10 лучших альбомов мая
Princess Nokia
А Girl Cried Red (Rough Trade)
Восходящая звезда феминистского рэпа Princess Nokia стала известна год назад под крылом культового инди-лейбла Rough Trade. Всегда готовая дать сдачи, нью-йоркская красавица-активистка пуэрториканских кровей являет собой, однако, полную противоположность корпоративной хип-хоп звезде Cardi B. По сравнению с рыночной брутальностью последней, Princess Nokia — сама интеллигентность. Чувствуется это и в ее музыке: новый микстейп артистки «А Girl Cried Red» — это довольно необычный гибрид рэпа с эмо-роком и авторской песней. В нем девушка довольно далеко уходит от хип-хоповых клише, напоминая больше нью-йоркских умниц прошлых эпох вроде Сюзанн Вега.
Слава КПСС
Взрослая танцевальная музыка (Ренессанс)
Если в нулевые вся мудрость мира была сосредоточена в женских глянцевых журналах, то в наши дни ее надо искать в проповедях молодых русских рэперов. Новый альбом Вячеслава Машнова, известного под разными псевдонимами, в том числе и как Гнойный, основан на родительском рейве — 90-е по-прежнему в моде. Скандальный артист читает практически под синтетические ритмы «Гостей из будущего» и цитирует бессмертный призыв Мистера Малого «погибать молодым». Микс современного молодежного сленга и остросоциальной тематики с ретро-звучанием в меру забавен, но пара номеров удалась на 100%: это «В рыгаловке» и, конечно же, «Криминальная Россия».
Arctic Monkeys
Tranquility Base Hotel & Casino (Domino)
Как же далеко ушли Arctic Monkeys от тех малолетних рок-хулиганов, которыми они были, когда взрывали британскую сцену в середине нулевых. Собравшись вновь после двухлетнего тайм-аута и сторонних проектов (Алекс Тернер играл с The Last Shadow Puppets, а барабанщик Мэтт Хелдерс — с Игги Попом), эти четверо мужчин в расцвете сил записывают свою самую неожиданную, самую неспешную и самую душераздирающую пластинку.
Шестой альбом группы — это кинематографический нуар-лаунж из старых научно-фантастических лент с обилием фортепиано и глубоким, проникновенным вокалом Алекса Тернера в лучших традициях Скотта Уокера и Дэвида Боуи.
Little Big
Antipositive, Pt. 1 (LB Family)
Среди прочего первая часть третьего альбома питерского трэш-шапито Little Big содержит уже известный прошлогодний видеохит Lolly Bomb о любовных похождениях Ким Чен Ына. Последователи Die Antword, The Prodigy и Laibach (о котором они возможно и не слышали) специализируются на социальной сатире под клюквенные псевдорусские мотивы и доведенные до полного идиотизма ритмы рейва и драм-н-бейса.
Их провокационные и вправду неплохо придуманные клипы описывают вечные хтонические прелести русской жизни и обыгрывают штампы поп-индустрии. Они бьют ниже живота, собирают десятки миллионов просмотров и делают группу желанным гостем в Европе. Если вы сумеете прослушать альбом без видеоряда, считайте, что вы совершили маленький подвиг.
Ry Cooder
The Prodigal Son (Concord)
Выдающийся американский музыкант, многократный обладатель «Грэмми», специализирующийся на корневой музыке, известен у нас как автор саундтрека к фильму «Париж, Техас» и как человек, в очередной раз открывший миру Кубу своим проектом Buena Vista Social Club. На первом за 6 лет альбоме 71-летний гитарист-виртуоз вместе со своим сыном-барабанщиком Йохимом исполняет традиционные госпелы, блюзы, буги и кантри-номера ХХ века, а в трех собственных авторских вещах откликается и на проблемы современности. Все это, конечно, очень заокеанская история — наш слушатель не большой любитель всей этой американы. Но безграничные возможности интернета и стриминга делают ее постепенно все более востребованной и за пределами США.
Сплин
Встречная полоса (Сплин)
Новый альбом младшего классика русского рока частично составили песни, не вошедшие в предыдущий «Ключ к шифру» 2016-го. Однако релиз продолжает не только его. Еще в 2009-м услышав мощный «Сигнал из космоса», Александр Васильев вышел на некий новый художественный уровень, и с тех пор, вот уже почти десяток лет, «Сплин» записывает один за другим уверенные, сильные альбомы и будто катится по идеально гладкому шоссе.
Единственная проблема здесь — не уснуть и вправду не выехать на встречную полосу. Хотя сам автор в заглавном, кинематографически тревожном треке, возможно, подразумевал всю нашу страну. А если даже это и не так, то уж в коротеньких и нехарактерных «Шпионах» грубая политическая реальность явным образом прорывается в психоделический, шаманский мир поэта.
Courtney Barnett
Tell Me How You Really Feel (Marathon)
Австралийская автор-исполнитель Кортни Бернетт была номинирована на «Грэмми» уже за свой полноформатный дебют 2015 года. Ее второй сольный альбом «Tell Me How You Really Feel» звучит еще более грубо, сыро и тягуче, напоминая лучшие моменты истории альтернативной музыки, от The Velvet Underground до Nirvana. Последние, надо заметить, вспоминаются при прослушивании чаще всего, — особенно в идейной и эмоциональной кульминации альбома с говорящим названием «I’m Not Your Mother, I’m Not Your Bitch». Впрочем, патриархат атакован и в других песнях артистки, которой подпевают, между прочим, ее кумиры и наставницы, сестры Келли и Ким Дил из альтернативной рок-группы 90-х The Breeders.
Wiley
Godfather II (CTI)
Прошлогодний альбом британского рэпера с тем же названием должен был стать последним, но Ричард Кауи обманул и выпустил его сиквел. В планах и третья часть — лавры Фрэнсиса Копполы явно не дают ему покоя. В марте артист стал рыцарем ордена Британской империи за вклад в музыку. Свой славный путь к рыцарскому званию черный парень с ямайскими корнями проделал с криминального дна Восточного Лондона, которое и обеспечило его вдохновением. Wiley имеет право так называть свои альбомы — он считается признанным крестным отцом чисто английского жанра грайм.
«Godfather II» от предыдущего отличается чуть более удобоваримым, мейнстримным звучанием и наличием намеков на поп-мелодии, что, может, и не очень хорошо для давних фанатов артиста, но вполне подходит нам, простым смертным.
Громыка
Вольфрам и Молибден (Союз Мьюзик)
Несколько лет назад петрозаводский концептуальный коллектив, продолжающий традиции таких героев ленинградского рока как «АВИА» и «НОМ», вполне заслуженно произвел впечатление на публику. Название группы, авторитетный голос и имидж их фронтмена (брежневские брови и шапка-пирожок члена политбюро), звучание с использование винтажных советских синтезаторов — все вместе складывалось в цельное художественное высказывание. К четвертому альбому «Вольфрам и Молибден» шутка стала уже не так смешна, но по-прежнему радует ностальгирующих по блаженным временам Советского Союза.
Janelle Monáe
Dirty Computer (Bad Boy)
Третьим альбомом футуристическая R&B-дива укрепляет свою репутацию Принса в юбке. Это амбициозное полотно, где суперсовременное звучание встречается с ретро-духом космического фанка Джорджа Клинтона. В нем просто фейерверк жанров (от хип-хопа до синти-попа) и звездных гостей, среди них модная канадка Grimes и человек-легенда Брайан Уилсон из The Beach Boys. К тому же альбом дополнен 46-минутным фильмом, где альтер-эго исполнительницы, андроид Джейн 57821 борется, как водится, против тоталитарного общества.