Что смотреть на Beat Film Festival: 18 фильмов Национальной программы
«Куда мы едем?»
Режиссер: Руслан Федотов
Хронометраж: 63 минуты
Год наблюдений за пассажирами в московском метро, утрамбованный в час хронометража. Удивительно, насколько разные и колоритные персонажи ездят с нами в одном вагоне: тут и Дед Мороз, возящий за собой спутницу — голову женского манекена и рассуждающий о судьбе России и Достоевском, и вэдэвэшники, доказывающие американским пехотинцам на чистом русском мате, что Россия круче Америки, и человек, который перевозит любимого кота на голове, и простые люди, которых задерживают во время митингов.
«Ужасное кино: краткая история российского треш-хоррора»
Режиссер: Максим Полтавченко
Хронометраж: 94 минуты
Полный метр о пионерах российских треш-хорроров (и полное же погружение в жанр). Режиссер разбирается, почему то, что одни считают низкобюджетным мракобесием, для других стало делом жизни и шедевром.
«Прометей. Поэма казанского огня»
Режиссер: Дидар Оразов
Хронометраж: 73 минуты
СКБ «Прометей», основанное в Казани в 1962 году, стало настоящим прорывом: здесь изготавливали светомузыкальные устройства, промышленные архитектурные инсталляции, реагирующие на погодные изменения, снимали световые фильмы (чуть ли не первыми в мире) и устраивали концерты светомузыки. Дидар Оразов решил изучить это явление, оцифровал архивы, перечитал литературу о Скрябине, о светомузыке и, конечно же, пообщался с инженерами бюро и свидетелями их многочисленных успехов.
«Выход через юрту»
Режиссер: Александра Суворова
Хронометраж: 11 минут
«Бурятский андерграунд творческое объединение» (БАТО), музыкальное объединение «Нерпа» и удмуртский художник Тома-3000 рассказывают об этническом уличном искусстве в Москве и Улан-Удэ, о том, как их барельефы и образы связаны с буддийской мифологией, какие социальные и культурные темы они затрагивают, как их искусство помогает городу и обычным жителям и как важно помнить свои корни.
«Помощь Док»
Режиссер: Константин и Всеволод Синицыны
Хронометраж: 60 минут
Команда благотворительного проекта «Помощь» и молодой медиахудожник Brickspacer отправились в Нижний Новгород, чтобы встретиться с пожилыми людьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, и собрать их истории и памятные вещи для масштабного NFT-полотна.
«Рваные одежды»
Режиссер: Лена Копцева
Хронометраж: 32 минуты
Документальный портрет 26-летнего Лехи, живущего в ночлежке в Костроме. Недавно парня бросила жена — предложила остаться друзьями, а он не понял, как такое возможно. Чтобы переживать расставание было чуть менее невыносимо, Леха начинает писать рэп — вдруг жена его услышит и осознает, кого потеряла?
«Низкое искусство»
Режиссер: Игорь Верман
Хронометраж: 14 минут
Упражнение на популярную тему «Что такое искусство?» и попытка ответить на вопрос «Если искусство — это все, что нас окружает, должен ли художник быть голодным?». Игорь Верман приходит за разъяснениями к двум панкам от искусства: Frankenchain из Петербурга и Кириллу Бурыгину из Москвы, известным по дерзкому оформлению московского бара Underdog.
«Перспектива»
Режиссер: Алексей Токун
Хронометраж: 27 минут
Документальный портрет одной московской фотолаборатории — история комьюнити, объединенного любовью к аналоговой фотографии и собирающегося под одной крышей уже пятый год. Они прошли путь от расклейки работ на улицах до собственного арт-пространства, а режиссер Алексей Токун это зафиксировал.
«Выход»
Режиссеры: Евгения и Максим Арбугаевы
Хронометраж: 25 минут
Красивый и неспешный участник программ Берлинского кинофестиваля и фестиваля HotDocs доехал до России. Сюжет незамысловат, но важен: биолог Максим Чакилев живет в полуразрушенной хижине на берегу Чукотского моря и фиксирует обстановку в ожидании серьезнейшего природного катаклизма. Режиссеры стремились показать зрителю, к чему приведет разрушение окружающей среды. Фильм уже оценили на «Сандэнсе» — в 2018 году создатели увезли приз за лучшую операторскую работу.
