Изящное погружение: 9 простых правил, чтобы лучше понимать искусство
9 простых правил, чтобы лучше понимать искусство
21 мая пройдет традиционная акция Ночь музеев — отличный повод окунуться в искусство и чуть обстоятельнее в нем разобраться. Как это сделать и получить от Ночи музеев максимум, рассказываем вместе с Tele2.
1
Сходить в музей несколько раз, один
из них — с ребенком
Попробуйте сначала быстро обойти выставку и понять общую стратегию творчества художника, от чего и к чему он пришел — или логику куратора: с каких идей и работ начинается проект и как он развивается. Затем — рассмотреть выставку более тщательно — в тот же заход или в следующий. Искусствовед Галина Ельшевская советует во второй раз остановиться на том, что зацепило в первый: это расширит контекст выставки и поможет погрузиться в историю произведения. «Вот, скажем, ребенок или взрослый оценил в ГМИИ "Благовещение" Боттичелли. Покажите ему других итальянцев, вокруг Боттичелли, расскажите про сюжет и покажите, как видели этот сюжет художники других эпох, — так и развивается насмотренность».
Отдельное удовольствие — сходить на выставку с ребенком. Например, дети понимают абстракцию, может быть, даже лучше, чем взрослые. А еще у ребенка стоит поучиться честности: он точно сможет сказать, что нравится и почему. И скорее всего, стоять в очереди в музей он точно не захочет. Если вы абонент Tele2, то 21 мая можете смело брать ребенка и идти в музей — для своих клиентов оператор предоставляет приоритетный вход.
Так, можно без очереди попасть на грандиозную выставку «Искусство Древнего Египта» в Пушкинском, экспозицию «Генрих Семирадский. По примеру богов» в Новой Третьяковке, насытиться авангардом в Музее русского импрессионизма, удивить ребенка выставкой «Диалоги о животных. В мире запахов» в Дарвиновском музее или приблизиться к звездам в Музее космонавтики посредством «Космоса В. Джанибекова».
2
Послушать музыку во время обхода экспозиции. Потом посмотреть ее в тишине
и подумать, с какими треками ассоциируются работы
Идеи музыки и искусства одного периода переплетаются: музыканты-авангардисты сделают объемным и восприятие авангардистов-художников. Кроме того, часто сами художники творили под влиянием определенной музыки: композитор Джон Кейдж, например, вдохновлял Герхарда Рихтера. Отдельное приключение — подбирать собственный саундтрек с неожиданными сочетаниями времени искусства и музыкального стиля: помните, как это было в «Марии-Антуанетте» Софии Копполы?
3
Смотреть не только
на картину, но и вокруг
Ключ к пониманию картин абстракционистов часто скрывается в названии: за формальным «Без названия» стоит отказ художника от хоть какого-нибудь сюжета. Если в название вынесена форма и цвет (условно «Черный квадрат») — значит, он хотел, чтобы именно на эти особенности работы, материалы или характеристики зритель и обращал внимание. Помните, как называлась знаменитая акула Дэмиена Херста в формалине? «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». И это название сразу придает работе особое значение: смерть якобы невозможна, но тем временем мы наблюдаем мертвую акулу — получается эдакий смысловой уроборос.
Любую художественную работу не стоит смотреть в отрыве от пространства. Это как если бы вы на балете следили только за фрагментом костюма одного из танцоров. Постарайтесь сделать шаг назад и увидеть все предметы в зале, словно кордебалет на сцене. Как они расположены друг относительно друга? Как на них падает свет? Кто оказался в тени, а кто более ярко освещен? Например, куратор Виктор Мизиано — мастер неожиданных рифм — смешал на выставке «Удел человеческий» несочетаемые, казалось бы, медиа: и вышивку, и левитирующие бревна, и медиаарт, которые собрались в единую картину за счет близости друг к другу. Подумайте, почему работы выставлены именно в такой последовательности? Какую историю они рассказывают? Какие новые смыслы порождает их соседство?
4
Уделить
внимание рамам
Недооцененный, но очень важный элемент выставок — картинные рамы. Они влияют на восприятие и усиливают впечатление от картины. Галина Ельшевская рассказывает, что в XV-XVI веках рамщиков почитали не меньше, чем художников. «В это время появился образ "картины в раме" — эдакого окна в мир, нового образа мира, видимого, а не умозрительного, открытого человеку, рассчитанного на его зрение и тактильные реакции». Обратите внимание, как рамы менялись в зависимости от эпох, буквально соперничая с живописью (скажем, в эпоху рококо и отчасти барокко).
