Вы хотите об этом посмотреть? Кино как способ психотерапии
Вы хотите
об этом посмотреть?
Кино как способ психотерапии
«Всё, всё, прошли эти времена,
Теперь только ощущать нужно!
Не понимать, а ощущать...
...
Ты же ничего не понимаешь,
Ну так ощущай. Это нормально,
Если ты ничего не понимаешь, — ощущать».
— «Ощущать», 2009
режиссер: Иван Вырыпаев
Ощуще́ние, чу́вственный о́пыт— психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом.
В марте Россия осталась без мировых кинопремьер, а кинотеатры — казалось — без зрителей. Как бы не так: кино, даже то, которое вы смотрели десять раз, — одна из главных форм эскапизма, особенно спасающая в новой реальности. Поэтому в кинотеатры ходят (пусть не так часто, как раньше), смотрят «Брата», «Малхолланд Драйв» и экспериментальную драму «Волк» о людях с видовой дисфорией. Вместе с кинотеатром «Москва» мы решили разобраться, почему кино — прекрасный психолог и к нему обращаются в темные времена.
Приготовьтесь
не просто смотреть, но и чувствовать
К ино использует универсальный язык образов, символов, вовлекающих зрителя в когнитивное и эмоциональное взаимодействие. Но чтобы магия кино случилась, важно не только смотреть его, но и чувствовать, окунуться полностью в процесс. Если во время кинопросмотра направить внимание на реакции своего организма, можно увидеть на экране себя — такое зеркальное отражение позволит освободить импульсы, столкнуться с собой лицом к лицу и, возможно, ответить на важные, глубинные вопросы.
Олег Клепиков, психолог:
Как и любой продукт символической культуры, кинематограф своим успехом обязан страху. Фильмы позволяют пережить в психическом процессе то, что мы боимся реализовать в реальной жизни. Они становятся источниками нового опыта, позволяют испытать катарсис, объективировать нашу тревогу и оправдать наши позитивные или негативные ожидания.
Садитесь в кресло
В кресле чаще всего оказывается повзрослевший ребенок, который в какой-то части своей жизни замедлился, не в силах справиться с трудностями, не прошел следующую стадию естественного развития или не освоил необходимый репертуар навыков и ролей. А дети гораздо более чувствительны, чем настоящие взрослые, поэтому многие берут в кино друзей и еду, что можно расценить как способ справиться с тревогой, которая может охватить зрителя по мере продвижения по сценарию. Сам фильм для таких зрителей — своеобразный суррогат фигуры матери, которая на ранних этапах развития личности объясняет ребенку, что с ним происходит и как выйти из сложившейся ситуации.
Е сли фильм «угадывает» наши переживания и эмоциональное состояние, значит произошло психологическое подключение, такой фильм способен поддержать нас и помочь нам. Эта реакция происходит на уровне бессознательного.
Переживайте
По словам психолога Нины Мазуровой, при просмотре интересного фильма активизируется нейронная сеть — мозг принимает события на экране за чистую монету, переживает все происходящее вместе с героем или нагружает героя вдобавок собственными проблемами. В обоих случаях человек переживает эмоции более отстраненно, как бы перекладывая часть ответственности на фильм.
Инна Зайцева, психолог:
«Пусковым механизмом» эмоций в момент кинопросмотра служат зеркальные нейроны. Если герой вызывает у нас симпатию, то мозг обрабатывает сыгранную им драку как реальную, а его ранение — как собственное. Мы плачем не из-за крушения «Титаника» или смерти хозяина Хатико, а наконец-то из-за собственных проблем, которые заглушили, не прожили до конца.
Не стесняйтесь эмоций
Кино воздействует на зрителя на нескольких уровнях: через сопоставление себя с персонажем, перенос сюжета на ситуацию в реальной жизни и через отвлеченное наблюдение со стороны. Первые два уровня отвечают за всплеск эмоций и за наиболее точное «подключение».
Татьяна Салахиева-Талал, психолог:
Кино, в отличие от других видов искусства, воздействует на зрителя со всех сторон: использует язык, изображение, звук и даже тактильные ощущения — запахи и движения. Зритель тем временем оказывается в пассивной позиции, притупляются воля и контроль. На первый план выходят восприятие и непроизвольное внимание, которое возникает независимо от человека при условии, если фильм действительно увлекательный.
Как следствие, повышаются чувствительность, сентиментальность, эмоциональный отклик, пробуждаются подавленные чувства, внутренние конфликты, бессознательные желания — все, что нам недоступно в обычной жизни.