«Ладно, хорошо, Пинега»
Режиссер: Саша Кулак и Юлия Курмангалина
Хронометраж: 23 минуты
Режиссеры превратили путешествие по северным поселениям России, раскиданным вдоль реки Пинеги, в гипнотический мюзикл — музыкальный ряд обеспечили местные жители, передающие из уст в уста старинные песни, заклинания, похоронные плачи и причитания. Фильм стоит посмотреть как минимум из уважения к упорству девушек: добраться до большинства населенных пунктов удалось только на лодке.
«Как я стал бесермянином»
Режиссер: Саша Воронов
Хронометраж: 24 минуты
Режиссер отправляется в путешествие, чтобы исследовать малочисленную финно-угорскую народность. Бесермяне разрешают снимать разговоры, охотно демонстрируют сезонные обряды, обучают Сашу Воронова бытовой магии и пересказывают ему сны, но как только слышат вопрос об общении со сверхъестественными силами, ставят режиссера на место.
«Асмарал»
Режиссер: Никола Пророков
Хронометраж: 80 минут
История самого необычного клуба в российском футболе 1990-х — первого частного футбольного проекта в СССР и первого же возглавляемого женщиной. Никола Пророков отдает дань уважения клубу, по стадиону которого в октябре 1993-го прошли танки, поскольку он находился рядом с Белым домом; клубу, который тренировал идеолог спартаковского футбола Константин Бесков; клубу, в котором начинал карьеру Сергей Семак, а заканчивал — Юрий Гаврилов; клубу, который провел всего два сезона в Высшей лиге, ярко вспыхнул и исчез в конце 1990-х навсегда; клубу, болельщики которого всегда чувствовали себя особенными. От «Асмарала» не осталось почти ничего — ни стадиона, ни фильмов, ни книг, ни фанатов, ни музея, ни сайта. Это символично для начала 1990-х — времени, когда можно было за один день стать миллионером и так же быстро потерять все.
«ГЭС-2»
Режиссер: Настя Коркия
Хронометраж: 78 минут
Фонд V-A-C Леонида Михельсона приобрел бывшую ГЭС-2 на Болотной набережной в 2014 году и начал масштабную стройку — спустя семь лет выросла культурная институция. Все время за процессом наблюдали камеры — режиссер Настя Коркия смонтировала материал не в хронологическом порядке.
«Зал»
Режиссер: Полина Свеженцева
Хронометраж: 55 минут
В 2021 году начался снос легендарного футбольного клуба «Торпедо», а вместе с ним — тренировочных залов одноименной боксерской секции, которой, на минуточку, более 80 лет. Полина Свеженцева зафиксировала уход эпохи и реакцию на это спортсменов, членов клуба, по сути лишившихся дома, но не лишившихся командного духа и общности.
Convencia. Veladora
Режиссер: Пабло Рохас Кастильо
Хронометраж: 58 минут
История знаменитого мексиканского бара Veladora на Покровке: как желание накормить москвичей аутентичной едой выросло в самый душевный подвал столицы.
«Про снег»
Режиссер: Александр Клямкин
Хронометраж: 13 минут
Экспериментальный аудиовизуальный портрет села Териберка в Мурманской области.
«Музыкальный альманах "Весна»
Режиссер: Филипп Задорожный
Хронометраж: 55 минут
Фильм о десяти независимых музыкантах и музыкальных коллективах («ил», Verbludes, «Шаййм», Юра Макарычев, «Орнитология», «Спасибо», Саша Помогиев, «Хадн дадн», Женя Куковеров, «Интурист»), песни которых, записанные до февраля 2022 года, зазвучали с новой мощью и приобрели дополнительный смысл.
«Дикого кайф»
Режиссер: Маргарита Захарова
Хронометраж: 58 минут
14-летний Тимур по прозвищу Дикий живет в спальном районе Новосибирска, курит вейп и мечтает стать рэпером, как его кумир Моргенштерн, с которым у подростка завязалась дружба. Исполнению мечты препятствует страшный диагноз, еще в детстве приковавший Дикого к инвалидному креслу и сокративший его жизнь — по неутешительным прогнозам врачей — до 15 лет. Однажды подростка и его маму приглашают в Москву на съемки телешоу для федерального канала. Редакторы обещают, что выпуск будет жизнеутверждающий, о невероятных человеческих возможностях и преодолении трудностей. Взамен Дикий просит не много — пригласить в студию Моргенштерна и, если получится, еще достать билет на его концерт. Ударив по рукам с телевизионщиками, воодушевленный Тимур и его мама прилетают в Москву. Но ожидания разбиваются о реальность.