Выстраданный блокбастер: почему «Веном» и получился, и нет
Из космоса на Землю возвращается корабль с ценными пассажирами — инопланетянами, способными вступать в симбиоз с другими живыми организмами. Срисованному с Илона Маска хозяину корпорации Life Foundtation (еще не научившийся сачковать в блокбастерах Риз Ахмед) отчего-то кажется, что вывести новый биологический вид — хорошая идея. После жесткой посадки один из инопланетян отправляется в свободное плавание по миру, пародируя сцены из «Терминатора» и «Людей в черном». А остальных все-таки доставляют в штаб-квартиру компании в Сан-Франциско, где с симбионтами волей случая тесно знакомится дотошный журналист Эдди Брок (Том Харди, которому нужно на что-то снимать продолжение сериала Табу). Став носителем для монстра, Эдди начинает чудить: ест из мусорного ведра, ныряет в ресторане в аквариум к лобстерам, окончательно портит отношения с подружкой-юристом (Мишель Уильямс, скучающая здесь так же, как Кирстен Данст скучала в «Человеке-пауке») и порывается спасти мир.
В «Веноме» есть камео Стэна Ли, две сцены после титров и обнадеживающее упоминание компании Marvel Entertainment в числе со-продюсеров, но чуда, равного прошлогоднему «Человеку-пауку», не случилось — как, впрочем, и полного провала.
По меркам современных комиксов этот фильм отчаянно старомодный. Героиня в нем нужна лишь для того, чтобы у героя была полноценная жизнь (и повод для пары неуклюжих комедийных ситуаций). Мишель Уильямс не пытается сопротивляться сценарию и играет ровно то, чего от нее просят — симпатичную подружку, которой можно гордиться и которую Эдди Броку явно не составит труда вернуть назад во второй части.
Главного злодея тоже сочиняли вовсе не для того, чтобы погрузить зрителя в глубокие думы о будущем человечества или хотя бы трагической цене успеха. Пока реальный Илон Маск переживает одну интернет-драму за другой, а ученые всерьез думают, не воскресить ли выносливых и трудолюбивых неандертальцев, перед которыми мы в некотором роде в долгу, персонаж Риза Ахмеда сообщает аудитории ровно одну мысль. Если ты неприятный, но очень умный, то не отчаивайся: со временем ты станешь очень большим боссом и сможешь всем отомстить. С другой стороны, нельзя сказать, что и в параллельных вселенных Marvel и DC мы имеем дело с действительно содержательными антагонистами — магия комиксов все же не в этом.
Тогда в чем? Возможно, в том же, в чем и волшебство мультфильмов Disney. В способности не только отвлечь от реальности, но и, напротив, весело и быстро разложить по полочкам любую жизненную ситуацию. То есть оказать помощь, которую зрители помладше принимают интуитивно, а зрители постарше еще должны переварить, но делают это без особых усилий. Грядущий мультфильм «Ральф 2» — не только детская сказка, но и внезапно актуальная история о том, как выйти на пенсию в мире, где резко изменились правила игры. Недавний «Человек-муравей 2» — хулиганский комикс-фильтр поверх «Возвращения блудного сына»: большая и мудрая притча о воссоединении и прощении. До чего-то такого можно докопаться в каждом проекте Disney, что-то такое хорошо получилось у Fox в случаях с «Логаном» и «Дедпулом», и к чему-то такому после прошлогоднего «Человека-паука», как казалось, начала стремиться и компания Sony. Вероятно, большого актера Тома Харди — который уже устраивал невероятные маскарады в «Бронсоне», «Начале» и «Легенде» — заманили именно обещанием, что у его героя будет продуктивный внутренний конфликт. Харди согласился — и оказался в кинокомиксе, который словно бы десять лет пролежал в криогенной камере. Наверное, если бы в «Веноме» и было долгожданное камео Человека-паука, то им оказался бы не Том Холланд, а Тоби Магуайр.
Другими словами, этот выстраданный блокбастер — гость из прошлого, в котором комиксы были гораздо глупее, но и завышенной самооценкой, к счастью, не страдали. И это простодушие очень быстро превращается в достоинство фильма. Тому Харди не привыкать играть в обаятельной ерунде, будь то нежная, но бойкая комедия «Значит война» или дубовая, но уютная драма «Общак». В каждом из этих фильмов его напористая харизма в конечном счете одолевала неподатливые сценарии и режиссуру. «Веном», снятый нерешительным хорошистом Рубеном Флейшером (автором вольного «Зомбиленда» и бутафорского «Города гангстеров»), — не исключение: благодаря ведущему актеру его хочется не только смотреть, но и осторожно рекомендовать друзьям.
Да, в сюжете нет конфликта, который бы заставил зрителя переживать, — зато Харди дает вволю подурачиться своим голосам в голове. Этот актер так часто играл людей в масках, что неизбежным образом дожил и до того, чтобы сыграть самого «Маску» — героя, требующего мимических талантов Джима Керри. И вдруг выяснилось, что у Харди все эти таланты есть. Что он — в отличие от тех же Риза Ахмеда и Мишель Уильямс — не переваривается в брюхе у блокбастеров, а вспарывает его изнутри и остается самим собой: симпатичным плутом. Как и персонажу-симбионту в теле Эдди Брока, этому актеру одинаково уютно и интересно и в фильмах, претендующих на «Оскары», и в комиксах-неандертальцах. В «Веноме» очень много смешных сцен, и многие из них получились комичными явно вопреки воле авторов, но благодаря энергетике актера. Сам Харди говорит, что шуток могло бы быть на 30-40 минут больше. Если монтажная версия с ними когда-нибудь появится в свободном доступе, то у культовой «Комнаты» Томми Вайсо появится серьезный соперник.
Да, в сюжете много наивного — взять хотя бы трудовые будни Эдди Брока, — но зато эта наивность напоминает зрителю о массовых фильмах его детства или юности; кому как повезет. Если бы действие «Венома» вдруг завершалось под Рождество, то это кино вообще ненарком зацепилось бы за вечность и крутилось бы на телеканалах каждый год вместе с «Семьянином» и святочным эпизодом мультсериала «Назад в будущее» (а такой есть, рекомендуем).
В сюжете, наконец, не так много экшена — зато фильм кажется настолько легким, что до красочной финальной сцены зритель добирается, даже не устав, а на выходе из кинотеатра не чувствует, что потерял целый день.
В общем, вполне симпатичное кино — но только для тех, кто любит Тома Харди. Или даже не самого Тома Харди, а гифки с ним — в рождественских джемперах, с взъерошенными волосами, в обнимку с щенками, с рождественской книгой в руках и с непременной улыбкой на лице. «Веном» — как раз гифка, только длиной в сто минут. Зрелище для ценителей; остальным лучше действовать осторожно.