Люди не позволяют себе проявлять эмоции по разным причинам: кому-то вбили в голову в детстве, что стыдно показывать слабость, кто-то ищет общественного одобрения и считает, что «нытиков» не любят, а кто-то просто интроверт и переживает боль наедине с собой. Как следствие, эмоции обрастают панцирем, психика начинает беречься и включает защитные механизмы. Фильмы помогают безопасно вскрыть этот панцирь: все происходящее на экране нереально, а значит, переживать об этом безопасно. К тому же, как мы писали выше, наблюдение за героями помогает нам чуть лучше понять себя, пересмотреть собственные действия и решения, а иногда и избавиться от сомнений.
Марк Эйдельштейн, актер:
О терапевтических свойствах кино мне рассказывали еще на уроках обществознания. Хороший фильм для меня сродни гештальт-терапии: ты отключаешься, переносишься в другой мир и прорабатываешь свои травмы.
Максим Першин, акционер кинотеатра «Москва», подтверждает, что искусство способно исцелять и даже менять человека. «Не будет преувеличением назвать поход в кино своего рода терапевтическим сеансом, способным изменить эмоциональное состояние зрителя», — комментирует он.
Лиза Шакира, актриса:
Кино помогает отрефлексировать собственную жизнь. Увидеть, как кто-то другой проживает похожие сценарии. У меня была ситуация, когда я долго не могла расстаться с молодым человеком, это казалось невозможным. И вот включила какой-то легкий, проходной сериал, в котором главная героиня бросает возлюбленного: ей, как и мне, было непросто, она решалась аж две серии. Я задумалась: чем я хуже и чем я в своей жизни отличаюсь от героини? В итоге рассталась с молодым человеком.
Вспомните традиции
С первого в истории публичного кинопоказа прошло 127 лет, и, пожалуй, именно коллективное смотрение определило судьбу кинематографа. Поход в кино был событием особенным, трепетным, зритель ждал встречи с героями. Билеты разлетались за долго до премьеры, а очереди к кассам тянулись до недавнего времени, пока кинотеатры не перешли в онлайн. Впрочем, отсутствие очередей не равно снижению спроса: мы все
и поделиться своим мнением.
Фильмов становится все больше, найти к ним доступ все проще. Многие фестивальные картины выходят сразу на онлайн-платформах, не дожидаясь зрителя в кинозале, стриминги удерживают нас дома, но зритель все-таки идет в кино.
Выйдите из дома
П оход в кино — не только выход в свет, здесь снова появляется психологическая составляющая. Просмотр в большом и нуарном кинозале — не сравнимый ни с чем опыт, позволяющий зрителю отвлечься от внешних шумов (хотя бы на время сеанса не отвлекаться на мобильные уведомления и разговоры) и в полной мере стать наблюдателем-свидетелем происходящего на экране, герой на котором сделает за нас все: и планету спасет (как мы сами планировали, но пока руки не доходили), и переродится (было бы неплохо попробовать), и избавится от будничных проблем (а мы всё машем рукой). Выйти из кинозала можно отдохнувшими, обновленными и готовыми покорить мир.
Марк Эйдельштейн, актер:
С кинозалами как: либо ты ощущаешь волшебную общность с соседями по рядам и кино в вас настолько попадает, что вы аплодируете на титрах (кстати, так случилось на «Казни» Ладо Кватании), либо погружаешься в романтическую атмосферу (например, если приходишь на фильм с любимым человеком в пустой зал).
В кинотеатре нас ничего не отвлекает от просмотра — мы погружаемся в неглубокий транс и вместе с тем чувствуем сопричастность, переживаем совместный опыт с другими зрителями. Как ни крути, люди — существа социальные, и любое массовое событие удовлетворяет потребность взаимодействовать с окружающими. Хотя бы на гормональном уровне: выделяется окситоцин, вызывающий чувство привязанности и защищенности. Бояться вместе — проще; смеяться с кем-то рядом — веселее; даже разрыдаться в темноте не так стыдно, если рядом кто-то уже открыл сумочку в поисках носового платка.
Лиза Шакира, актриса:
Просмотр фильма в кино — важный ритуал. Осознанное решение: я трачу несколько часов своей жизни, погружаюсь в картину с головой. При этом невольно прислушиваюсь к реакции окружающих — мы превращаемся в единый зрительский организм. Мы не один на один со своими эмоциями и впечатлениями, а будто на таинстве.
