Back in the СССР: как выглядели афиши советского кино, выходившего на Западе
При создании афиш для зарубежного проката ведущие советские художники и дизайнеры ориентировались и на традиции, и на культуру, и на запросы рынка. Причем, создавались они почти без участия худсоветов. Хороший пример – фильм «Вий». По афише советского кино трудно было судить об истинном характере фильма, в то время как афиша для внешнего рынка прямо-таки кричит – перед вами «хоррор» (хотя в отечественном кино такого жанра не было в принципе.
«Варвара-краса, длинная коса», реж. Александр Роу (1970)
«Летят журавли», реж. Михаил Калатозов (1957)
«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов (1966)
«Отелло», реж. Сергей Юткевич (1955)
«Деловые люди», реж. Леонид Гайдай (1962)
Советские киноафиши рисовались штатными художниками кинотеатров по специальным шаблонам. На таких шаблонах был изображен эскиз афиши и было подробно указано, какими красками покрывать рисунок. Художники, занимавшиеся этими киноафишами, получали всего на 20 рублей больше, чем уборщицы.
«Андрей Рублев», реж. Андрей Тарковский (1966)
«Доживем до понедельника», реж. Станислав Ростоцкий (1968)
«Вий», реж. Георгий Кропачев, Константин Ершов (1967)
«Броненосец "Потемкин"», реж. Сергей Эйзенштейн (1925)
«Вoйна и мир», реж. Сергей Бондарчук (1967)
Пока афиши советского кино послевоенного времени рисовались вручную, на Западе постеры печатали в типографиях. В кинотеатры США, к примеру, афиши присылали сами киностудии. Причем до 1940-х годов эти постеры должны были сначала отсмотреть представители студии в городе, в котором покажут фильм, а потом уже афиши отправлялись в кинотеатры.