«Он был российским Клинтом Иствудом»: режиссеры, журналисты и писатели вспоминают Станислава Говорухина
14 июня на 83-м году жизни скончался режиссер, глава думского комитета по культуре Станислав Говорухин. Автора «Места встречи изменить нельзя» и «Ворошиловского стрелка» вспоминают коллеги, журналисты и писатели.
Михаил Идов, сценарист:
«Говорухин был, конечно же, российским Клинтом Иствудом (с идеальной точкой пересечения в "Ворошиловском стрелке"). В детстве казалось, что он чуть ли не единственный в СССР каким-то чудом понимал — и как актёр, и как режиссёр — невыразимый фактор КРУТИЗНЫ, то непреложное условие хорошего жанрового кино, по которому мы так голодали и которому здесь не учили и не учат. Говорухин был КРУТ. И, в точности как с Иствудом, в поздние годы его собственное понимание крутизны стало всё больше отдаляться от моего и требовало всё больших мысленных усилий по отделению человека от его фильмов — но останутся, конечно же, фильмы».
«Говорухин во многом был для нас образцом режиссера, мужчины, джентльмена. Это был человек, который занимался только тем, что ему было интересно и близко. Внутренне он был очень собранным человеком, он действительно любил искусство».
Александр Роднянский, продюсер:
«Скончался Станислав Сергеевич Говорухин... Замечательный режиссёр и актер, сильный и мужественный человек. Я его знал с детства, восхищался врожденным достоинством и прямотой высказываний. Талантом рассказчика и мужской харизмой. О любимых всеми фильмах и говорить не стоит — "Место встречи изменить нельзя", "Приключения Тома Сойера...", "Ворошиловский стрелок" давно стали не просто частью нашей кинематографической истории, а неотъемлемой частью культурного кода всего народа... Его абсолютная приверженность классической литературе и кино не мешали его пониманию сложных и неоднозначных фильмов — именно ему первому я показал нашего "Левиафана" и не ошибся в ожидании поддержки. Его политические убеждения не мешали его человеческим симпатиям и принципам — он помогал людям, не разделяющим его взгляды. Настоящий друг и учитель. До последнего дня он оставался живым, открытым и бесконечно сильным человеком».
Борис Берман, журналист и телеведущий:
Евгений Голубовский, журналист:
«6 июня перестало биться сердце Киры Муратовой. В ее фильме "Среди серых камней" играет Говорухин. И вот спустя 8 дней уходит ее актер. Кстати, кинороли Говорухина запомнились навсегда: Крылов в "Ассе" у Соловьева, комдив в "Анкор, еще анкор!" у Тодоровского.
Для меня Говорухин никогда не был из самых моих режиссеров. Но «Место встречи» пересматривал много раз и люблю.
Мне начнут сейчас писать в комментах, что в последние годы...
Я помню молодого одесского Говорухина — до того, как его соблазнила «большая политика» — и пишу о том периоде его жизни, когда его знал, с ним общался. И вообще нужно привыкнуть к непреложной мысли: люди меняются., мир меняется. Все проходит.
Но, думаю, в истории кино навсегда останется имя Говорухин, а в моей памяти — Говорухин с Высоцким, их общий фильм — «Место встречи изменить нельзя».
Может встретятся? Поговорят по-мужски.
Может...
Антон Долин, кинокритик:
«Прошлой осенью, когда "Искусство кино" было в драматической ситуации, я пришел просить денег на журнал у Попечительского совета Фонда кино. Там были люди из федеральных каналов, администрации президента, из Госдумы, правительства. Когда в ответ на мой безнадежный спич слово взял Говорухин, я сразу понял, что дело труба, никто нам помогать не станет. А он неожиданно сказал, что необходимо помочь. И помогли. Этого я тоже никогда не забуду. Мы, кстати, даже не были знакомы».
Ирина Петровская, журналист, критик:
«Не могу сказать, что нас со Станиславом Сергеевичем что-то особенное связывало, но вот эта картина перед глазами стоит. В 1997 году мы оказались на фестивале-круизе "Бархатный сезон", организованном друзьями-украинцами, и в первую очередь Володей Иваненко, одним из первых создателей в Украине частной телекомпании — фанатиком независимого ТВ (царствие ему небесное, несправедливо рано ушел). Маршрут был невероятный: из Москвы летели в Пальму де Майорку, там садились на роскошный теплоход и шли в Барселону, Ниццу, Чивитавекью, Дубровник, Венецию, а потом из Вероны летели в Киев на закрытие фестиваля и только оттуда в Москву. Говорухин был почётным гостем, с утра на верхней палубе делал зарядку, потом сидел с мольбертом, что-то рисовал. В наших веселых посиделках (а компания роскошная была — Клара Лучко, Ксения Маринина, Кора Церетели, Бисер Киров, Марк Рудинштейн, Александр Аркадьевич Белинский, Сергей Петрович Капица и пр) демонстративно не участвовал. Как-то сам по себе был. И вот отъезд. Верона. Прошли паспортный контроль, всех загнали в накопитель, а чартер из Киева вовремя не прилетел. Ни поесть, ни попить, ни прилечь толком — немногие места заняли более сообразительные пассажиры с детьми. И тут Станислав Сергеевич расстилает на полу своё роскошное кожаное пальто, и они с Рудинштейном садятся на нем играть в шахматы. Если бы тогда существовали айфоны, сделала бы фото с надписью "VIP". А они без всяких комплексов сидели на полу и играли себе. Часов эдак восемь. Еще есть истории, потом напишу. Жалко ужасно, невзирая ни на что, он настоящий был».