5
Обратить внимание
на материал, из которого сделана работа
Скорее всего, это будет написано в экспликации: Бэкон использовал скребок, Рихтер работал огромными малярными валиками. Многие художники прошлого века включали в свои произведения случайные объекты. Разобраться с техникой полезно, чтобы представить, как именно художник создавал свое произведение. Классические скульпторы, например, работали с бронзой и мрамором, а вот для искусства прошлого века показательны нетрадиционные материалы: деревянные брусья, оргстекло, промышленные отходы. Выбор материала часто становился визитной карточкой: Дэн Флавин, например, выполнял объекты исключительно из неона.
6
посетить
музейное кафе
Если раньше музей считался исключительно храмом искусства, то есть чем-то сакральным, то сейчас стал еще и площадкой для диалога, местом, где зритель учится, общается, спорит, высказывает свою точку зрения. Открытые пространства в холле со столиком для пинг-понга, магазин и, конечно, кафе стали обязательными музейными локациями. И к лучшему: в кафе выставка продолжается — это отличное место для того, чтобы переварить и обдумать увиденное либо наедине с собой, либо с приятным собеседником.
Впрочем, для размышлений об изящном подходит не только кафе: неподалеку от Музея космонавтики, Музея русского импрессионизма, Дарвиновского музея и Исторического, участвующих в событии, Tele2 расставит фудтраки с кофе. Чем не повод обсудить выставку в ожидании согревающего напитка?
7
ПООБЩАТЬСЯ
С МУЗЕЙНЫМИ СОТРУДНИКАМИ
Школьные экскурсии вселили во многих страх перед музейными сотрудниками, которых раздражает шум и излишняя активность в залах. На деле же эти сотрудники могут открыть для вас привычные вещи с неожиданной стороны. Они слушают проходящих экскурсоводов, подолгу размышляют о том, как устроена выставка, и могут поделиться собственным мнением — как минимум о том, что вы пропустили в конкретном зале.
Экскурсоводов тоже не стоит игнорировать. Особенно таких, которых пригласила Tele2. По выставке вдохновлявшегося античностью художника XIX века Генриха Семирадского в Новой Третьяковке («По примеру богов») вас проведет Дмитрий Дюжев, выставку «Россия. Дорогами цивилизаций» в Историческом музее покажет Евгений Дятлов, а в Музее русского импрессионизма на выставке «Авангард. На телеге в ХХI век» (реконструкция масштабной выставки авангардного искусства столетней давности) компанию вам составит Константин Крюков. Регистрация на экскурсии со звездами откроется 18 мая.
Также в Ночь музеев можно будет посетить специальные экскурсии не только по художественным музеям: по Театру на Бронной, гостинице «Балчуг» и Музею ФК «Спартак-Москва». Вести последнюю будет Ринат Дасаев, легендарный футбольный вратарь.
8
Основательно подготовиться либо, напротив, не готовиться совсем
Выставку здорово смотреть в двух состояниях: когда вы знаете все или не знаете ничего. Главное — понимать, что вы получите в каждом случае. В последнем — скорее разговор с самим собой, чем с художником: внимательно отнеситесь к своим чувствам и реакциям на произведение. Некоторые произведения намеренно создают чувство беспокойства, другие, напротив, призваны успокаивать. В современном искусстве роль зрителя если не сопоставима с ролью художника, то крайне важна, поэтому отнеситесь к своим реакциям как к камертону.
Вклад зрителя в восприятие произведения если не равноценен авторскому, то как минимум очень важен. Размышлять над тем, почему то или иное изображение (или объект) вас шокирует или раздражает, кажется слишком сложным или слишком простым, может быть вполне интересно. Без подготовки вы увидите крупный план выставки, а если хорошенько подготовитесь — удивитесь деталям.
9
Изучить биографию художника. Это действительно важно
Понять художников прошлого не так-то сложно — достаточно жонглировать основными терминами. Возрождение? Смотрим на свет. Минимализм? На материал. Импрессионизм? На цветовые пятна.
Сейчас все гораздо сложнее: в XXI веке нет грандиозных течений, карьера каждого художника сугубо индивидуальна. Кроме того, имя и бэкграунд творца, как утверждают циничные эксперты, могут оказаться важнее произведения. Важно понимать, что он за человек, какой у него темперамент, кого он считает своими учителями и как он меняет (если действительно меняет) мир искусства. Многие действительно важные художники оставляли после себя манифесты и тексты, в которых декодировали свою деятельность. Такой подстрочник незаменим на выставке: никто не знает художника лучше его самого.
Проверить действенность всех или некоторых правил удастся как раз на Ночи музеев. Если вы возьмете на вооружение хотя бы один совет — будьте уверены, сможете «читать» искусство.