Особо опасны: 13 культовых фильмов о маньяках и серийных убийцах, которые стоит посмотреть всем любителям пощекотать нервы
Семь / Se7en (1995)
Напряженный и пасмурный неонуар Финчера, которым известный постановщик впервые громко заявил о себе в середине 90-х. Стремительно развивающийся детектив с сокрушительным финалом рассказывает о двух детективах (Брэд Питт и Морган Фриман), охотящихся за изощренным убийцей, каждая из жертв которого олицетворяет один из смертных грехов.
М (1931)
Перед приходом власти Гитлера и эмиграцией в США Фриц Ланг снял хрестоматийную ленту о серийном убийце с выверенными саспенсом и атмосферой. Учитывая возраст картины, она все еще смотрится удивительно мощно, а художественные приемы немецкого режиссера одновременно просты и гениальны.
Кошмар на улице Вязов / A Nightmare on Elm Street (1984)
К середине 80-х популярному жанру «слэшер» необходимо было «свежее дыхание», и его обеспечил Уэс Крэйвен своим «Кошмаром на улице Вязов». Типичные сеттинг и фабула обрели невиданную до тех пор изобретательность, благодаря инфернальному Фредди Крюгеру, который убивает ничего не подозревающих подростков в их снах.
Молчание ягнят / Silence of the Lambs (1991)
Энтони Хопкинс получил свой первый «Оскар» всего за 16 минут пребывания на экране, но его Ганнибал Лектер стал одним из самых культовых киноманьяков всех времен. Впрочем, «Молчание ягнят» пугает не только обходительным каннибалом, но и жутким убийцей Буффало Биллом, который кажется куда более реальным.
Психо / Psycho (1960)
Возможно, главная картина в фильмографии «мастера саспенса» Альфреда Хичкока, которой режиссер подвинул рамки допустимого в мейнстримном кино. Лента вдохновлена историей убийцы-дизайнера Эда Гейна и книгой Роберта Блоха, все экземпляры которой постановщик скупил для сохранения тайны мотеля Бэйтсов.
Зодиак / Zodiac (2007)
Серийный убийца терроризирует Сан-Франциско 60-х, играя со следователями (Джейк Джилленхол, Марк Руффало, Роберт Дауни-младший), которые отчаянно пытаются разгадать его личность. Длинное, мрачное и безупречно снятое кино Дэвида Финчера об одержимости детектива и безнаказанности зла.
Американский психопат / American Psycho (2000)
Циничная сатира, фарс, черная комедия, выразительно-гротескная игра Кристиана Бэйла – все это есть в культовом «Американском психопате». За историей безумного финансиста Патрика Бэйтмана, одержимого визитками, кроется остроумное высказывание об эгоизме и излишествах американского урбанизма.
Техасская резня бензопилой / The Texas Chainsaw Massacre (1974)
Низкобюджетный слэшер Тоуба Хупера, сила которого кроется в параноидальной атмосфере и натуралистично-грубой съемке. Фильм, в котором гниющая семья каннибалов во главе с вооруженным бензопилой великаном охотятся на подростков, породил огромное количество хоррор-клише.
Монстр / Monster (2004)
Выдающийся перфоманс Шарлиз Терон, неузнаваемой в образе несчастной проститутки-убийцы Эйлин Уорнос, является главным украшением и движущей силой этой ленты. Впрочем, нельзя не отметить и режиссерскую работу Пэтти Дженкинс, снявшую мрачное и трогательное кино об искалеченной и доведенной до крайностей женщине.
Хэллоуин / Halloween (1978)
Прорывная картина Джона Карпентера породила огромное количество ремейков и сиквелов, но ни один из них не приблизился к революционному духу первого «Хэллоуина». Тревогу нагоняет не только убийца Майкл Майерс, который кажется абсолютно непобедимым, но и великолепный саундтрек, написанный самим режиссером.
Пустоши / Badlands (1973)
Одна из главных работ Теренса Малика – дебют, вдохновленный историей влюбленных подростков-убийц Чарльза Старкауэра и Кэрил Энн Фугейт. С жестокими деяниями пары резко контрастируют пейзажи свободных американских дорог, а сам фильм кажется более глубокой и стильной версией «Бонни и Клайда».
Жилец / The Lodger: A Story of the London Fog (1927)
Мощнейший дебют Альфреда Хичкока, сразу же наметившего ключевые для своего творчества темы и мотивы. Единственная немая лента режиссера – история лондонского маньяка, нападающего по ночам на молодых блондинок и оставляющего на месте преступления клочки бумаги с подписью «Мститель». Картина снята под огромным влиянием немецкого эксперссионизма.
Генри: портрет убийцы-маньяка / Henry: Portrait of a Serial Killer (1986)
Один из самых жестоких фильмов своего времени, получивший запредельный цензурный рейтинг «X». Нигилистичная и напряженная картина о реальном маньяке без мотивов, вышедшая только в 90-х и сразу же получившая культовый статус – способ попасть в сознание монстра, который убивает просто так.