Фестиваль экспериментального кино: зачем это смотреть?
26 сентября стартует Московский международный фестиваль экспериментального кино (MIEFF). Программа в этом году настолько насыщенная, что за пять дней фестиваля — с 26 по 30 сентября — можно будет ознакомиться едва ли не с самыми передовыми направлениями в развитии кино и видео. Рассказываем, зачем вам идти, даже если вы не уверены, что готовы.
КТО ЭТО ПРИДУМАЛ?
В общем кадре в темном кинозале сидят шесть молодых ребят, одетых в бело-серое и больше похожих на пришельцев. Их словно сняли на старенькую VHS-камеру: изображение зернится, бликует, ничего, кроме силуэтов, не разобрать. Эта маленькая команда фестиваля экспериментального кино сама хочет постоянно экспериментировать. Для них главное — быть ни на кого не похожими. Но совсем другое дело — из непохожих ни на что кино- и видеоработ составить программу, которая по своей полноте и насыщенности способна конкурировать с европейскими платформами типа Берлинале или Роттердамского кинофестиваля.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Экспериментальное кино — это не просто скрипящая дверь или куст, что колышется на ветру на протяжении всего экранного времени, как у какого-нибудь Тарковского. С экспериментального кино часто начинаются целые направления в киноискусстве. Яркий пример — новая волна французского кинематографа в 1960-х. По сути, это попытка определить тенденции к революции (или хотя бы эволюции) киноязыка. «Есть такое трудно переводимое английское словосочетание cutting edge, — говорит создатель и генеральный директор фестиваля Владимир Надеин. — Это что-то, что разрезает сознание, что-то передовое и продвинутое в попытке найти новый язык». Володя и сам пытался: окончил школу-студию МХАТ, экспериментировал с формой в театре, потом поступил на Высшие режиссерские курсы к Хотиненко. Однажды там задали создать стандартный этюд — в трех кадрах актер должен был выполнить одно действие. Володя позвонил другу и попросил его сесть перед камерой в маленькой комнатке на восемь с половиной квадратных метров. Друг смог просидеть три часа. Из материала Володя смонтировал 70-минутный фильм о том, что проявляется в человеке, если рядом с ним работает видеокамера, но не смог найти площадки, где этот фильм можно было бы показать. Съездил в Лондон и Лос-Анджелес, узнал важные имена в такого рода кино. И в 2016 году вместе с подругой Екатериной Шитовой впервые провел Московский международный фестиваль экспериментального кино, включающий в себя конкурсную программу, специальные показы, лекции и встречи с режиссерами и видеохудожниками.
Владимир Надеин, создатель фестиваля MIEFF:
«Экспериментальное кино — это далеко не нишевая культура, им занимается большинство людей, так или иначе причастных к киноискусству, начиная со студенческой скамьи. И Дзига Вертов, и Энди Уорхол брались за эксперименты в кино. Это не отдельный жанр. Я бы сказал, что это такой современный киноязык, к которому не применимы привычные критерии. Но это не значит, что любая съемка может называться экспериментальным кино. В первый год мы получили три с половиной тысячи заявок, запустив сайт в интернете. У меня ушло почти два месяца, чтобы отсмотреть весь присланный материал. И я могу сказать, что на этапе отбора программы было много плохого. Наша задача остается прежней — выбрать исключительные вещи».
Алиса Прудникова, член жюри конкурсной программы MIEFF-2018, искусствовед, куратор ГЦСИ:
«Экспериментальное кино почти не использует доказавшие свою эффективность приемы взаимодействия со зрителем, оно стремится взаимодействовать с ним как-то по-другому. Нередко результат эксперимента оказывается отрицательным: фильм "не работает". Но иногда новый язык вдруг складывается и, в силу своей "незатертости", звучит гораздо мощнее, чем хочет прозвучать фильм, идущий по заведомо известным тропам.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ ПОДГОТОВИТЬ СЕБЯ К ЭКПСЕРИМЕНТАЛЬНОМУ КИНО? ВЫБОР ESQUIRE И MIEFF.
Главное — ничего не ждать от произведения. В экспериментальном кино нет привычных сюжетов и приемов, и авторский взгляд режиссера важнее остального. Но это не обязательно авангардные или труднодоступные кинокартины. Вместе с оргкомитетом фестиваля мы составили список полнометражных фильмов и короткометражек, которые дадут представления об экспериментальном кино любому неискушенному зрителю:
- Ален Рене «В прошлом году в Мариенбаде»
- Майкл Сноу «Длина волны»
- Харун Фароки «Образы мира и подписи войны»
- Апичатпонг Вирасетакул «Неосознанный полуденный объект»
- Мэтью Барни «Кремастер»
- Йонас Мекас «Потери, Потери, Потери»
- Верена Паравель и Люсьен Кастет Тейлор «Левиафан»
- Кеннет Энгер «Восход Скорпиона»
- Майя Дерен «Послеполуденные сети»
- Владимир Кобрин «Биопотенциалы»
- Тошио Мацумото «Похоронная процессия роз»
ГДЕ ПРОЙДЕТ ФЕСТИВАЛЬ?
Самые передовые эксперименты с киноизображением в этот раз можно будет увидеть с 26 по 30 сентября на четырех площадках: в Электротеатре «Станиславский», в Центре документального кино, в Новом Пространстве Театра Наций и в музее «Гараж».
С подробной программой можно ознакомиться по ссылке.
ЧТО СМОТРЕТЬ?
Фильм открытия — «Одержимые»
Сняли его самые модные голландские дизайнеры и художники Metaheaven, часто выступавшие на «Стрелке». «Одержимые» — это критика всепоглощающего мира смартфонов. Героиня-миллениал обнаруживает забытое прошлое среди коммунистических развалин и обращается к детским воспоминаниям. Должно быть, как минимум, красиво.
Инновационный VR-фильм «Заброшенный»
Совместный проект фестиваля MIEFF и музея «Гараж», фильм «Заброшенный» тайваньского режиссера Цая Минляна получил награду в конкурсе картин, снятых в формате виртуальной реальности, на 74-м Венецианском кинофестивале. Показы пройдут до 2 октября при поддержке компании BMW. Для показа фильма будет использоваться новая система виртуальной реальности HTC Vive Pro, которая требовала отдельной застройки и дополнительных технических элементов.
Десктоп-документалистика Кевина Би Ли
То, что сейчас делает Тимур Бекбамбетов, уже сделали до него. И Кевин — главный представитель жанра screen life. В живом режиме он будет создавать десктоп-фильм, посвященный Эйзенштейну и его нереализованному проекту «Стеклянный дом».
Перформансы Петера Кубелки
Лекция-перфоманс одного из главных киноавангардистов мирового кино, которому в будущем году исполнится 85 лет. Режиссер проведет его в особом импровизационном формате, где история искусства и философия будут существовать на равных с повседневными предметами: кухонной утварью, музыкальными инструментами и едой.
«Редкое событие»
Новая коллаборация художников и режиссеров Бена Риверса и Бена Рассела. Абсурдный фильм-дискуссия с участием Ханса Ульриха Обриста, Филиппа Паррено, Жана-Люка Нанси, Бориса Гройса и других современных мыслителей.