Пропавшие дети, маньяки и мистика: 7 южнокорейских детективов, которые стоит посмотреть
«Вопль» / Gokseong (2016)
Режиссер: На Хон-джин
В ролях: Квак То-вон, Хван Джон-мин, Дзюн Кунимура, Чхон У-хи
На тихую корейскую деревушку Гоксон наслали проклятье: словно вирус, жестокость начала передаваться из одного домохозяйства в другое. Зверские убийства, изнасилования и пожары совпали с приездом чудного японца. Взявшись за расследование загадочных событий, офицер полиции Джонг-Гу сам становится жертвой злых сил: в любимую дочь вселился демон.
Название деревни Гоксон в переводе с корейского значит «вопль при виде мертвеца». Такое название неслучайно. После съемок «Желтого моря» На Хон-джин пережил череду смертей близких, что отразилось на облике и содержании фильма. Каждый уголок пространства оживает и начинает перешептываться со зрителем, подтверждая существование невидимых материй. Режиссеру удалось сделать место действия притягательно зловещим, он сталкивает красоту природы с уродством и непредсказуемостью зла. Через линию одержимости Хон-джин задает тревожащие его вопросы: за что и почему? Как судьба осуществляет свой трагический выбор? Тем самым режиссер ведет свое личное расследование, пытаясь понять природу смерти инструментами кино. Именно поэтому важными объектами в фильме становятся фотографии, а в центре кульминации «Вопля» — зловещий щелчок фотокамеры. Смерть ускользает от узнавания в реальности, но ее удается проявить на пленке, схватить кинематографическим взглядом, и «Вопль» — попытка этот взгляд воплотить.
«Воспоминания убийцы» / Sarinjaui gieokbeop (2017)
Режиссер: Вон Щин-ён
В ролях: Соль Гён-гу, Ким Нам-гиль, Ким Соль-хён, О Даль-су
Ким Бён-су давным-давно решил, что любое зло должно быть наказано смертью. Верша правосудие над насильниками и убийцами, ему удавалось избегать закона, но не удалось спастись от судьбы. Болезнь Альцгеймера сломила его дух, теперь, его память — его главный враг. Однажды, возвращаясь домой, он случайно столкнулся с автомобилем и заметил, как из багажника машины течет свежая кровь, а в глазах подозрительного водителя он увидел свое отражение, отражение убийцы. Через некоторое время судьба сталкивает их вновь, но Ким Бён-су уже не может вспомнить, где видел это знакомое лицо.
Провалы в памяти главного героя не только запутывают его самого, но и вносят неразбериху в сюжет. Мы становимся свидетелями интригующего препарирования памяти. Закадровый голос Кима, ведущий повествование, удерживает нас в поле его субъективного восприятия событий. И до последнего неясно, стоит ли ему доверять и так ли он заслуживает жалости.
«Орудие смерти» / Aideul (2011)
Режиссер: Ли Гю-ман
В ролях: Пак Ён-у, Рю Сын-нён, Сон Дон-иль, Сон Джи-ру
В «Орудии смерти» Ли Гю-мана рассказана реальная история о пропаже пяти мальчиков в городке Тэгу в марте 1991 года. Друзья отправились в лес, но домой так и не вернулись. В тихом благополучном районе пропажа пяти детей — невообразима. На поиски отправились местные жители и волонтеры со всей страны, но в отсутствие улик и свидетельств расследование с самых первых дней зашло в тупик. Тела детей нашли только спустя 11 лет, а смерть списали на несчастный случай. Родители так и не смогли принять эту версию следствия.
Ли Гю-ман позволил себе пофантазировать о возможном исходе этой истории. В своем кино он предлагает идентифицировать убийцу. По сюжету после пропажи мальчиков в городок слетаются журналисты и телевизионщики. Один документалист, Кан Джин-сиён, решает за счет громкой сенсации спасти свою карьеру, но в итоге только морально издевается над убитыми горем родителями. Растоптав в грязь свою репутацию, спустя годы Джин-сиён все еще надеется искупить свою вину. Пока полиция разводит руками, он продолжает верить, что найдет дорогу к дому убийцы.
«Воспоминания об убийстве» / Salinui chueok (2003)
Режиссер: Пон Чжун-хо
В ролях: Сон Кан-хо, Ким Сан-гён, Ким Рве-ха, Сон Джэ-хо
Фильм открывает сцена, в которой мальчик сидит на залитом солнцем рисовом поле и собирает зеленых кузнечиков. Взрослые тревожат его уединение — в трубе неподалеку нашли тело убитой девушки, на место преступления прибывает детектив Пак Ту Ман. Теплые, летние тона сразу затягивает дождем и тучами: маньяк орудует только в дождь — и теперь жительницам поселения придется жить в страхе. Опросив с десяток подозреваемых, Пак Ту Ман так и не увидел ни в одном из них взгляда убийцы. Ему на помощь из столицы прибывает детектив Со Тхэ Юн, но даже он очень быстро впадает в отчаяние.
