Back in the СССР: как выглядели афиши советского кино, выходившего на Западе

Принято считать, что Советское кино не пользовалось популярностью за рубежом, но это не совсем так. Конечно, трудно сравниться с популярностью русской литературы или русского балета – все это уже давно своеобразные визитные карточки нашей страны. В 60-е годы кино стало важным элементом экспорта: к 1962-году за границу было продано около трехсот советских картин. Во много их успех за рубежом – заслуга художников, которые рисовали афиши для международного проката. В нашем материале рассказываем, как создавались киноафиши для советского и зарубежного проката и показываем, как как они выглядели.

При создании афиш для зарубежного проката ведущие советские художники и дизайнеры ориентировались и на традиции, и на культуру, и на запросы рынка. Причем, создавались они почти без участия худсоветов. Хороший пример – фильм «Вий». По афише советского кино трудно было судить об истинном характере фильма, в то время как афиша для внешнего рынка прямо-таки кричит – перед вами «хоррор» (хотя в отечественном кино такого жанра не было в принципе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Варвара-краса, длинная коса», реж. Александр Роу (1970)

«Летят журавли», реж. Михаил Калатозов (1957)

«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов (1966)

«Отелло», реж. Сергей Юткевич (1955)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Деловые люди», реж. Леонид Гайдай (1962)

Советские киноафиши рисовались штатными художниками кинотеатров по специальным шаблонам. На таких шаблонах был изображен эскиз афиши и было подробно указано, какими красками покрывать рисунок. Художники, занимавшиеся этими киноафишами, получали всего на 20 рублей больше, чем уборщицы.

«Андрей Рублев», реж. Андрей Тарковский (1966)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Доживем до понедельника», реж. Станислав Ростоцкий (1968)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вий», реж. Георгий Кропачев, Константин Ершов (1967)

«Броненосец "Потемкин"», реж. Сергей Эйзенштейн (1925)

«Вoйна и мир», реж. Сергей Бондарчук (1967)

Пока афиши советского кино послевоенного времени рисовались вручную, на Западе постеры печатали в типографиях. В кинотеатры США, к примеру, афиши присылали сами киностудии. Причем до 1940-х годов эти постеры должны были сначала отсмотреть представители студии в городе, в котором покажут фильм, а потом уже афиши отправлялись в кинотеатры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Жестокий романс», реж. Эльдар Рязанов (1984)

«Невероятные приключения итальянцев в России», реж. Эльдар Рязанов, Франко Е. Проспери (1973)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Иваново детство», реж. Андрей Тарковский (1962)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Маленькая Вера», реж. Василий Пичул (1988)

«Раба любви», реж. Никита Михалков (1975)

«Человек-амфибия», реж. Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев (1961)