Первая вместе с Бьорк
Вы выступите в Москве с одиннадцатью музыкантами The Colorist Orchestra, с ними же вы записали свой последний на данный момент альбом. Они используют множество различных звуковых приемов, инструментов, «препарируют» рояль. Зачем вам нужен был такой опыт сотрудничества?
Мне кажется, это просто желание двигаться вперед и постоянно совершать какие-то открытия. Как музыкант я всегда путешествую – я имею в виду и путешествие внутрь себя, и попытки найти какие-то связи с внешним миром. Для каждого из нас редкость – отыскать вдруг кого-то, с кем ты ощущал бы сильную творческую и дружескую связь. Когда такое случается, ты просто подчиняешься происходящему.
Чувствуется какая-то магия, когда ты находишь единомышленников?
Да, именно. Создание музыки и запись ее – это всегда что-то очень личное. Требуется время, чтобы довериться другим людям, коллегам. И когда не нужно применять дополнительные усилия, все происходит непринужденно – это и есть магия.
Но в вашем совместном альбоме с оркестром заметно желание пересмотреть свой прошлый опыт, перезаписать свои известные песни. Почему?
Это не только желание записать ремейки. Когда я гастролировала с предпоследним альбомом Tookah, я почувствовала, как сильно меня утомили вопросы организации: выступления, переезды, бесконечная возня. Я хотела бы заниматься музыкой, а времени на нее совсем не оставалось. Я пребывала в отчаянии, мне захотелось все бросить. И мне случайно позвонили из Берлина. Один парень хотел перезаписать мои песни с квартетом. Мне стало так приятно! На свете так много хороших музыкантов, с которыми ты никогда не сталкиваешься, а они оказывается знают твою музыку. Его идея мне показалось интересной, я сказала, что совсем не буду вмешиваться, пусть он записывает, что хочет. Впоследствии мы стали друзьями.
Я почувствовала себя гораздо лучше и поняла, что готова выступать с другими артистами и скажу «да» любому, кто предложит мне что-нибудь. Получился эксперимент: я заявила, что готова буду приехать и выступить с любым коллективом, даже если выйдет ужасно, я просто никому это не покажу. И я играла так с разными людьми на протяжении трех лет. Ездила, например, в Испанию, выступала там с цыганами в Кордове, давала домашние концерты в Канаде, а все стояли и слушали — настоящее приключение! И когда появились ребята из The Colorist Orchestra, я даже не осознавала, во что может превратиться наша совместная работа – получилось что-то совершенно другое, непохожее на мои первоначальные записи.
До сих пор помню свои ощущения, когда мы впервые выступали с ними в Бельгии: черт, я ведь совсем не была готова к такому повороту. Музыканты были настолько профессиональными и подготовленными, что я поняла: мои песни уже не будут прежними. И за три дня выступлений я научилась чему-то новому. Я почувствовала, что ко мне вернулась любовь. Так мы решили не расставаться и сделать вместе еще что-нибудь.
Это значит, они помогли вам и пересмотреть саму себя?
Я уверена, что если бы не осмелилась пуститься во все тяжкие, ничего бы и не произошло. Я всегда была достаточно закрытым человеком. А все получилось благодаря человеческой страсти исследовать что-то новое. Очень важно выходить из зоны комфорта.
А что лично вы получаете от совместных выступлений, записей и коллабораций с различными музыкантами? Вы начинали в группе Gus Gus, записывались с Полом Окенфолдом, вы даже были соавтором нескольких песен Кайли Миноуг.
Для меня сотрудничать означает учиться. Работать с разными людьми, с проектами вроде The Colorist или Kid Koala, писать музыку для фильмов или телевизионных шоу всегда захватывающе, потому что сначала ты никогда не знаешь, что из этого выйдет. Иногда это непросто, но совместная работа всегда поднимает тебя на уровень выше. Ты можешь сделать что-то, что никогда бы не смог в одиночку. Это заводит.
Ваша песня Jungle Drum стала визитной карточкой Исландии, и вы во многом способствовали подъему туристической отрасли в стране. У меня есть необычный вопрос: как вы думаете, почему именно северные страны особенно привлекательны сегодня? Хотя бы с точки зрения музыки — Швеция, Англия, Исландия — передовые, разноплановые и уникальные музыкальные страны.
Сложно сказать. У меня нет ключа. Я согласна, что у северных народов чувство музыки развито. Это вопрос культуры. Я не имею в виду культурное наследие. Скажем, в Исландии не так развита поп-музыка. Совсем недавно я обнаружила, что в 1960-70-х годах артисты просто перепевали песни исполнителей из других стран на исландском языке. При этом почти каждый житель Исландии играет хотя бы на одном музыкальном инструменте. Для нас это как занятие спортом или как иностранные языки. Жители островов привыкли чувствовать себя несколько изолированными. Очевидно, через музыку мы учимся выражать себя, причем с детства. Поэтому в нашей культуре музыка повсеместна.
А вот Англия для меня вообще удивительно смелая страна с точки зрения искусства. Им все равно понравится ли их произведения кому-то еще, они умеют забирать все самое лучшее, перерабатывать на свой лад и ставить печать качества.
Вы сравнили музыку со спортом. В Москве вы выступаете прямо перед стартом чемпионата мира по футболу, в котором впервые принимает участие сборная Исландии. Футбол объединяет людей так же, как музыка?
Да, разумеется. Для Исландии ведь тоже удивительный случай – участие в чемпионате. Спорт у нас объединяет семьи; дети и взрослые приходят на стадионы вместе, и — вы не поверите — нет никаких футбольных хулиганов. Любой матч – это семейное событие, он проходит в атмосфере добра и единения. Некоторые исландские футболисты получили травмы перед чемпионатом, и мы с музыкантами из The Colorist наденем футбольные майки с их номерами и станцуем для них. Жалко, что мне придется пропустить матчи с участием сборной, мы улетим на выступление в Штутгарт. Надеюсь, за день в Москве мне удастся почувствовать энергетику чемпионата. Даже не представляете, как я рада!
Что-нибудь о российской музыкальной сцене вам известно?
Ничегошеньки! Однажды я прилетала в Россию, это было много лет назад, я выступала с дуэтом Thievery Corporation. Поездка показалась мне потрясающей. Мы ехали в ночном поезде из Петербурга в Москву, но это все, что я запомнила.
Вы чувствуете, куда вас приведут музыкальные эксперименты и знаете ли, что будет следующим шагом в вашей карьере?
Понятия не имею. Я предпочитаю отпустить ситуацию и следовать потоку. Для меня катастрофа – планировать следующие шаги и думать о том, как мне развиваться дальше и в какую сторону пойти. Я просто наслаждаюсь тем, что люблю больше всего на свете – музыкой. Она сама меня вытаскивает за волосы. И лучше для меня ничего быть не может.
Что человек, который никогда о вас не слышал, должен обязательно знать?
Вообще ничего! Иногда лучше быть неподготовленным. Так гораздо интереснее.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: