Гляжусь в тебя, как в зеркало: 6 фильмов о клонировании
«Клон» / Dual (2021)
Жанр: фантастика, драма, триллер
Режиссер: Райли Стернс
В ролях: Карен Гиллан, Аарон Пол, Бела Коале
Когда с виду здоровая и благополучная Сара (Карен Гиллан) начинает кашлять кровью, врачи ставят ей роковой диагноз: заболевание неизлечимо, и Сара умрет в течение года с вероятностью 98% (для сюжета важно, что не 100%!). В недалеком будущем для обреченных пациентов существует полезная опция — всего лишь плюнув в пробирку, можно завести клона на замену и оставить доживать, чтобы близкие не слишком убивались о твоей кончине. За клона придется недешево заплатить медицинской корпорации, но и тут все продумано: можно платить в рассрочку, а после смерти «оригинала» оставшиеся выплаты возьмет на себя клон. Едва появившись на свет, клон Сары демонстрирует такое дружелюбие, что вытесняет девушку из ее жизни: теперь мать Сары и ее партнер предпочитают общаться с двойником, а не с ней. Чтобы совладать с распоясавшимся клоном, Сара нанимает тренера (Аарон Пол), который обучает ее боевым искусствам. Сюжет фильма развивается стремительно, кочуя по разным жанрам. Это черная комедия, тонко высмеивающая цинично-деловое отношение к смерти в той индустрии, которая извлекает из нее прибыль. В то же время это триллер с боевыми сценами: фильм начинается с гладиаторского поединка звезды «Дивергента» Тео Джеймса с собственным клоном. Но главным образом это философская притча, говорящая с нами о том, что такое жизнь, какова ее ценность и какое место в ней занимают близкие. Обычно фильмы этого жанра тянутся медленно и задумчиво, но «Клон» — тот редкий случай, когда в сюжете нет лишних или проходных сцен.
«Не отпускай меня» / Never Let Me Go (2010)
Жанр: фантастика, триллер, драма, мелодрама
Режиссер: Марк Романек
В ролях: Кэри Маллиган, Эндрю Гарфилд, Кира Найтли, Иззи Мейкл-Смолл
В антиутопии по роману современного британского классика Кадзуо Исигуро клонам даже в голову не приходит бунтовать — они на удивление покорные и незлобивые. Трое выросших в интернате молодых людей: Кэти (Кэри Маллиган), Рут (Кира Найтли) и Томми (Эндрю Гарфилд) — уже в сознательном возрасте узнают от сердобольной учительницы, что они клоны и их судьба незавидна: им суждено стать донорами органов. Но, по слухам, тем, кто состоит в отношениях и может доказать, что это не случайная интрижка, а настоящая любовь, предоставят отсрочку. Для этого якобы предназначена Галерея, где изучают искусство, созданное клонами. Но для начала трем высокоразвитым трепетным клонам, завязшим в любовном треугольнике, предстоит самим разобраться, кто кого на самом деле любит. В этой экранизации нет никакого футуристического антуража — речь идет не о технической стороне удивительных методов клонирования, а об их этичности. Поэтому клонов жалко до слез, и фильм выглядит не как типичная научная фантастика, а как меланхоличная притча о любви людей, которые знают, что они обречены.
«Мы» / Us (2019)
Жанр: ужасы, триллер, детектив, комедия
Режиссер: Джордан Пил
В ролях: Лупита Нионго, Уинстон Дьюк, Элизабет Мосс, Тим Хайдекер
Еще в детстве Аделаида (Лупита Нионго), отбившись от родителей на ярмарке аттракционов, забрела в шатер с зеркалами и обнаружила там своего двойника. Тогда тревожное поведение девочки списали на сильный испуг. И вот спустя годы, когда Адди сама обзавелась семьей и двумя детьми, тема клонов всплывает в ее жизни снова, на сей раз в виде кошмара. На порог летнего дома, который семья Аделаиды сняла для отдыха, заявляется четверка двойников, которые внешне очень похожи на нее и ее семью. Только выглядят они зловещими и страшными и хотят убить «оригиналов». Бывший комик, а ныне преуспевающий режиссер хорроров Джордан Пил упаковывает социальную сатиру в форму слэшера — в фильме масса искусно срежиссированных погонь и резни. Но за жанровыми приемами скрывается сатира на средний класс, который в своем благополучии не замечает социального неравенства — таких же людей, которые прозябают в нищете и страданиях.