Несмотря на мрачное содержание, фильм Пон Чжун-хо насыщен живым юмором и иронией. В рамках весьма классического детективного повествования кажется странным, что сыщики у Чжун-хо получились комичными неумехами да печальными неудачниками. Герои мыслят и действуют по-ребячески, а профессионализм сохраняет единственная женщина в полицейском отделе — мисс Квон, но до ее важных замечаний никому нет дела.
Помимо основной истории, в фильме слышен мотив июньской демократической борьбы — массовых протестов 1987 года, приведших страну к политическим реформам и созданию действующего по сей день режима власти. Достаточно было одной сцены, как камера в дождь проносится мимо протестующих, чтобы воссоздать общественно-политический контекст. У Пон Чжун-хо талант к ненавязчивому критическому анализу системы и южнокорейского менталитета, и, несмотря ни на что, ему удается восхититься объектом своей критики и даже найти оправдание глупости своих героев.
«Дверной замок» / Doeorak (2016)
Режиссер: Ли Гвон
В ролях: Кон Хё-джин, Ким Е-вон, Ким Сон-о, Чо Бон-нэ
В квартиру молодой девушки Кён-мин по ночам кто-то приходит. Незнакомец укладывается в ее кровать, обнимает и спит до самого утра. Девушка быстро замечает неладное, но ее жалобам никто не верит — ни охрана здания, ни дежурные полицейские. Как-то раз к ней в гости заглядывает коллега. Под давлением паранойи Кён-мин оставляет гостя одного и в который раз звонит в полицию. Но в ее отсутствие мужчину уже успели убить. Теперь, Кён-мин подозреваемая, а чужак все так же продолжает приглядывать за ней по ночам.
«Дверной замок» давит на болевые точки общества, здесь виктимблейминг доведен до абсурда. Когда Кён-мин звонит в полицию, ее обвиняют в ложном вызове, в желании отомстить своему парню за ссору. Никто не воспринимает ее опасения всерьез, пока дело не заходит слишком далеко. Немудрено, что патриархальный мир кажется ей небезопасным местом. Кён-мин даже приходится делать вид, что она неодинока, поэтому у порога стоит пара мужских ботинок, а в центре комнаты — сушилка с мужским бельем. Понаблюдав за тем, как хрупкая напуганная девушка спасается от маньяка, легко освоишь новую привычку — лишний раз перепроверять замки перед сном.
«Мать» / Madeo (2009)
Режиссер: Пон Чжун-хо
В ролях: Ким Хе-джа, Вон Бин, Чин Гу, Юн Джэ-мун
Говорят, что на бедре есть точка, нажав на которую можно забыть все плохое. Мать 28-летнего Юн Дочжуна не раз пользовалась этой техникой акупунктуры, пока в одиночку воспитывала своего несмышленого сына. Однажды ночью парень выпил и наткнулся по дороге домой на школьницу, наутро ее нашли мертвой. Юн Дочжун тут же угодил в тюрьму. Мать не может смириться с приговором: ее ребенок не мог совершить убийство, его подставили. Женщина решает докопаться до истины, прислушивается к сплетням, платит школьникам за информацию о погибшей и даже отыскивает ее телефон. Но чем дальше заходит ее расследование, тем противоречивее обстоятельства правды, которые обнаруживаем мы, зрители.
Фильм Пон Чжун-хо собрал много наград в родной стране и попал в «Особый взгляд» на 62-м Каннском кинофестивале. В этом кино режиссер обращается к теме материнской разрушающей любви, способной довести ординарную заботу до неоправданной жестокости. Для матери борьба за жизнь сына кажется священной войной, но она никак не может заметить патологию в их отношениях.
«Ускользающий человек» / Yucheitalja (2020)
Режиссер: Юн Джэ-гын
В ролях: Юн Ге-сан, Пак Ён-у, Лим Джи-ён, Пак Чи-хван
Очнувшись возле чужой машины с огнестрельным ранением, Кан И-ян не может вспомнить, кто он и что с ним случилось. По содержимому своих карманов он догадался, где живет, но, придя домой, он не может узнать о себе ничего нового. Тем временем на часах полдень, стены комнаты начали двигаться, трансформируясь в совсем иное пространство. В ту же минуту сознание героя перемещается в чужое тело, а прежнее на его глазах сбивает машина. В поисках себя и своей памяти он натыкается на тайную организацию, а право на жизнь ему приходится отстаивать кулаками.
«Ускользающий человек» вроде и собран из десятков клише американских боевиков, но все же чудом сохраняет зрительское внимание. Все просто: всегда срабатывающая история о противостоянии одного человека силам корпораций. Да, чувствуется, что режиссер многое подсмотрел у Кристофера Нолана и вдохновился «Джоном Уиком», но в линиях и свете огней Сеула вторичность фильма вроде и не особо бросается в глаза. Автор концентрируется на опасностях и образе крупного города, поэтому «Ускользающий человек» может многим удивить любителей южнокорейских детективов.