо называемого одним из лучших авторов на русском. Это энергичный и колкий производственный сериал, с которым приятно проводить время, и вместе с тем вполне остроумная политическая сатира по горячим следам (что для российского телевидения уже большое достижение). Последняя серия второго сезона должна была выйти 26 февраля, но Роман Волобуев накануне объявил, что премьера финала переносится на неопределенный срок.
«Вампиры средней полосы» (2021...)
Жанр: детектив, комедия, фэнтези
Режиссер:Антон Маслов, Андрей Богатырев, Дмитрий Грибанов
В ролях: Юрий Стоянов, Татьяна Догилева, Екатерина Кузнецова
Наверное, сегодня мало кто об этом вспоминает, но история российского киномейнстрима началась именно вампирами — с «Ночного дозора» Тимура Бекмамбетова. Если вдуматься, вампиры, вурдалаки и прочая нечисть уже столетиями прочно сидят в русскоязычной культуре: Гоголь, Алексей Толстой, советский «Вий», некрореалисты, пелевинский «Ампир V», те же «Дозоры» Лукьяненко, «Пищеблок», что и говорить о былой феноменальной популярности «Сумерек» и других вампирских саг. «Вампиры средней полосы» — российская адаптация «Реальных упырей» Тайки Вайтити и его сериала-последыша «Что мы делаем в тени», который местами даже превзошел оригинал. Концепт у шоу довольно простой: вампиры в нем представляются не загадочными эстетами с аристократической жилкой, а практически обычными людьми — насколько обычными вообще могут быть бессмертные существа. Действие сериала создатели поместили в Смоленск — древний город с большой историей, который оказался очень к лицу сюжету про вампиров. «Вампиры средней полосы» заигрывают на поле детектива (главные герои расследуют убийство человека, в противном случае ради сохранения баланса придется пожертвовать кем-то из своих), но по факту это обаятельная региональная комедия про Россию — ни тени серьезности старших товарищей по вампирскому жанру. Сериал пышет национальным колоритом и предлагают целую галерею выпуклых героев. Помимо деда Славы — очевидного бенефиса Юрия Стоянова, — это еще и француз Жан, обращенный во время Отечественной войны 1812 года, и блондинка Аня, ставшая вампиром при Сталине, и зумер Женька. «Вампиры» могли бы сойти за ехидный консервативный манифест, в котором тысячелетний дед, многоуважаемый вампирский патриарх, защищает мир и стабильность, если бы всем своим видом не говорили о том, что даже древним вампирам периодически нужен самоироничный апдейт. Время, кто бы что ни говорил, не стоит на месте.
Happy End (2021...)
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Евгений Сангаджиев
В ролях: Лена Тронина, Денис Власенко, Александр Горчилин
Сексуальной революции в России так и не случилось, а тема секс-работы и — шире — сексуальности вообще десятилетиями была маргинальной для отечественного кино. Тенденция начала меняться лишь в последние несколько лет. «Чики», Sheena667, «Китобой» не дадут соврать. Happy End — сериальный дебют серебренниковского птенца Евгения Сангаджиева, — пожалуй, самая радикальная попытка поговорить о сексуальности и вебкам-индустрии на русском. Сериал не стесняется ни наготы, ни обсценной лексики, ни откровенных постельных сцен (а как иначе-то?). Вебкам в сериале идут покорять 19-летние Влад и Лера — и не просто так, а чтобы быстро заработать деньги на взятку полиции. Happy End кажется (очередной) историей взросления на фоне грустной постсоветской России (в одной из серий даже появляется крикливая отсылка к иконической трагикомедии Майка Николса «Выпускник»), но вебкам-рамка тут оказывается важнее. И хотя центральный пафос сериала понятен и так (ваше тело — ваше дело), ценность здесь имеет в первую очередь сам кинематографический жест: говорить можно о чем угодно и как угодно, не бойтесь цензуры и, что куда важнее, не занимайтесь самоцензурой. Пусть Happy End и озирается по сторонам в поисках удобных референсов (среди наиболее очевидных, конечно, «Эйфория»), сериал продолжает долгую реалистическую традицию в русской культуре, рассказывая историю о простых людях в неприветливом мире. Сангаджиев демонстрирует качества абсолютно компетентного режиссера, но, по правде, это актерский, корпоральный сериал, ода бескомпромиссному перформансу. Главные роли в нем играют не дебютанты, но для массового зрителя артисты незнакомые. Запомните эти имена: Лена Тронина и Денис Власенко. О чем вообще весь этот текст? В сущности, о том, как за десять лет не кинематограф, а именно телевидение стало русским полем экспериментов. Все ждали появления в кино нашего Кубрика или на худой конец нового Михалкова, не дождались и расстроились. Но, кажется, мы просто не туда смотрели.
Еще несколько отличных сериалов:
«Топи» (2021) — археология русской хтони по оригинальному сценарию Дмитрия Глуховского.
«Перевал Дятлова» (2020) — честный жанровый сериал на основе одной из самых загадочных историй советского времени.
«Вне себя» (2021) — сериальный эксперимент театрального режиссера Клима Козинского с Евгением Стычкиным.
«Пингвины моей мамы» (2021) — российское телевидение творчески осваивает стендап.
«Почка» (2022) — удачная разработка темы «женщины и власть».
«Выжившие» (2021) и «Эпидемия» (2018...) — фантазия о том, кому в постапокалипсисе живется хорошо.
«Колл-центр» (2020) — «Остаться в живых» по-русски.
«Мир! Дружба! Жвачка!» (2020...) — ностальгический сериал о девяностых, практически наши «Очень странные дела».
«Жиза» (2022) — напористый подростковый сериал о детдомовцах.