О магии коллективного просмотра не понаслышке знают в «Москве» — не просто кинотеатре, а киновселенной в двух шагах от Кремля с 17 суперудобными кинозалами (чего стоят одни только кресла-реклайнеры, как в бизнес-классе самолета, кожаные диваны, изогнутые экраны с перфорацией и даже персональный консьерж).
Удивитесь
Здесь предлагают полную палитру впечатлений: хотите — отметьтесь на светской премьере, хотите — загляните на спецпоказ российского и зарубежного кино, пересмотрите любимую классику или вовсе закажите фильм на свой вкус и совместите просмотр с ужином (в кинотеатре есть рестораны японской и средиземноморской кухни). Если и этого мало, выкрутить эмоциональный тумблер помогут фильмы в формате HFR (48 кадров), смотреть которые нужно в 3D-очках, контролирующих и достраивающих изображение.
И даже это еще не все новшества «Москвы»: кинотеатр запустил в продажу NFT-экспонаты (например, постеры с автографами кинозвезд). Ставить поп-культурные тренды на кинорельсы — задача со звездочкой, но тут ее решают на раз-два.
Определитесь
Выбор фильма — всегда челлендж. Пойти с семьей на детский мультфильм, устроить киносеанс в компании друзей или в одиночку пойти на закрытый показ классики — как чувствуется, как позволяют обстоятельства, так и нужно выбирать. С психологической точки зрения хороший фильм оставляет зрителя наедине с собой, обнажает умалчиваемое и дает инструменты для работы над собой. Конечно, мы сейчас стеснены в выборе и остались с отечественным кинематографом практически один на один. К слову, он берет курс на производство легкого контента, в жанрах комедии и мелодрамы. Чем выше уровень тревоги, тем сложнее погружаться в «серьезное» кино. К тому же облегченный развлекательный контент значительно дешевле в производстве.
Екатерина Гуськова, психолог:
Все, что мы испытываем «в голове», отражается и в теле. Естественно, если мы будем смотреть духоподъемные фильмы, вызывающие чувства надежды, любви, благодарности, — наполнимся этой энергией и почувствуем себя лучше. И наоборот: потребляя только мрачный контент, мы культивируем в себе чувство безнадежности, отсутствия смысла, что приводит к апатии, невротизации и астении.
1.
Психолог Таисия Затеева предлагает при выборе фильма ответить на вопрос «Чего я хочу сейчас?» и отталкиваться от следующих вариантов:
• отвлечься от болезненной реальности;
• разрешить себе прикоснуться к ужасу и вместе с героями превозмочь страх;
• получить инструменты, инструкции от супергероев;
• снова и снова пересматривать любимое кино, возрождая в памяти себя прежнего;
• окунуться в детство и представить, что все хорошо и добро победит.
Представьте,
что режиссеры
и психотерапевты — одна сатана
Естественно, у каждого психолога, уважающего кинотерапию, есть свои списки фильмов под конкретную травму.
Ирина Лагунова, психолог:
Обсуждение фильмов с клиентами имеет хороший просветительский, а иногда и исцеляющий эффект. Часто нездоровые паттерны поведения героев фильма напоминают моим клиентам поведение их родителей или партнеров — и они только тогда перестают с этим мириться. Дальше уже можно выстраивать границы, увеличивать дистанцию или искать другие варианты защиты себя от вредного и иногда опасного взаимодействия.
С другой стороны, далеко не все фильмы — лекарство. Некоторые вполне могут нанести информационную травму, особенно если зритель слишком восприимчив и изранен.
В последнем случае психотерапия должна идти вперед кинотерапии, но если вы чувствуете в себе силы и хотите проработать проблемы и травмы самостоятельно — замените хотя бы один сеанс у специалиста походом в кино. Не пожалеете.
Вот несколько душеспасительных подсказок.
Репертуар на июнь в кинотеатре «Москва»
Специальное предложение
Для читателей pravilamag.ru действуют специальные условия на приобретение клубной карты в кинотеатре «Москва»: обязательный депозит 25 000 руб.50 000 руб. Предложение действует до 1 августа. Назовите кодовое слово PRAVILAMAG на кассе кинотеатра. Подробнее о клубной карте.
Команда проекта
Фотограф:
Яна Давыдова
Автор:
Алина Герман
Редактор:
Оля Степанян
Герои проекта:
Саша и Идрис
Дизайн проекта:
Анастасия Бекасова
Менеджер проекта:
Дара Жуковская