«Через тернии к звездам» (1980)
Жанр: фантастика
Режиссер: Ричард Викторов, Николай Викторов
В ролях: Елена Метелкина, Вадим Ледогоров, Улдис Лиелдидж
Патрульный звездолет обнаруживает в космосе пустой космический корабль с одной выжившей, потерявшей память. Это инопланетянка Нийя (Елена Метелкина) — клон, в мозгу которого ученые обнаруживают центр управления. В остальном Нийя ничем не отличается от землян. Когда на Землю прибывают посланцы планеты Десса, загрязненной токсичными отходами, с просьбой помочь спасти их планету, Нийя тайком пробирается на спасательный ассенизационный корабль. Прибыв на Дессу, земляне обнаруживают, что на гибели планеты наживается злодей — карлик Туранчокс, который продает согражданам противогазы и буквально торгует воздухом. Он пытается управлять Нийей, но усилием воли клонированная девушка блокирует центр управления — человек в ней побеждает клона. Цензура запретила авторам фильма поместить на экран назидательный титр о том, что виды зараженной Дессы, где посреди выжженной местности дымят смрадные трубы и нечем дышать, сняты на нашей Земле. Но по нынешним временам эта мрачная антиутопия выглядит еще тревожнее.
«Множество» / Multiplicity (1996)
Жанр: фантастика, мелодрама, комедия
Режиссер: Гарольд Рэмис
В ролях: Майкл Китон, Энди Макдауэлл, Зэк Дуэйм, Кэти Шлоссберг
Автор «Дня сурка» и участник команды «Охотников за привидениями» Гарольд Рэмис подошел к теме клонирования с огоньком. Его герой Даг (Майкл Китон) — прораб на стройке, который разрывается между работой, где все вечно идет не так, и семьей. Красавица-жена (Энди Макдауэлл) хочет пойти работать ради самореализации — но кто тогда присмотрит за двумя непоседливыми детьми? Случайно Даг находит выход: ему создают клона, которого он отправляет вместо себя решать вопросы на стройке, пока сам кайфует дома. Однако скоро выясняется, что одного клона мало и что уже имеющиеся клоны тоже хотят себе помощника. Только клон, произведенный из клеток другого клона, выходит некачественным и придурковатым. Если обычно фильмы о клонировании сделаны с серьезной миной и задают философские вопросы о человечности, то Рэмис выжимает из этой темы массу гэгов — двойники немедленно начинают сталкиваться на людях и творить черт знает что. Особенно удались в фильме шутки с эротическим подтекстом: Даг настрого запрещает копиям спать с его женой, но все, как обычно, идет не по плану.
«Луна 2112» / Moon (2009)
Жанр: фантастика, драма
Режиссер: Дункан Джонс
В ролях: Сэм Рокуэлл, Кевин Спейси, Доминик МакЭллигот, Рози Шоу
Астронавт Сэм Белл (Сэм Рокуэлл) последние недели работает на лунной шахте по добыче гелия — скоро истечет его трехгодичный контракт и он вернется на Землю. Он предвкушает встречу с женой и маленькой дочкой, пересматривает ее видеосообщения (прямой связи с Землей на станции нет) и беседует о жизни с роботом Герти (озвучен Кевином Спейси). Но, отправившись на поверхность Луны на луноходе, Сэм попадает в аварию. Очнувшись в изоляторе под присмотром Герти, он решает проверить, что осталось от лунохода, и обнаруживает внутри своего полуживого двойника. Дебютный фильм сына Дэвида Боуи, спродюсированный женой Стинга, вышел тревожным и поэтичным во многом благодаря завораживающему электронному саундтреку британского музыканта Клинта Мэнселла. Это история о том, как сложно порой бывает поладить с самим собой — особенно в моменты космического одиночества, когда прежняя жизнь представляется галлюцинацией, а реальность кажется сплошным обманом.