Почему в «Фотоувеличении» Антониони так много моды

Но фильм при этом совсем не о ней
Почему в «Фотоувеличении» Антониони так много моды

Сначала коротко о появлении истории на свет и о сюжете. Однажды Альфред Хичкок снял фильм «Окно во двор» по одноименному детективному рассказу Корнелла Вулрича (о том, как фоторепортёр расследует убийство соседки, сидя дома с переломом). Под впечатлением от картины аргентинский писатель Хулио Кортасар (знаток магического реализма) написал рассказ «Слюни дьявола» о молодом парижском фотографе, который запечатлел сцену соблазнения мальчика-подростка взрослой женщиной. Режиссёр Микеланджело Антониони прочёл его и взялся за «Фотоувеличение» (Blowup). Это не экранизация — сюжет совершенно другой, но мотив иллюзорности происходящего у рассказа и фильма общий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Постер к фильму «Фотоувеличение», 1966
Постер к фильму «Фотоувеличение», 1966

В центре повествования молодой и успешный модный фотограф Томас (Дэвид Хеммингс), время от времени промышляющий социальной фотографией, который во время прогулки по парку видит пару и, очарованный красотой девушки Джейн (Ванесса Редгрейв), делает несколько снимков. Незнакомка это замечает и требует отдать ей плёнку под тем предлогом, что так вероломно вторгаться в чужую личную жизнь нельзя. Дело в том, что Томас ненароком запечатлел убийство, свидетельства которого — мужчину с пистолетом и бездыханное тело — он позже обнаружит путём увеличения проявленных снимков. Томас, поражённый находкой, отправится на место преступления, но к тому моменту труп уже исчезнет оттуда, а к его возвращению в студию исчезнут и снимки с уликами. Все мало-мальски значимое в этом фильме непременно скрывается из виду.

«Фотоувеличение», 1966
«Фотоувеличение», 1966
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда Антониони задумывал его, он не стремился снять фильм о модном фотографе. Режиссёр хотел наиболее точно передать зрителю ощущение вечно ускользающей куда-то реальности, а едва уловимая, вмиг возникающая и тут же проходящая мода оказалась идеальным сюжетным фоном. Для неопытного зрителя «Фотоувеличение» по сути — тоже история об эфемерности, но не настолько глубокая, как для опытного. Это делает картину эталоном кинематографического поп-арта. Тут все до ужаса модное, но это совсем не главное.

Ретрофутуризм

Надо сказать, что при подготовке к съемкам Антониони лично прочувствовал скоротечность выбранного предмета: он просил художника по костюмам разработать для персонажей наряды «будущего» — предугадать, что будет модно через несколько лет, чтобы в момент выхода фильм попал в самую точку. Отсюда все эти безумства.

Модели, которых снимает главный герой, одеты в творения Андре Куррежа, Пако Рабана и Пьера Кардена — главных ретрофутуристов того времени (да и вообще), изобретателей практичной и вместе с тем очень фантазийной одежды — яркой и минималистичной одновременно.

«Фотоувеличение», 1966
«Фотоувеличение», 1966
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Герои-не модели тоже те ещё модники. Все до одного. Томас носит белые джинсы с чёрными ботинками и вельветовый пиджак изумрудного цвета. Джейн в исполнении Ванессы Рэдгрейв одета в мини с заниженной талией. Под трикотажным топом девушки из антикварного магазина нет белья, а на ногах у неё цветные колготки.

«Фотоувеличение», 1966
«Фотоувеличение», 1966

А молодежь на концерте Yardbirds и сами музыканты? Все как из модного каталога: тельняшки, атласные рубашки, абстрактные принты, глянцевые брюки в полоску и сногсшибательный металлизированный дождевик.

«Фотоувеличение», 1966
«Фотоувеличение», 1966
«Фотоувеличение», 1966
«Фотоувеличение», 1966
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все в угоду концепции Антониони. Фильм настолько эстетичный, что невозможно оторваться, но даже при самом внимательном просмотре без отрыва остаётся ощущение, что ты что-то упустил.

Реальные звезды

Кстати, о Yardbirds. Помимо них в фильме есть еще звёзды, играющие самих себя. Во-первых, Верушка — одна из самых успешных на тот момент моделей. Тут она также великолепна и неуловима, как в жизни: позирует Томасу, словно богиня, и спешит улететь в Париж (потом Томас встретит ее на вечеринке и удивится, почему она не в Париже, на что Верушка ответит: «Я в Париже» — этот странный эпизод добавит фильму загадочности).

«Фотоувеличение», 1966
«Фотоувеличение», 1966

Во-вторых, Джейн Биркин. Можно сказать, что она тоже играет саму себя. Тогда в середине 60-х Биркин только начинала — пробовала себя перед кино- и фотокамерой. В «Фотоувеличении» она юная модель, мечтающая сняться у успешного фотографа. Так оно и было на самом деле. Поэтому и на обнаженку, наверно, Джейн согласилась легко. Это же Антониони.

«Фотоувеличение», 1966
«Фотоувеличение», 1966
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лондон

«Фотоувеличение» снимали в Лондоне. Ночлежка, из которой возвращается Томас в самом начале (документальная съемка — запретное удовольствие для модного фотографа) — реальный приют The Spike на Консорт-Роуд в криминальном районе Пэкхем. А парк, в котором встречаются главные герои и разворачивается загадочное убийство, лондонский парк Марион. Но Антониони не просто запечатлел город, он его приукрасил, в прямом смысле.

«Фотоувеличение», 1966
«Фотоувеличение», 1966

Режиссёр хотел сделать сцены максимально яркими, поэтому перед съемками на стволы деревьев и дорожки распыляли чёрную краску, а на газон зеленую (сцена в парке самая яркая во всем фильме — Антониони будто прошелся по ней текстовыделителем). Такой контрастный модный Лондон для Микеланджело Антониони был не декорацией, а частью действия.

«Фотоувеличение», 1966
«Фотоувеличение», 1966
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это ключевая черта поп-арта, когда нарочито внешнее и на первый взгляд пустое начинает играть с чувствами публики, вольной в своих интерпретациях, и, в результате, обретает сюжетный смысл. Проще говоря, зрителю искусственно обостряют переживания, отчего у него возникает больше эмоций и мыслей, относительно произведения.

Музыка

Модным и в хорошем смысле красивым фильм делает не только картинка, но и звук. Тут снова стоит вспомнить про группу Yardbirds с их Stroll On, выходец из которой Джимми Пейдж потом создаст Led Zeppelin. Музыкой в «Фотоувеличении» заведовал композитор Херби Хэнкок, изобретатель эйсид-джаза и фьюжна. Его задачей было дать нам послушать свингующий Лондон, и он справился блестяще. Музыка и бесноватое отношение молодых людей к музыкантам (сцена в клубе) — воплощение быстро сменявших друг друга кумиров 60-х, чья популярность так же эфемерна, как все происходящее в фильме.